Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "СП" (далее - Участник, Поставщик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 6324-ЭП/24 от 12.03.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку оконных блоков (извещение N 0372100052923000620),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 14.09.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку оконных блоков (извещение N 0372100052923000620) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 187 900,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.09.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "СП".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "СП" заключен государственный контракт N 341/2023-ЕДП от 23.10.2023 (далее - Контракт) на сумму 1 187 900,00 рублей, по условиям которого Участник обязан поставить блоки (далее - Товар).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 8.3 Контракта предусмотрено его расторжение в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 28.02.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "СП" в связи со следующим:
Согласно п. 4.1. Контракта срок поставки:
В течение 2 (двух) рабочих дней с момента получения заявки Заказчика, Поставщик обязан направить замерщика для проведения точных замеров по адресу, указанному в заявке, замеры проводятся в срок не более 1 (одного) рабочего дня.
Далее Поставщик в течение 10 рабочих дней организует изготовление Товара и доставляет по адресу г. Санкт-Петербург, Пискаревский пр., д. 47, корпус 50 (Центральный хозяйственный склад) для приемки по количеству, согласно п. 6.24. Контракта.
После приемки Товара согласно п. 6.24 Контракта, Поставщик своим транспортом и за свой счет доставляет Товар на место монтажа, указанного в заявке, а также осуществляет своими силами и за свой счет погрузо-разгрузочные работ, включая подъем на этаж.
Демонтажные и монтажные работы должны быть выполнены Поставщиком в течение З рабочих дней с момента приемки товара по количеству путем подписания электронного документа о приемке, согласно п. 6.24. Контракта.
После завершения монтажных работ Поставщик письменно уведомляет заказчика о готовности сдать результаты исполненных обязательств и направляет для подписания акт установки в течение 1 рабочего дня.
Заявка Заказчика от 10.11.2023 получена Поставщиком 11.11.2023, однако обязательства по Контракту не были исполнены.
В связи с нарушением Поставщиком условий Контракта в адрес Поставщика направлена претензия от 24.01.2024 N 576-01/к.
На основании вышеизложенного, Заказчиком было принято решение отказаться в одностороннем порядке от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
28.02.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "СП" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 12.03.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что со стороны ООО "СП" принимались все меры для своевременного исполнения Контракта.
Поставщик перед тем как участвовать в закупке связался со своим постоянным контрагентом, и уточнил возможность производства оконных блоков под ТЗ, получив подтверждение Поставщик подал заявку на участие.
10.11.2023 Заказчик направил в адрес Поставщика заявку.
11.11.2023 Поставщик на основании заявки Заказчика сформировал Бланк Заказа с ООО "Окна ВаБене ЛТД"
14.11.2023 состоялся замер.
29.11.2023 продолжалось окончание работ по изготовлению оконных блоков.
08.12.2023 ООО "Окна ВаБене ЛТД" сообщило о форс-мажорных обстоятельствах, которые увеличивают сроки изготовления заказа.
12.12.2023 ООО "СпецПоставки" направило письмо с поиском иных контрагентов кто мог бы изготовить оконные блоки под заказ.
15.12.2023 Поставщик получил ответ от ООО "Компания Вид" о возможности изготовления оконных блоков лишь в мае 2024 года.
24.01.2024 Заказчик направил в адрес Поставщика претензию исх. N 576-01/к.
В ответ на данную претензию Поставщик в добровольном порядке оплатил штрафы пени за задержку поставки.
22.02.2024 был получен ответ от ООО "Эврика" о сроках изготовления оконных блоков до 2 месяцев в связи с трудоемким процессом закаливания стекло более 6 мм.
Поставщик на протяжении всего времени уведомлял Заказчика о различных изменениях и ответах контрагентов.
28.02.2024 Заказчик, оценив всю информацию, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракт.
05.03.2024 Поставщик направил в адрес Заказчика письмо с исх. N 84 в котором сообщил в письменном виде о причинах в задержке поставки, в связи с непредвиденными обстоятельствами у завода изготовителя, с которым Поставщик сотрудничает не первый год, и на коммерческом предложении которого была составлена заявка.
После получения информации от завода о невозможности изготовления оконных блоков в разумные для Заказчика сроки ООО "СпецПоставки" предприняла меры по поиску иных контрагентов для исполнения контракта, однако исходя из полученных ответов изготовить под заказ оборудование соответствующе требованиям технического задания не получится в ближайшее время, о чем так же направило информацию в письме от 05.03.2024 исх. N 84.
В данном письме, Поставщик так же указал что продолжил поиски оборудования у других компаний.
11.03.2024 Поставщик направил в адрес Заказчика ответ на решение об одностороннем отказе от исполнения контракта исх. N 92, в котором сообщил о трудностях с поиском оборудования, подходящего Заказчику под ТЗ в разумные сроки в связи с технологическими сложностями обработки стекла с толщиной в 8 мм и предложил в качестве аналога товар с улучшенными характеристиками от другого завода.
На момент заседания Комиссии УФАС, в разумные для Заказчика сроки готовы предложить оконные блоки с улучшенными характеристиками
На основании изложенного и ссылаясь на свою добросовестность, представитель ООО "СП" ходатайствовал о невключении Участника в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "СП" предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение Контракта, а включение сведений в отношении ООО "СП" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Подрядчиком деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "СП" (ИНН: 7810766558), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 марта 2024 г. N РНП-78-461/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.03.2024