Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей СПБ ГБУЗ "Клиническая инфекционная больница им. С.П. Боткина" (далее - Заказчик);
с участием представителя ИП Прохорова Дмитрия Владимировича (далее - Участник, Поставщик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 6319-ЭП/24 от 12.03.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку медицинских изделий (пакеты для сбора, хранения и транспортировки медицинских отходов) лот 2 (извещение N 0372200219623000385),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 23.11.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукцион на поставку медицинских изделий (пакеты для сбора, хранения и транспортировки медицинских отходов) лот 2 (извещение N 0372200219623000385) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 15 140 936,50 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.12.2023 N ИЭА1 (далее - Протокол) победителем Аукциона признан ИП Прохоров Д.В.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Прохоровым Д.В. заключен государственный контракт N 0372200219623000385-01 от 18.12.2023 на сумму 7 604 391,39 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 27.02.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Прохоровым Д.В.
К заседанию Комиссии УФАС Заказчик пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался поставить медицинские изделия (пакеты для сбора, хранения и транспортировки медицинских отходов) лот N 2 (далее - Товар).
В соответствии с п. 1.2 Контракта поставка Товара осуществляется в соответствии с заявкой Заказчика, срок получения Товара и конкретное количество Товара необходимое Заказчику определяются Заявкой о получении Товара.
На адрес электронной почты Поставщика, указанный в Контракте, Заказчиком 26.01.2024 отправлена заявка на поставку Товара (заявка N 1).
Срок поставки по заявке N 1не позднее 10.02.2024.
На дату 14.02.2024 Товар (полностью или частично) Поставщиком поставлен не был.
В связи с тем, что по 14.02.2024 Товар (полностью или частично) Поставщиком поставлен не был, Заказчиком направлена претензия (далее - Заявка N 2), которой Поставщик был уведомлен, что претензия является повторной заявкой на поставку Товара в ассортименте и количестве согласно Заявке N 1.
Срок поставки по заявке N 2 не позднее 21.02.2024.
На дату 27.02.2024 Товар (полностью или частично) Поставщиком поставлен не был.
На основании вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 12.3 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 27.02.2024.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 12.03.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
23.11.2023 было размещено извещение о проведении Аукциона.
ИП Прохоров Д.В., приняв решение о возможном участии в данном аукционе, провел мониторинг цен производителей Товара. Поиск производителей производился на основании данных, размещенных в сети Интернет, а также среди постоянных контрагентов ИП Прохорова Д.В.
Проанализировав собранные данные при подготовке к участию в аукционе, ИП Прохоров Д.В. выбрал в качестве потенциального поставщика компанию ЛеоПак, которая в свою очередь заверила, что поставляет в короткие сроки пакеты производства ЗАО "Производственно-торговое предприятие Киль"
При подписании Контракта ИП Прохоровым Д.В. был запущен процесс заключения договора поставки с компанией ЛеоПак. На данном этапе при согласовании договора была проведена проверка контрагента в рамках должной осмотрительности. Поставщик предлагал заключить договор от другого юридического лица, которое имеет негативную репутацию. Выяснилось, что Поставщик работает от ООО "ЛеоПак", "Микрон", "Индиго" и все они имеют негативную репутацию. ИП Прохоров Д.В. заинтересован в качественном и своевременном исполнении Контракта, в связи с чем было принято решение производить закупку у других поставщиков, которые к тому же, предложили улучшенные характеристики Товара.
При подписании Контракта было приложено обоснование цены Контракта уже от того Поставщика, у которого Участник будет закупать пакеты, ИП Прохоровым Д.В. были отражены РУ Производителя ООО "Техно-Пак", с которым имеются договорные отношения и который уже был неоднократно проверен. Подтверждение обоснования цены было также оперативно получено от ООО "Техно-Пак". Несмотря на то, что у ООО "Техно-Пак" и ООО "Инновация" цены выше, чем у ЛеоПак ИП Прохоров Д.В. готов нести убытки с целью добросовестного исполнения Контракта.
19.12.2023 ИП Прохоровым Д.В. было направлено Заказчику предложение о заключении дополнительного соглашения к Контракту с улучшенными характеристиками по позициям пакетов и корректными РУ производителей ООО "Техно-Пак" и ООО "Инновация", чьи пакеты планировались к отгрузке. Со стороны Заказчика поступил ответ о том, что они не усматривают причины для подписания дополнительного соглашения.
11.01.2024 Заказчиком была направлена ИП Прохорову Д.В. заявка на поставку пакетов.
ИП Прохоровым Д.В. были получены пакеты от производителя с целью выполнения заявки в полном объеме. Однако в ЕИС были отражены РУ не тех производителей и ИП Прохоровым Д.В. был заново запущен процесс предложения подписания доп. соглашения. Проводились телефонные переговоры с ответственными за выполнение Контракта сотрудниками Заказчика, а также 12.02.2024 было направлено письмо с предложением заключения дополнительного соглашения.
Таким образом, представитель Участника отмечает, что все перечисленные действия свидетельствуют о том, что намерения уклониться от исполнения у ИП Прохорова Д.В. не было, напротив была проделана работа по максимальной минимизации рисков срыва дальнейших поставок в рамках исполнения Контракта. После заключения Контракта неоднократно проводились переговоры о необходимости заключения дополнительного соглашения, Товар был закуплен Поставщиком и готов к отгрузке в полном объеме. Товар не был отгружен исключительно по причине несоответствия РУ, указанных на Товаре РУ, указанным в Контракте. Однако у Поставщика не было намерений срыва поставок, напротив несмотря на убытки, Поставщик приложил максимум усилий для бесперебойного обеспечения Заказчика Товаром.
ИП Прохоров Д.В. был изначально готов приступить к исполнению Контракта и поставить Заказчику Товар, не просто соответствующий требованиям аукционной документации, а с улучшенными характеристиками от надежных производителей.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Прохорова Д.В. реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ИП Прохоровым Д.В. предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение Контракта, а включение сведений в отношении ИП Прохорова Д.В. в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Подрядчиком деяния.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Прохорова Дмитрия Владимировича (ИНН: 780205283021), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 марта 2024 г. N РНП-78-456/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.03.2024