Резолютивная часть решения оглашена 26 марта 2024 года
Решение в полном объеме изготовлено 29 марта 2024 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии:
Членов Комиссии:
рассмотрение осуществлялось посредством видео-конференц-связи в присутствии представителей муниципального казенного учреждения Бузулукского района "Управление эксплуатации и материально-технического обеспечения" - , действующих на основании доверенности,
в отсутствии Общества с ограниченной ответственностью "Прогресс-Арена", Муниципального образования Бузулукский район - на рассмотрение жалобы не явились, о дате, времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом, ходатайств не заявляли,
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Прогресс-Арена" на действия муниципального казенного учреждения Бузулукского района "Управление эксплуатации и материально-технического обеспечения" при проведении электронного аукциона на поставку мебели в отдел опеки МО Бузулукский район (извещение N 0153300007624000026),
УСТАНОВИЛА:
В Оренбургское УФАС России через Единую информационную систему поступила жалоба (вх. N 2827/24 от 20.03.2024) Общества с ограниченной ответственностью "Прогресс-Арена" (далее - Заявитель, Общество) на действия муниципального казенного учреждения Бузулукского района "Управление эксплуатации и материально-технического обеспечения" (далее - Заказчик, Учреждение) при проведении электронного аукциона на поставку мебели в отдел опеки МО Бузулукский район (извещение N 0153300007624000026) (далее - аукцион, закупка).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, Уполномоченному органу выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Из жалобы следует, что Заказчиком установлено требование к закупаемому товару: "Цвет - по согласованию с заказчиком", которое не позволяет однозначным образом определить соответствие закупаемого товара установленным Заказчиком требованиям. Указанное, по мнению Заявителя, может привести к неисполнению или ненадлежащему исполнению контракта.
Представитель Заказчика жалобу просил признать необоснованной, полностью поддержав доводы, изложенные в письменных пояснениях, указав на следующее. Описание объекта закупки было составлено в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе, в соответствии с которой Заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Требования о том, что цвет мебели согласовывается с Заказчиком, не относятся ни к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товара. Оспариваемое требование подразумевает под собой согласование победителем закупки необходимого цвета (оттенка) в соответствии с палитрой цветов, имеющихся у победителя. Потребностью Заказчика не являются уникальные цветовые решения мебели, которые могут привести к неисполнению контракта. Обозначенное требование относится в равной степени ко всем участникам закупки и не предоставляет преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам. Более того, на участие в закупке подано 4 заявки, все признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям извещения. Заявитель не подавал заявку, правом о подачи запроса о разъяснении положений извещений также не воспользовался.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, пришла к следующим выводам.
12.03.2024 на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) и на электронной площадке электронного аукциона на поставку мебели в отдел опеки МО Бузулукский район (извещение N 0153300007624000026).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 170 990,34 рублей.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 2 части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкурентным способом определения поставщиков является, в том числе, проведение электронного аукциона.
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, предусмотренную пп.1-23 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Частью 2 вышеуказанной статьи предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Из смысла норм статьи 33 Закона о контрактной системе, следует, что заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Подобные действия не противоречат положениям части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку описание объекта закупки содержит определенные технические характеристики товара, подлежащего к поставке, которые в наилучшей степени отвечают требованиям заказчика.
Кроме того, возможность осуществления поставки товара предусмотрена для неограниченного числа поставщиков.
Материалами дела установлено, что Техническим заданием на поставку офисной мебели предусмотрены в том числе следующие требования к поставляемому товару:
"Поставка, установка мебели, осуществляется Поставщиком в течение 30 (тридцать) рабочих дней со дня подписания настоящего контракта.
1.1 Место поставки и установки - Оренбургская обл., г. Бузулук, ул. Ленина д. N 10 2 этаж 15 кабинет
2. Требования к поставляемым товарам.
Качество товаров должно соответствовать действующим нормам, правилам и требованиям, установленным Законодательством РФ .
3.Товар должен быть новым, не бывшим в эксплуатации, не восстановленным, не иметь дефектов материалов и изготовления, не модифицированным, не переделанным, без внутренних и внешних повреждений.
4 Цена Контракта включает в себя: стоимость Товара, расходы, связанные с доставкой, разгрузкой-погрузкой, размещением в местах Заказчика, стоимость упаковки (тары), маркировки, страхование, таможенные платежи (пошлины), НДС, другие установленные налоги, сборы и иные расходы, связанные с исполнением Контракта.
5. Цвет мебели - по согласованию с Заказчиком.
6. Гарантийный срок эксплуатации мебели составляет 12 месяцев, с момента установки".
Заказчик при описании объекта закупки указал следующие коды позиций в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) 31.01.12.110-00000004 - Стол для переговоров; 31.01.12.110-00000004 - Стол для переговоров; 31.01.12.150-00000003 - Тумба офисная деревянная; 31.01.12.139 - Шкаф-купе; 31.01.12.110 - Бриф-приставка; 31.01.12.139 - Тумба - купе СТМ.
Указанные позиции КТРУ не содержат характеристики "цвет".
Из пояснений Заказчика следует, что на стадии проведения закупки конкретный цвет мебели не может быть определен, поскольку закупка мебели производится для оснащения объекта после проведения ремонтных работ. При указанных обстоятельствах цвет будет согласовываться в ходе исполнения контракта. Кроме того, Заказчик при согласовании цвета будет учитывать палитру цветов, которая имеется в наличии у поставщика.
Согласно ст. 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Невозможность отдельных участников закупок по каким-либо причинам конкурировать с иными участниками рынка не является поводом учитывать данные обстоятельства заказчиком при формировании описания объекта закупки.
Также необходимо учитывать, что отсутствие у заявителя возможности поставить товар, отвечающий требованиям извещения об электронном аукционе, не свидетельствует об ограничении круга потенциальных участников торгов, так как возможности каждого хозяйствующего субъекта различны.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. Исключение из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Помимо прочего, Заявителем не представлено доказательств, что требования к товару влекут за собой ограничение количества потенциальных участников аукциона, в том числе ограничили право Заявителя на участие в закупке, препятствовали каким-либо образом подаче заявки Заявителем.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.03.2024 NИЭА1 на участие в закупке подано 4 заявки, все признаны соответствующими положениям извещения об осуществлении закупки N 0153300007624000026.
В соответствии с ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Таким образом, в случае, если потенциальному участнику закупки не представляется понятным те или иные положения извещения, проекта контракта, он может подать соответствующий запрос о разъяснении положений извещения о закупке. Между тем Заявитель своим правом не воспользовался.
Кроме того, из положений ст. 105 Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы. В связи с тем, что Заявитель на рассмотрение жалобы не явился, у Комиссии Оренбургского УФАС России отсутствовала возможность задать уточняющие вопросы относительно доводов жалобы.
При таких обстоятельствах доводы жалобы признаются необоснованными.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Прогресс-Арена" на действия муниципального казенного учреждения Бузулукского района "Управление эксплуатации и материально-технического обеспечения" при проведении электронного аукциона на поставку мебели в отдел опеки МО Бузулукский район (извещение N 0153300007624000026) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 26 марта 2024 г. N 056/06/106-287/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.03.2024