Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "ДГМКЦ ВМТ им. К.А. Раухфуса" (далее - Заказчик):
ООО "Сар-Медикал" (далее - Участник, Поставщик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 6577-ЭП/24 от 14.03.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку медицинских изделий (лабораторных расходных материалов, лот 2) в 2024 году (извещение N 0372200255923000141),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 21.12.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (лабораторных расходных материалов, лот 2) в 2024 году (извещение N 0372200255923000141) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 499 892,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.01.2024 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Сар-Медикал".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Сар-Медикал" заключен государственный контракт N 2024.141-НЭП.СМП от 22.01.2024 (далее - Контракт) на сумму 1 169 915,76 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 11.5 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке при существенном нарушении Поставщиком условий Контракта, в том числе:
- в случае неоднократного нарушения сроков поставки Товара;
- в случае однократного нарушения срока поставки Товара более чем на 5 (пять) рабочих дней;
- в случае неоднократной поставки Товара, который не соответствует требованиям, установленным настоящим Контрактом;
- в случае отказа или уклонения Поставщика от исполнения обязательств по замене Товара ненадлежащего качества в сроки, установленные в соответствующих актах;
- в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством или Контрактом.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 28.02.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Сар-Медикал".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку медицинских изделий (лабораторных расходных материалов, лот 2) (далее - Товар) в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения заявки от Заказчика (п. 5.1 Контракта).
01.02.2024 Заказчиком была подана заявка N 7-01/050.
Следовательно, Товар должен был быть поставлен в срок до 15.02.2024 (включительно).
09.02.2024 Участником была осуществлена поставка Товара по накладной 44 от 09.02.2024. В данной поставке при проведении экспертизы Заказчиком было обнаружено следующее несоответствие:
- Товар по заявке приехал не в полном объеме.
16.02.2024 в связи с неисполнением условий Контракта Поставщику через ЕИС был направлен Акт о ненадлежащем исполнении. Для устранения выявленного нарушения Поставщику был установлен срок - до 22 февраля 2024.
Однако по состоянию на 28.02.2024 требование Заказчика об устранении нарушений условий Контракта не было исполнено Участником.
В связи с тем, что Заказчик является круглосуточным, экстренным стационаром, а также не имеет резервного фонда, и принимая во внимание вышеизложенное, на основании п.п. 1, 2 ст. 523 ГК РФ, ч. 9, ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 11.5 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
28.02.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Сар-Медикал" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 12.03.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что в действиях ООО "Сар-Медикал" отсутствуют признаки недобросовестности, свидетельствующий о намеренном неисполнении условий Контракта.
В соответствии с Приложением N 2 к Контракту ("Перечень и характеристики поставляемого товара") Поставщик взял на себя обязательства по поставке следующего Товара:
1. Пробирка для сбора образцов крови не вакуумная ИВД, с K3EDTA, Россия (ФСР 2009/04020) - 35 000 шт.;
2. Наконечник пипетки 300 мкл для реагентов к анализатору ELISYS Quattro, Германия (РЗН 2015/2488) - 14 400 шт.;
3. Наконечник пипетки для дозатора COBAS e411, Германия; Швейцария (ФСЗ 2007/00151) - 28 800 шт.
24.01.2024 ООО "Сар-Медикал" оплатило счет на покупку пробирок у производителя НПК "Синтакон" и 25.01.2024 счет на покупку наконечников у поставщика ООО "Медпартс", что подтверждается соответствующими документами, представленными на заседание Комиссии УФАС.
01.02.2024 на электронную почту ООО "Сар-Медикал" поступила заявка на поставку Товара в следующем объеме:
- Пробирка для сбора образцов крови не вакуумная ИВД, с K3EDTA, Россия (ФСР 2009/04020) - 500 шт.;
- Наконечник пипетки 300 мкл для реагентов к анализатору ELISYS Quattro,
Германия (РЗН 2015/2488) - 6 720 шт.;
- Наконечник пипетки для дозатора COBAS e411, Германия; Швейцария (ФСЗ 2007/00151) - 14 400 шт.
Так как наконечники (п. 2 и 3 Спецификации) были заказаны партнером ООО "Медпартс" за рубежом, ООО "Сар-Медикал" ответным письмом сообщило Заказчику о готовности поставить только позицию 1 Спецификации - "Пробирка для сбора образцов крови не вакуумная ИВД, с K3EDTA".
07.02.2024 ООО "Сар-Медикал" осуществило поставку позиции 1 в количестве 500шт.
22.02.2024 Заказчиком подписаны документы о приемке Товара.
16.02.2024 от Заказчика в адрес Поставщика поступил Акт о неисполнении условий Контракта в связи с непоставкой по заявке позиций 2 и 3 Спецификации.
ООО "Сар-Медикал" ответным письмом (исх. N 22-01/1 от 22.02.2024) вновь уведомило Заказчика о том, что наконечник пипетки ELISYS Quattro и наконечник пипетки COBAS e411 заказаны за рубежом для исполнения Контракта в полном объеме, но в связи с задержкой отгрузки по вине третьей стороны, будут поставлены с просрочкой установленного Контрактом срока.
28.02.2024 Заказчиком принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи нарушением сроков поставки более чем на 5 рабочих дней.
01.03.2024 Заказчиком направлена Претензия (исх. N 103/194 от 01.03.2024) о начислении неустойки в размере 2237,49 рублей.
Указанная неустойка оплачена Поставщиком 04.03.2024, что подтверждается платежным поручением N 261 от 04.03.2024.
05.03.2024 ООО "Сар-Медикал" узнало от своего партнера ООО "Медпартс", что вместо Наконечников пипетки 300 мкл для реагентов к анализатору ELISYS Quattro в Россию отгружены кондуктивные наконечники 300 мкл, производства Ritter GmbH.
Как только ООО "Сар-Медикал" стало известно о поступлении ненадлежащего Товара, Поставщиком был направлен запрос счета в компанию ЗАО "Аналитика", которая является официальным дистрибьютором производителя Хуман Гезельшафт фюр Биокемика унд Диагностика мбХ, Германия.
07.03.2024 ЗАО "Аналитика" выставило счет, который в этот же день ООО "СарМедикал" оплатило и Товар экстренно был забран и направлен на адрес Заказчика.
Товар поступил Заказчику 11.03.2024. В то же время компания ООО "Медпартс" организовывала отгрузку позиции 3 "Наконечник пипетки для дозатора COBAS e411" из г. Калининград, где груз был растаможен, в г. Санкт-Петербург, на адрес Заказчика.
Как следует из предоставленной информации, Товар был доставлен в г. Санкт-Петербург 11.03.2024 в 07:13, но по неизвестной причине был доставлен Заказчику лишь на следующий день, когда Решение об одностороннем отказе уже вступило в силу.
11.03.2024 от сотрудников Заказчика Поставщику стало известно, что на упаковке поставленного Товара п. 2 "Наконечник пипетки 300 мкл для реагентов к анализатору ELISYS Quattro" указано регистрационное удостоверение N ФСЗ 2010/07597, тогда как в Контракте указано регистрационное удостоверение N РЗН 2015/2488. Регистрационное удостоверение N ФСЗ 2010/07597 выдано на Анализатор автоматический иммуноферментный ELISYS Duo для лабораторной диагностики in vitro с принадлежностями, к которым, в том числе, относятся штативы с наконечниками на 300 мкл, производства Хуман Гезельшафт фюр Биокемика унд Диагностика мбХ, Германия. Данное регистрационное удостоверение выдано также ЗАО "Аналитика".
На официальном сайте ЗАО "Аналитика" указано, что наконечники арт. 16300/10 предназначены для анализатора ELISYS Quattro (https://analytica.ru/product/nakonechniki300-mkl-dlya-prob-k-analizatoru -elisys-quattro/).
11.03.2024 ООО "Сар-Медикал" направило запрос в ЗАО "Аналитика" о возможности использования наконечников на 300 мкл с каталожным номером 16300/10 на анализаторе ELISYS Quattro на упаковке которых указано регистрационное удостоверение N ФСЗ 2010/07597 от 17.07.2019.
ЗАО "Аналитика" 12.03.2024 предоставило ответ, что наконечники, поставленные Заказчику совместимы с анализатором автоматическим иммуноферментным ELISYS QUATTRO.
То есть, несмотря на то что на упаковке Товара указано иное регистрационное удостоверение, поставленный Товар отвечал главному требованию Контракта - совместимость с анализатором ELISYS QUATTRO.
Таким образом, представитель Участника считает, что ООО "Сар-Медикал" стремилось к исполнению обязательств по Контракту. Поставщиком был закуплен Товар в полном объеме для исполнения Контракта, Товар поставлен, хотя и с нарушением сроков. Кроме того, Поставщиком добросовестно оплачены все начисленные неустойки и штраф.
Также ООО "Сар-Медикал" является активным участником государственных закупок на рынке медицинских изделий с 2019 года и фактически осуществляет свою деятельность лишь за счет участия в государственных закупках. Так, ООО "Сар-Медикал" только по конкурентным процедурам, проводимым в рамках Закона о контрактной системе, исполнило более 350 контрактов.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Сар-Медикал" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что признаки недобросовестности в поведении и действиях ООО "Сар-Медикал" отсутствуют.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "Сар-Медикал" предпринимались все возможные меры для исполнения Контракта, а включение сведений в отношении ООО "Сар-Медикал" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Сар-Медикал" (ИНН: 6454118692), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 марта 2024 г. N РНП-78-485/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.03.2024