Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев информацию ФГБОУ ВО "СГМУ имени В.И. Разумовского"
Министерства здравоохранения Российской Федерации о включении ООО "Айти Девайс" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения запроса котировок N 0360100030523001218 "Оказание услуг по аренде серверного оборудования" (далее - Информация),
УСТАНОВИЛА:
18.03.2024 ФГБОУ ВО "СГМУ имени В.И. Разумовского" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Заказчик) представило в Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) информацию о включении ООО "Айти Девайс" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения запроса котировок N 0360100030523001218 "Оказание услуг по аренде серверного оборудования" (далее - Запрос котировок).
Изучив представленную информацию и документы, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении информации и проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
07.12.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок и на сайте электронной площадки было размещено извещение о проведении Запроса котировок.
Заказчиком Запроса котировок является ФГБОУ ВО "СГМУ имени В.И.
Разумовского" Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 700 000,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.12.2023 N ИЗК1 ООО "Айти Девайс" (далее - Общество, Исполнитель) признано победителем Запроса котировок.
22.12.2023 между Заказчиком и Обществом по итогам проведения запроса котировок заключен контракт N 1232-23 на оказание услуг по аренде серверного оборудования (далее - Контракт).
Согласно п. 1.1. Контракта в соответствии с настоящим контрактом Исполнитель обязуется оказать услуги по аренде серверного оборудования (ИКЗ: 231645200647164520100103350017739244), а Заказчик обязуется принять и оплатить услуги в соответствии с условиями настоящего контракта.
Согласно п. 2.3.1. Контракта Исполнитель обязуется оказать все услуги, предусмотренные контрактом, надлежащего качества, в объёме и сроки, предусмотренные контрактом и приложениями к нему, и сдать результат услуг Заказчику. Приступить к оказанию услуг по настоящему контракту с момента подписания настоящего контракта. Исполнитель несет ответственность за нарушение как начального, так и конечного сроков оказания услуг. Исполнитель, просрочивший исполнение, отвечает перед Заказчиком за убытки, причиненные просрочкой.
Согласно п. 2.3.2. Контракта Исполнитель обязуется обеспечить производство и качество всех услуг в соответствии с действующими нормами, стандартами и требованиями.
В соответствии п. 2.3.4 Контракта Исполнитель обязуется в случае обнаружения недостатков в оказываемых услугах своими силами и за свой счёт устранить выявленные недостатки.
Согласно п. 2.3.6. Контракта Исполнитель обязуется обеспечить возможность осуществления контроля и надзора за оказываемыми услугами Заказчиком, на любом этапе и в любое время оказания услуг.
В соответствии с п. 3.1. Контракта Исполнитель обязуется оказать услуги в следующие сроки: с момента заключения контракта, но не ранее 01.01.2024 г. по 31.12.2024 г., круглосуточно.
Согласно п. 5.1. Контракта Исполнитель в день, следующий за днем окончания оказания услуг/этапа оказания услуг, формирует с использованием Единой информационной системы (ЕИС), подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Исполнителя, и размещает в Единой информационной системе документ о приемке услуг/этапа оказания услуг.
В соответствии с п. 5.2. Контракта Заказчик в срок не более 10 (десяти) рабочих дней со дня получения от Исполнителя документа о приемке услуг, и на основании результатов экспертизы (в случае ее проведения), формирует с использованием единой информационной системы (ЕИС), подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в единой информационной системе (ЕИС) документ о приемке услуг или мотивированный отказ от подписания документа о приемке услуг с указанием причин такого отказа, недостатки и сроки их устранения.
Согласно п. 8.2. Контракта Заказчик и Исполнитель вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии со статьей 95 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
04.03.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением Исполнителем Контракта.
04.03.2024 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в Единой информационной системе в сфере закупок.
Согласно п. 2 и 3 ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур: решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель). Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Датой надлежащего уведомления, считается дата размещения решения об одностороннем отказе в ЕИС 04.03.2024.
В соответствии с ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым 14.03.2024.
Из пояснений представителя Заказчика следует, что решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта было принято в связи с ненадлежащим исполнением Обществом обязательств, предусмотренных Контрактом.
Из пояснений Заказчика следует, что 07.02.2024 оборудование, подлежащее передаче в аренду, было доставлено в адрес Заказчика, о чем свидетельствует акт приема-передачи оборудования от 07.02.2024.
15.02.2024 технический специалист Исполнителя прибыл для целей проведения пусконаладочных работ и интеграции в действующую инфраструктуру Заказчика.
Техническим специалистом Исполнителя установка операционной системы и запуск RAID на всех четырех серверах был осуществлен лишь 20.02.2024
(16.02.2024 - на одном сервере, 20.02.2024 - на трех оставшихся серверах).
19.02.2024 по просьбе технического специалиста Исполнителя работник Университета направил последнему технические требования по настройке коммутатора с маршрутизацией по портам. Однако данные работы Исполнителем выполнены не были.
Согласно пояснениям представителей Исполнителя, 15.02.2024 и 16.02.2024 техническим специалистом в целях интеграции предоставленного оборудования в действующую инфраструктуру Заказчика с учетом указаний технического специалиста Заказчика было сделано следующее: Оборудование установлено, ОС ALT Linux установлена с компонентом виртуализации на 4 серверах, поднят RAID на 4 серверах, 4 сервера и коммутатор скоммутированы.
19.02.2024 технический специалист Заказчика заболел, ввиду чего интеграция предоставленного оборудования в действующую инфраструктуру Заказчика приостановилась.
20.02.2024 Исполнителем в адрес Заказчика был направлен письменный запрос (исх. N 20-01/02-24) с просьбой сориентировать о порядке дальнейшего исполнения договора, а также с просьбой предоставить необходимую для работы информацию.
Ответ на данный запрос был отправлен Исполнителю Заказчиком и получен Исполнителем только 26.02.2024. В течение недели специалист Исполнителя оставался в г. Саратов и продолжал ежедневно приходить на территорию Заказчика в попытке продолжить работу.
27.02.2024 технический специалист Исполнителя смог попасть в серверную комнату и производил, согласно полученным от системного администратора Заказчика сообщениям, настройку сетевого коммутатора, интегрированного в сетевую инфраструктуру. На запросы о структуре сети системный администратор не ответил. Далее на вопросы не отвечал, на связь не выходил, сославшись на то, что находится на больничном.
28.02.2024 техническому специалисту Исполнителя не удалось попасть в серверную комнату.
01.03.2024 технического специалиста Исполнителя впустили в северную комнату только с 10:00 до 13:00 по местному времени.
04.03.2024 технического специалиста Исполнителя впустили в серверную комнату только в 16:00 (по местному времени).
Согласно пояснениям представителей Заказчика, техническому специалисту Исполнителя было предоставлено достаточно времени для исполнения обязательств по контракту.
Представитель Исполнителя также пояснил, что в ходе установки оборудования с учетом требований технического специалиста Заказчика выявилась необходимость наличия дополнительного оборудования, которое у Заказчика отсутствовало и не было предусмотрено к предоставлению в аренду.
Исполнителем за свой счет было приобретено и предоставлено Заказчику дополнительное, не предусмотренное условиями контракта, оборудование - Управляемый коммутатор уровня 2 SNR-S5210X-8F в количестве одна штука, Модуль SFP+ Direct Attach, дальность до 1-м SNR-SFP+DA-1 в количестве четырёх штук.
Данное оборудование не является ни запасными частями, ни принадлежностями того оборудования, которое согласовано к предоставлению в аренду. Исполнитель исходил из того, что было указано Заказчиком при проведении закупки, подобрал оборудование, отвечающее запросу Заказчика.
Представитель Заказчика пояснил, что без данного оборудования невозможно запустить серверы и интегрировать их в инфраструктуру Заказчика. Следовательно, можно рассматривать указанное оборудование как принадлежность для объединения четырех серверов в единую сеть. Сетевой коммутатор необходим для объединения нескольких серверов для передачи данных в одной сети, для безопасности передачи данны
Исходя из вышеизложенного, комиссия Саратовского УФАС не усматривает в действиях ООО "Айти Девайс" намерения уклониться от исполнения контракта, так как Общество предпринимало действия, направленные на исполнение контракта.
Комиссия также отмечает, что характер спора, возникшего между сторонами, относительно качества выполнения работ, носит исключительно гражданскоправовой характер, так как фактически сводится к определению наличия/отсутствия недостатков оказанных услуг, при этом указанный спор разрешается в судебном порядке.
Антимонопольный орган при осуществлении проверки информации и документов, представленных Заказчиком, не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки и оценивает не правомерность расторжения контракта с позиции гражданского законодательства, а соблюдение Заказчиком процедуры одностороннего отказа от исполнения Контракта, предусмотренной Законом о контрактной системе и оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
По смыслу Закона о контрактной системе ведение реестра призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
Санкция, вменяемая антимонопольным органом, влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных закупок.
Такая мера ответственности, как включение в реестр недобросовестных поставщиков, в рассматриваемом случае не отвечает целям реализации ведения реестра, поскольку у Комиссии отсутствуют сведения об уклонении ООО "Айти Девайс" от исполнения контракта.
Аналогичная позиция изложена Президиумом Верховного суда Российской Федерации в обзоре судебной практике от 28 июня 2017 года.
На основании вышеизложенного, исходя из анализа представленных пояснений и информации у Комиссии Саратовского УФАС России отсутствуют сведения, свидетельствующие об уклонении ООО "Айти Девайс" от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Информацию, представленную ФГБОУ ВО "СГМУ имени В.И. Разумовского" Министерства здравоохранения Российской Федерации, в отношении ООО "Айти Девайс" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 25 марта 2024 г. N 64-62
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.03.2024