На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - начальника отдела контроля торгов отдельных видов юридических лиц N 2 Управления контроля размещения государственного заказа Бомбыря Д.С.,
членов Комиссии:
начальника отдела проверок N 1 Управления контроля размещения государственного заказа Крюковой Е.Л.,
главного государственного инспектора отдела методологии Управления контроля размещения государственного заказа Клишиной О.А.,
при участии посредством системы видео-конференц-связи представителя Минобрнауки России Огонева А.А., представителей ИСЗФ СО РАН
Агафоновой Ю.В., Батаева С.А., Олемского С.В.
в результате осуществления внеплановой проверки на основании обнаружения контрольным органом в сфере закупок признаков нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях ИСЗФ СО РАН при заключении ИСЗФ СО РАН государственного контракта от 01.11.2023 N 68-02/2023-44 на выполнение проектно-изыскательных работ, работ по капитальному строительству, поставке и монтажу общеинженерного и технологического оборудования по объекту: "Система радаров - Иркутская область, Ольхонский район, м. Харикта, территория Байкальской обсерватории физики атмосферы и экологического мониторинга Федерального государственного бюджетного учреждения науки Ордена Трудового Красного Знамени Института солнечно-земной физики Сибирского отделения Российской академии наук" (номер реестровой записи контракта в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 1971006293923000110) (далее - Контракт),
УСТАНОВИЛА:
В связи с обнаружением ФАС России признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки 28.02.2024 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 18.03.2024.
Статьей 24 Закона о контрактной системе установлены способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Так, согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Статьей 93 Закона о контрактной системы установлен порядок и случаи осуществления заказчиком закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно пункту 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями, либо государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, либо акционерным обществом, сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 93 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 6, 9, 34 и 50 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик обязан направить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта в контрольный орган в сфере закупок уведомление о такой закупке. Уведомление о такой закупке направляется при ее осуществлении для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок.
К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с пунктами, предусмотренными частью 2 статьи 93 Закона о контрактной системе, контракта с обоснованием его заключения.
В ФАС России в соответствии с частью 2 статьи 93 Закона о контрактной системе поступило уведомление (вх. от 03.11.2023 N 171868-ЭП/23) о заключении
ИСЗФ СО РАН с ИСЗФ СО РАН Контракта с обоснованием его заключения (далее - Обоснование).
Согласно ЕИС, а также поступившим в адрес ФАС России документам и сведениям, ИСЗФ СО РАН с ИСЗФ СО РАН заключен Контракт на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, цена которого составила 31 258 122 900 руб.
Так, в Обосновании указано, что закупка на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе осуществляется в целях создания комплекса научного оборудования, не имеющего аналога в Российской Федерации, функционирующего как единое целое и создаваемого ИСЗФ СО РАН
для получения научных результатов, достижение которых невозможно при использовании другого оборудования, а также в целях поддержки, развития и обновления научно-исследовательской, опытно-экспериментальной базы ИСЗФ СО РАН и производственных фондов ИСЗФ СО РАН.
На заседании Комиссии установлено, что Контракт заключен в соответствии с соглашением от 07.06.2023 N 075-12-2023-001 о передаче полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов при осуществлении за счет средств федерального бюджета бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации (далее - Соглашение).
В соответствии с пунктом 1.1. Соглашения Минобрнауки России передает на безвозмездной основе, а ИСЗФ СО РАН принимает полномочия государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов от лица Минобрнауки России.
Комиссией установлено, что ранее 28.06.2023 ИСЗФ СО РАН, Минобрнауки России в ЕИС размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме, объектом которого являлся тот же предмет Контракта, с начальной (максимальной) ценой контракта в размере 31 258 122 900 руб. (номер извещения в ЕИС - 0334100008023000015) (далее - Конкурс).
На заседании Комиссии установлено, что ФАС России проведены контрольные мероприятия в результате рассмотрения обращения ИСЗФ СО РАН, Минобрнауки России о согласовании заключения контракта с ИСЗФ СО РАН и принято решение от 19.10.2023 по делу N 23/44/93/323, согласно которому в действиях ИСЗФ СО РАН, Минобрнауки России выявлены нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, части 6 статьи 31, пункта 2 части 6 статьи 39, пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, в связи с чем ИСЗФ СО РАН, Минобрнауки России отказано в согласовании заключения контракта с ИСЗФ СО РАН по итогам проведения Конкурса.
ФАС России установлено, что единственной заявкой, поданной на участие в Конкурсе, явилась заявка ИСЗФ СО РАН, при этом уполномоченным органом по Конкурсу являлся ИСЗФ СО РАН, комиссией по осуществлению Конкурса уполномоченного органа - лица, привлеченные ИСЗФ СО РАН.
Вместе с тем в Обосновании и в представленных ИСЗФ СО РАН
на заседании Комиссии материалах содержится информация о нормативных правовых актах и их положениях, в соответствии с которыми ИСЗФ СО РАН осуществлена закупка у ИСЗФ СО РАН:
- статья 2, части 4, 4.1 статьи 5 Федерального закона от 23.08.1996
N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике (далее - Закон N 127-ФЗ);
- пункт 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ);
- постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2014
N 1504 "Об осуществлении бюджетных инвестиций в проектирование и строительство объектов капитального строительства "Укрупненный инвестиционный проект "Национальный гелиогеофизический комплекс Российской академии наук, 1 этап" (далее - Постановление N 1504);
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.12.2018
N 2659-р "Об утверждении комплексного плана развития Сибирского отделения Российской академии наук с учетом приоритетов и долгосрочных планов развития Сибирского федерального округа" (далее - Распоряжение N 2659-р);
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.02.2023
N 267-р "Об утверждении перечня объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), объектов недвижимого имущества, входящего в систему документов комплексной государственной программы Российской Федерации "Строительство" (далее - Распоряжение
N 267-р).
Согласно части 4 статьи 5 Закона N 127-ФЗ научная организация обязана поддерживать и развивать свою научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную базу, обновлять производственные фонды.
Комиссия отмечает, что часть 4 статьи 5 Закона N 127-ФЗ не устанавливает предписывающее правило по формированию у ИСЗФ СО РАН обязанности на выполнение работ, а также поставке товара самостоятельно и в статусе единственного исполнителя в рамках заключенного ИСЗФ СО РАН Контракта.
Кроме того, в силу части 4.1 статьи 5 Закона N 127-ФЗ научные организации вправе создавать центры коллективного пользования научным оборудованием, уникальные научные установки.
Таким образом, часть 4.1 статьи 5 Закона N 127-ФЗ закрепляет диспозитивное право научных организаций по созданию научных объектов и не предусматривает возникновение либо реализацию исключительных полномочий ИСЗФ СО РАН
по Контракту.
Комиссия обращает внимание, что статья 2 Закона N 127-ФЗ
с точки зрения своего юридико-технического оформления не предполагает нормативное регулирование вопросов наделения ИСЗФ СО РАН исключительными полномочиями по Контракту.
В соответствии с пунктом 16 статьи 1 ГрК РФ застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Вместе с тем Комиссия отмечает, что пункт 16 статьи 1 ГрК РФ определяет обеспечение лицами указанных видов работ при реализации ими правомочий по владению, пользованию и распоряжению земельным участком в силу положений статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также обязательствами, вытекающими из существа договорных правоотношений, и противоречит порядку наделения исключительными полномочиями лиц на выполнение закупаемых работ, оказание закупаемых услуг в соответствии с пунктом 6 части 93 Закона о контрактной системе.
При этом пункт 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе является императивной нормой по своей правовой природе, а потому произвольное толкование ИСЗФ СО РАН ее положений при заключении Контракта является недопустимым.
Перечнем объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), объектов недвижимого имущества, входящий в систему документов комплексной государственной программы Российской Федерации "строительство", утвержденным Распоряжением N 267-р (далее - Перечень), предусмотрено, что застройщиком (заказчиком) в отношении предмета Контракта является ИСЗФ СО РАН.
На заседании представители ИСЗФ СО РАН сообщили, что ИСЗФ СО РАН заключен Контракт на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, поскольку ИСЗФ СО РАН определен Перечнем в качестве застройщика (заказчика) в отношении предмета Контракта.
Комиссией при осуществлении анализа сведений из ЕИС установлено,что ФГАУ "НИИ "ЦЭПП", аналогично определенным Перечнем в качестве застройщика (заказчика), в том числе в целях соблюдения положений Распоряжения N 267-р проведен открытый конкурс в электронной форме на выполнение работ по реконструкции объекта недвижимого имущества, находящегося у ФГАУ "НИИ "ЦЭПП" в оперативном управлении (нежилое здание, расположенное по адресу: 141006, Московская область, г. Мытищи, Олимпийский пр-т, д. 42)",по результатам проведения которого между ФГАУ "НИИ "ЦЭПП" и ООО "АК ТАШ" заключен государственный контракт от 21.07.2023 N 1/23-25 (реестровый номер в ЕИС - 1502900684723000001).
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Распоряжение
N 267-р не ограничивает способ заключения застройщиками (заказчикам) государственных контрактов по объектам (мероприятиям), предусмотренным Распоряжением N 267-р, а лишь определяет Перечень в рамках направления инвестирования средств федерального бюджета.
Также Комиссия обращает внимание, что в силу части 1 статьи 2
Закона о контрактной системе к правоотношениям, возникшим из государственного (муниципального) контракта, применяются в первую очередь положения Закона о контрактной системе, следовательно, обязательства и правомочия, связанные с правовым статусом ИСЗФ СО РАН в роли застройщика по Контракту,не могут выступать как основание для его заключения в порядке, предусмотренном пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что Постановление N 1504 устанавливает распределение предполагаемой (предельной) стоимости, сметной стоимости проектирования и строительства объектов капитального строительства "Укрупненный инвестиционный проект "Национальный гелиогеофизический комплекс Российской академии наук", 1 этап" и общего (предельного) объема бюджетных инвестиций за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в их проектирование и строительство по годам реализации инвестиционного проекта".
Вместе с тем Распоряжением N 2659-р утвержден план мероприятий, направленных на комплексное развитие Сибирского отделения Российской академии наук, обеспечивающих в том числе реализацию приоритетов и долгосрочных планов развития Сибирского федерального округа.
Комиссией установлено, что Постановление N 1504 и Распоряжение
N 2659 не подтверждают наделение ИСЗФ СО РАН исключительными полномочиями в том значении, которое используется в пункте 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что нормативные правовые акты, представленные ИСЗФ СО РАН, не содержат информацию об исключительных полномочиях ИСЗФ СО РАН на выполнение работ, оказание услуг в соответствии с предметом Контракта и не являются основанием для осуществления ИСЗФ СО РАН закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в порядке, предусмотренном пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия ИСЗФ СО РАН нарушают часть 1 статьи 24 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях ИСЗФ СО РАН нарушение части 1 статьи 24
Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы от 18.03.2024 по делу
N П-75/24 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии:
Члены Комиссии: |
Д.С. Бомбырь
Е.Л. Крюкова
О.А. Клишина
|
Исп. Ю.А. Баратов
тел. 8 (499) 755-23-23 вн. (088-307)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 18 марта 2024 г. N П-75/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.03.2024