Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Северо-Западного таможенного управления (далее - Заказчик): по доверенности,
ООО "Земельные ресурсы" (далее - Участник, Исполнитель): по доверенности;
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 6459-ЭП/24 от 13.03.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку оборудования для системы видеонаблюдения гостиницы "Смольнинская" (извещение N 0172100003023000124),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 04.12.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку оборудования для системы видеонаблюдения гостиницы "Смольнинская" (извещение N 0172100003023000124) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 11 425 332,40 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.12.2023 N ИЭА1 (далее - Протокол) победителем Запроса котировок признано ООО "Земельные ресурсы".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Земельные ресурсы" заключен государственный контракт N 398 от 25.12.2023 на сумму 10 652 279,66 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 13.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 28.02.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Земельные ресурсы".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался поставить бумагу офисную (далее - Товар).
В соответствии с п. 1.3 Контракта Товар поставляется в период с 09.01.2024 по 15.01.2024.
В установленный Контрактом срок Товар Заказчику поставлен не был, в связи с чем письмом от 30.01.2024 N 18-01-18/01788 Поставщик был уведомлен о необходимости обеспечить исполнение обязательств по Контракту в кратчайший срок. Письмом от 31 января 2024 г. N 023-01/24 Поставщик уведомил Заказчика о гарантированном исполнении обязательств в срок до 26.02.2024.
В указанный срок обязательства по Контракту также исполнены не были. Письмом от 26.02.2024 N 19-02/24 Поставщик уведомил Заказчика об исполнении обязательств в срок до 30.03.2024.
В соответствии с п. 2 ст. 523 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Таким образом, Поставщиком допущено существенное нарушение условий Контракта, являющееся основанием для расторжения Контракта в одностороннем порядке в соответствии с п. 2 ст.450 ГК РФ.
В связи с вышеизложенным, на основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 2 ст. 450 ГК РФ, п. 13.3 Контракта Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 28.02.2024.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Таким образом, нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Земельные ресурсы" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 12.03.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
Поставщиком зарезервирован Товар, предполагаемый к поставке в структурные подразделения Заказчика по договору с контрагентом N 0151742308 от 03.01.2024 оплачено ПП N 1 на сумму 350320 руб., от 10.01.2024, оплачен по ПП N 4 на сумму 766040 руб., ПП N 8 на сумму 313205 руб.
Тем не менее, поставка приобретенного Товара Заказчику не осуществлена, поскольку Товар не передан Поставщику. В свою очередь, Исполнитель обратился с заявлением в полицию о совершении мошеннических действиях со стороны контрагента.
Исполнитель обратился в маркет-плейс OZON с претензией, в которой заявил о мошеннических действиях со стороны контрагента ООО "Интернет Решения", которое использует данную торговую площадку для осуществления коммерческой деятельности, что подтверждается скриншотом электронной почты о направлении обращения.
От ООО "Интернет Решения" поступил следующий ответ: "По результатам рассмотрения Вашего обращения от 12.01.2024 ООО "Интернет Решения" вынуждено отказать в удовлетворении требований в связи со следующим.
1. ООО "Интернет Решения" является владельцем сайта www.ozon.ru (далее- "Сайт"), на котором размещены к продаже товары и услуги.
2. 27.12.2023 были оплачены заказ(ы): 0151742308-0002 на приобретение электронных подарочных сертификатов Ozon (далее - "Подарочный сертификат").
3. Приобретение и использование Подарочных сертификатов регулируется
Условиями приобретения и использования Подарочного сертификата, размещенными общедоступным способом по адресу: https://docs.ozon.ru/common/pravila-prodayoi-i-rekvizity/usloviyaispolzov aniya- elektronnogo-podarochnogo-sertifikata/ (далее - "Условия").
Указанные Подарочные сертификаты были активированы в личном аккаунте физического лица, после чего номинал Подарочных сертификатов был полностью использован для приобретения товаров на Сайте.
Согласно п. 4.2 Условий ООО "Интернет Решения" не несет ответственности, не предоставляет дополнительных Подарочных сертификатов и не компенсирует убытки, в случае если держатель не может использовать Подарочный сертификат в результате утраты, передачи или неправомерного доступа третьих лиц к Подарочному сертификату, поскольку он является предъявительским и не требует удостоверения личности".
Поставщик обратился с заявлением в полицию о мошеннических действиях со стороны ООО "Интернет Решения". Заведено уголовное дело.
Диспозицией п. 10.1. Контракта, стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное невыполнение обязательств по Контракту, если такое невыполнение обязательств было обусловлено обстоятельствами непреодолимой силы (гражданские волнения, эпидемии, блокада, эмбарго, землетрясение и другие стихийные бедствия, а также изданием актов органами государственной власти, препятствующих исполнению обязательств или делающих такое исполнение невозможным, которые повлияли на исполнение Сторонами своих обязательств по Контракту, а также, которые Стороны не были в состоянии предвидеть или предотвратить).
Обстоятельства, которые послужили основанием нарушения сроков исполнения Контракт, не зависят от Поставщика, поскольку последним предприняты все возможные действия для исполнения своих обязательств.
Заказчик уведомил исполнителя о нарушении срока поставки. В свою очередь, Поставщик сообщил Заказчику о том, что от исполнения условий Контракта не уклоняется, исполнит обязательства в срок, указанный Заказчиком как срок действия Контракта.
Письмом 18-01-18/01788 от 30.01.2024 Заказчик запросил информацию по срокам поставки Товара. Письмом 023-01/24 от 31.01.2024 Поставщик уведомил Заказчика о невозможности поставки Товара в срок, тем не менее, гарантировал поставку Товара в срок, установленный Заказчиком, то есть до 30.03.2024.
Письмом 19-02/24 от 26.02.2024 Поставщик повторно уведомил Заказчика о готовности исполнить условия Контракта в срок, установленный Заказчиком, как срок действия Контракта.
Поставщик, в целях подтвердить свою готовность исполнить обязательства, взятые на себя при подписании Контракта, приобрел Товар с улучшенными характеристиками, а именно Товар класса "А", тогда как к поставке предполагался Товар класса "С".
Тем не менее, Заказчик поставку Товара с улучшенными характеристиками не согласовал.
Исполнителем закуплен Товар с улучшенными характеристиками, с целью поставки Заказнику.
Поставщик заключил договор с целью приобретения Товара, предлагаемого к поставке в рамках действия Контракта по договору N 28 от 28.02.2024, передан согласно Товарной накладной N 40 от 11.03.2024 на сумму 469974,3 руб. Товар помещен на ответственное хранение в складские помещения Поставщика в локациях - точек поставки Товара в структурные подразделения Заказчика.
Письмом N11.03-24 от 11.03.2024 Поставщик уведомил Заказчика о готовности поставить Товар в подразделения Заказчика.
Согласно ТТН N 40 от 07.03.2024 (дата составления) Исполнитель доставил Товар в место разгрузки, однако поставить Товар не смог ввиду того, что дата доставки совпадала с утвержденным графиком выходных дней.
Заказчик решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта не отменил. Письмом N 19-03-18/05354, полученным Исполнителем 18.03.2024, уведомил о том, что на основании принятого решения о расторжении, которое вступает в силу 12.03.2024 не имеет законных оснований для принятия Товара, что, по мнению представителя Участник, полностью требованиям законодательства, а более того нарушает права Поставщика на исправление недостатков.
На основании вышеизложенного Участник ходатайствовал о невключении ООО "Земельные ресурсы" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, на заседании Комиссии УФАС было установлено, что Участником, в рамках исполнения Контракта были заключены договоры на поставку Товара, однако Товар не был поставлен в срок, установленный Контрактом.
При этом, Участник гарантировал поставить Товар в срок до 26.02.2024, однако Товар поставлен не был и в установленный самим Участником срок.
В связи с этом, Заказчик 28.02.2024 принял Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
При этом, в соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 12.03.2024.
Таким образом, у Участника была возможность устранить нарушения, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения в срок до 11.03.2024 включительно, однако по состоянию на 11.03.2024 Участником Товар поставлен не был и Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу - 12.03.2024
Данные обстоятельства подтверждают недобросовестное поведение Участника, которое нарушило права Заказчика, поскольку Заказчик не достиг цели проводимой закупки.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении электронного аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Из представленных Заказчиком и Участником документов Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности, став победителем Аукциона, не исполнил условия Контракта, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
В рассматриваемом случае оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Земельные ресурсы" (111622, Г.МОСКВА, УЛ. ОРЕНБУРГСКАЯ, Д.13, К.1, КВ.7), ИНН: 7720749357, сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Слюсарева Наталия Ивановна, ИНН: 772001326362; включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Земельные ресурсы" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
12.03.24 |
14.03.24 |
13.03.24 |
0 |
13.03.24 |
20.03.24 |
19.03.24 |
0 |
22.03.24 |
22.03.24 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 марта 2024 г. N РНП-78-474/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.03.2024