В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), п. "б" ч.13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее по тексту - Правила) и на основании Приказа Оренбургского УФАС России N 47/24 от 24.01.2024 г., Комиссией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок в составе:
Председателя Комиссией:, Членов Инспекции:
в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
представителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Оренбургской области -,
представителя ИП Пензяковой С.А. -
рассмотрев обращение Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Оренбургской области о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ИП Пензяковой С.А. (ИНН: 560202001601, ОГРНИП: 323565800067153), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию автомобилей LADA GRANTA, находящихся на гарантии завода-изготовителя (номер извещения N 0153100007624000003, реестровый номер контракта N 1561008587924000004),
УСТАНОВИЛА:
13 марта 2024 года в Оренбургское УФАС России посредством единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг поступило обращение Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Оренбургской области (далее по тексту - Заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее по тексту - РНП) сведений в отношении ИП Пензяковой С.А. (ИНН: 560202001601, ОГРНИП: 323565800067153) (далее по тексту - Исполнитель), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию автомобилей LADA GRANTA, находящихся на гарантии завода-изготовителя (номер извещения N 0153100007624000003, реестровый номер контракта N 1561008587924000004).
Представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с п. 1.1 Контракта, обязан оказать услуги по техническому обслуживанию автомобилей LADA GRANTA, находящихся на гарантии завода - изготовителя. При оказании услуг по техническому обслуживанию транспортных средств должна сохраняться гарантия завода - изготовителя.
26.02.2024 г. были запрошены документы, подтверждающие, что ИП Пензякова С.А. является официальным дилером завода-изготовителя. 27.02.2024 г. Заказчиком был получен ответ о том, что ИП Пензякова С.А. не является официальным дилером завода-изготовителя. Таким образом, оказать услуги по техническому обслуживанию автомобилей LADA GRANTA, находящихся на гарантии у завода-изготовителя не имеет возможности.
Представитель ИП Пензяковой С.А. просил сведения в отношении Исполнителя в РНП не включать, пояснил, что не имел умысла уклоняться от исполнения контракта. В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона N 0153100007624000003, Заказчиком проводилась закупка услуг по техническому обслуживанию автомобилей LADA GRANTA, находящихся на гарантии завода-изготовителя. Дополнительных требований о наличии документов, подтверждающих, что Исполнитель является официальным дилером АВТОВАЗ, не требовалось.
26.02.2024 г. от Заказчика поступила заявка о проведении технического обслуживания, которое запланирована на 06.03.2024 г. Также, в этой заявке Заказчиком были запрошены документы о том является ли Исполнитель официальным дилером АВТОВАЗ.
В ответ на заявку, Исполнитель направил информацию о том, что ИП Пензякова С.А. не является официальным дилером АВТОВАЗ, в связи с чем, осуществить гарантийный ремонт не представляется возможным, однако, Исполнитель не отказывается выполнить техническое обслуживание транспортных средств в соответствии с техническим заданием. При этом, то обстоятельство, что Исполнитель не является официальным дилером АВТОВАЗ не может повлиять на исполнение договора в полном объеме.
Представитель ИП Пензяковой С.А. отметил, что порядок замены запасных частей в рамках проведения гарантийного ремонта, в договоре отсутствует.
Комиссия Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, заслушав приведенные доводы, установила следующее:
08.02.2024 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке было размещено извещение о проведении запроса котировок на оказание услуг по техническому обслуживанию автомобилей LADA GRANTA, находящихся на гарантии завода-изготовителя (номер извещения N 0153100007624000003).
Начальная цена контракта составляет 123 200,03 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.02.2024 г. N ИЗК1, поступила единственная заявка ИП Пензяковой С.А., которая была признана соответствующей требованиям извещения о проведении запроса котировок N 0153100007624000003).
21.02.2024 г. между Заказчиком и ИП Пензяковой С.А. заключен контракта N 03/2024 на оказание услуг по техническому обслуживанию автомобилей LADA GRANTA, находящихся на гарантии завода-изготовителя на сумму 110 880, 00 рублей (далее - Контракт).
В соответствии с п. 4.1 Контракта, услуги оказываются в следующие сроки - начало оказания услуг: с даты заключения настоящего Контракта, по факту обращения Заказчика.
26.02.2024 г. Заказчиком в адрес Исполнителя направлена заявка N 1 на техническое обслуживание LADA GRANTA.
Также, как указано сторонами - 26.02.2024 г. Заказчиком в адрес Исполнителя направлено письмо б/н, согласно которому Исполнителю необходимо предоставить в адрес Заказчика пакет документов, подтверждающий, что ИП Пензякова С.А. является официальным дилером автомобилей LADA АВТОВАЗ.
27.02.2024 г. Исполнителем в адрес Заказчика направлено письмо б/н, в котором сообщается, что ИП Пензякова С.А. не является официальным дилером автомобилей LADA АВТОВАЗ, в связи с чем, осуществить гарантийный ремонт не представляется возможным. Исполнитель, подавая заявку на участие в закупке, руководствовался информацией и условиями извещения, в котором дополнительных требований к участникам закупки не предъявлялось, в связи с чем, предлагает Заказчику расторгнуть Контракт по соглашению сторон.
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
С учетом требований ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с п. 15.6 Контракта, Настоящий Контракт может быть расторгнут по взаимному соглашению Сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном частями 8 - 25 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Заказчиком 01.03.2024 г. принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта исх. N 1474/01-02-03.
01.03.2024 10:46 (МСК) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено Заказчиком в Единой информационной системе.
Исполнителем данное решение получено 01.03.2024 10:46 (МСК).
Учитывая положения ч. 12.1 Закона о контрактной системе, односторонний отказ Заказчика от исполнения Контракта вступил в силу 12.03.2024 г.
При расторжении контракта заказчиком соблюдена процедура, предусмотренная положениями ст. 95 Закона о контрактной системе.
Следовательно, на дату заседания Комиссии Оренбургского УФАС России решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта считается вступившим в силу.
Согласно ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Порядок рассмотрения обращения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков и ведения реестра такого реестра определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Постановление N 1078).
Согласно ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе, а также п.13 Постановления N 1078, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие лица, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформированной Определением от 19.02.2015 N 301-КГ15-632 по делу N А29-3152/2014, при рассмотрении вопроса о законности решения о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
Включение лица в реестр невозможно без установления его вины, выраженной в сознательном уклонении от исполнения контракта.
Комиссией Оренбургского УФАС России приняты во внимание следующие обстоятельства.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
При рассмотрении вопроса о наличии оснований для включения ИП Пензяковой С.А. в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения заключить и исполнить контракт надлежащим образом и в согласованные сроки.
Отказ заказчика от договора, в том числе по мотиву существенного нарушения подрядчиком условия договора, может являться как следствием недобросовестного поведения поставщика, принимавшего участие в торгах номинально и не имеющего намерения реально выполнять работы по контракту, так и не являться таковым (в том случае, если нарушение условий договора не вызвано злонамеренными действиями поставщика, а связано с обстоятельствами, находящимися вне его сферы контроля).
На основании исследования имеющихся в материалах дела доказательств, Комиссия Оренбургского УФАС России обстоятельств, объективно свидетельствующих о наличии недобросовестных действий Исполнителя не выявила, в связи с чем, сведения в отношении ИП Пензяковой С.А. не подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, Комиссия Оренбургского УФАС России, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
В удовлетворении требований Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Оренбургской области о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ИП Пензяковой С.А. (ИНН: 560202001601, ОГРНИП: 323565800067153), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию автомобилей LADA GRANTA, находящихся на гарантии завода-изготовителя (номер извещения N 0153100007624000003, реестровый номер контракта N 1561008587924000004), отказать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 20 марта 2024 г. N 056/10/104-259/2024 (ключевые темы: реестр недобросовестных поставщиков - односторонний отказ - исполнение контракта - исполнитель - дилер)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.03.2024