Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее - Комиссия Ненецкого УФАС России, Комиссия контрольного органа в сфере закупок, Комиссия контрольного органа), руководствуясь пунктами 6.1.7, 6.4, 6.5. - 6.6., 7.1.- 7.2., 7.4.-7.6, 7.7.-7.8. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, частью 3 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) по результатам рассмотрения изложенных в жалобе общества с ограниченной ответственностью "ЭКОДОМ" (далее - ООО "ЭКОДОМ", Общество, Заявитель) сведений в отношении действий (бездействий) Заказчика - муниципального казенного учреждения "Управление городского хозяйства г. Нарьян-Мара" (далее - МКУ "УГХ г. Нарьян-Мара", Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме в отношении наименования объекта закупки: "Работы по благоустройству общественной территории в рамках мероприятия "Общественная территория Берег Качгортинской курьи в районе домов N 26, 35, 36 по ул. Полярная" (Извещение N 0384300004224000014), в присутствии представителей Заказчика, действующих на основании представленных доверенностей; в отсутствии представителей Заявителя, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела
УСТАНОВИЛА:
В Ненецкое УФАС России в отношении объекта закупки N 0384300004224000014 перенаправлена жалоба (рег. номер 521-ЭП/24). В жалобе Заявитель указывает на то, что в порядке оценки заявок Заказчиком установлены требования к сопоставимости предмета контракта, который подтверждает наличие опыта выполнения работ только по благоустройству территории, тогда как работы по строительству и реконструкции объектов капитального строительства не принимаются для оценки заявок, что не соответствует подходу к установлению требований к опыту выполнения работ в рамках Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям, Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной. В своих письменных пояснениях Заказчик указал, что под сопоставимостью с предметом заключаемого контракта подразумеваются контракты на выполнение работ по благоустройству в части тех работ, которые образуют объект закупки, что не запрещено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604. При этом аналогия с позицией 9 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 не применима в рассматриваемом случае.
В ходе проведения внеплановой проверки и с учетом информации, изложенной в содержании жалобы, а также представленных документов, которые в совокупной взаимосвязи связаны с правовым анализом обстоятельств предмета закупки и доводов жалобы, Комиссия контрольного органа при предусмотренных правовых основаниях действующего законодательства подходит к следующим выводам.
27.02.2024 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0384300004224000014 о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по благоустройству общественной территории в рамках мероприятия "Общественная территория Берег Качгортинской курьи в районе домов N 26, 35, 36 по ул. Полярная", с начальной (максимальной) ценой контракта 43 912 280,00 руб.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закон о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе, к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Согласно Извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме от 27.02.2024 N0384300004224000014 Заказчиком установлены требования к участникам, в том числе: 3.1 Требования в соответствии с позицией 9 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Из части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе следует, что в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно подпункту "г" пункта 3 раздела I Положения предусмотрено, что для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяется критерий оценки: квалификация участников закупки.
В пункте 8 раздела I Положения указано, что в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктом "г" пункта 3 настоящего Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
В подпункте "в" пункта 24 раздела V Положения предусмотрено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, следующий показатель оценки: наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
Подпунктами "в-е" пункта 28 раздела V Положения предусмотрено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, в порядке оценки должны быть установлены следующие параметры оценки:
- предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
- последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
- к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
- к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Таким образом, требования к содержанию показателя критерия оценки заявки "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" предусмотрены данными пунктами Положения.
Так, в порядке оценки Заказчик, в том числе обязан определить предмет договора (договоров), сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при этом критерии сопоставимости устанавливаются заказчиком самостоятельно с учетом особенностей предмета закупки.
Как установлено в рамках рассмотрения жалобы в приложении N 5 к Извещению о проведении электронного конкурса по детализирующим показателям, указанным в пунктах 2.1. и 2.2. таблицы N 1, Заказчиком установлено, что к оценке принимаются исполненные договоры имеющие сопоставимый характер выполненных работ (услуг) по благоустройству общественных территорий, прогулочных зон, стоянок, дворовых территорий, причем если работы (услуги) данного характера не прописаны в предмете.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что: "Извещение на электронный конкурс имеет два детализирующих показателя оценки по критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (договора), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (значимость показателя оценки, 40 %), что позволяет участникам закупки предоставить опыт выполнения договоров более вариативно".
Заказчик, при указании сопоставимости работ (услуг) не конкретизирует виды или характер работ (услуг) исполненных договоров для оценки опыта участников данной закупки.
В данном случаем виды и характер работы (услуги) могут быть разнонаправлены ввиду того, что Благоустройство - это не вид или характер работ, а согласно Градостроительному Кодексу РФ деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленная правилами благоустройства территории.
Заказчик вправе установить порядок оценки, исходя из своих потребностей, целей, значимости и характера заказа, которым могут не соответствовать все субъекты хозяйственной деятельности, поскольку правомерная конкуренция состоит в соперничестве и в формировании любым лицом лучшего предложения по исполнению заказа. В таких случаях, установленный заказчиком порядок оценки не может расцениваться как ограничение прав одних и предоставление преимуществ другим субъектам.
Таким образом, Заказчик выявляет победителя, который соответствует названным целям, поэтому включение в документацию о закупке критериев и порядка их оценки, которые в итоге приводят к исключению из круга участников лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупке, поскольку все участники закупки поставлены в равные условия.
В порядке оценки определено, что договор с точки зрения предмета контракта, представляемого в подтверждение опыта выполнения работ, является сопоставимым с предметом объявленной закупки, что не противоречит абзацу 2 подпункта "в" пункта 28 раздела V Положения, пункту 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Кроме того, требования, установленные Заказчиком в Извещении и порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (Приложение N 5 к Извещению) по закупке N 0384300004224000014 не приводят к ограничению конкуренции и нарушению прав и законных интересов участников закупки, не препятствуют к подаче заявки на участие в закупке, что подтверждается количеством поданных заявок. Количество поступивших заявок на участие в закупке - 4, при этом Заявитель в торгах участие не принимал, заявку не подавал.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.03.2024 NИЭОК1 всем заявкам присвоены баллы по результатам проведения конкурса, таким образом с учетом отсутствия материально-правовой заинтересованности участия в закупке Заявителя, не представляется возможным установить каким образом оспариваемые положения извещения о закупке повлияли на права и законные интересы Заявителя.
В силу части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако, Заявитель явку своих полномочных представителей не обеспечил, запросов на разъяснения не подавал, сведений (информацию) и документов, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе, в том числе о положениях извещениях, ограничивающих количество участников, а также препятствий для подачи заявки на участие в закупке не представил.
Следовательно, довод жалобы не находит своего подтверждения.
Комиссия контрольного органа, руководствуясь статьей 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭКОДОМ" на действия Заказчика - муниципального казенного учреждения "Управление городского хозяйства г. Нарьян-Мара" при проведении открытого конкурса в электронной форме в отношении наименования объекта закупки: "Работы по благоустройству общественной территории в рамках мероприятия "Общественная территория Берег Качгортинской курьи в районе домов N 26, 35, 36 по ул. Полярная" (Извещение N 0384300004224000014) необоснованной.
Настоящее решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу от 18 марта 2024 г. N 083/06/106-17/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.03.2024