Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБУ "Санкт-Петербургская горветстанция" (далее - Заказчик):
ООО "КОЛУМБУС ТРЕЙД" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 7038-ЭП/24 от 19.03.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку питательных сред (извещение N 0372200002823000017),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 20.10.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку питательных сред (извещение N 0372200002823000017) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 584 667,38 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.10.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "КОЛУМБУС ТРЕЙД".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "КОЛУМБУС ТРЕЙД" заключен государственный контракт N 0372200002823000017 от 15.11.2023 (далее - Контракт) на сумму 467 727,26 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 10.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 05.03.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "КОЛУМБУС ТРЕЙД".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку питательных сред (далее - Товар) по предварительным заявкам Заказчика в течение 60 (шестидесяти) календарных дней с даты получения каждой такой заявки (п. 3.1 Контракта).
В соответствии с условиями Контракта Заказчиком в адрес Участника была направлена заявка на поставку Товара от 22.11.2023 N 460. Соответственно Товар по заявке должен был быть поставлен Заказчику не позднее 21.01.2024.
Несмотря на неоднократные обращения Заказчика (в том числе письма от 21.01.2024 N 65/22, от 07.02.2024 N 131/07) Товар по заявке в полном объеме в адрес Заказчика не поступил.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь п. 10.3 Контракта и ст. 523 ГК РФ, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
05.03.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "КОЛУМБУС ТРЕЙД" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 19.03.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что в указанный в Контракте срок поставка Товара не была осуществлена по независящим от ООО "КОЛУМБУС ТРЕЙД" причинам, так как, согласно Спецификации (Приложение N 1 к Контракту), страна происхождения Товара указана - Испания, которая входит в состав членов Европейского союза.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 N 430-р утвержден перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц недружественные действия, в который включены государства - члены Европейского союза, к числу которых относятся и Испания.
Таким образом, фактическое увеличение сроков поставки отдельных наименований Товара вызвано не проведением Участника, а действиями лиц, внесенных в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 N 430-р.
Кроме того, позиции спецификации к Контракту N 4, 8, 9 отличаются от аналогичных позиций спецификации к проекту Контракта - неверно указана страна происхождения Товара.
По позиции N 23 Спецификации неверно указаны характеристики Товара "щелочная пептонная вода" - в описании отсутствует щелочной компонент.
По позициям N 11 и 17 Спецификации неверно указаны размеры НДС - "20" вместо "10".
Заказчик согласовал возможность внесения изменений по позициям N 8, 9, 11, 17 п 23 Спецификации.
15.01.2024 (в пределах 60 дневного срока поставки от заказа N 460 от 22.11.2023) проект дополнительного соглашения о внесении изменений в Спецификацию подписан со стороны Участника и только 01.02.2024 подписан Заказчиком.
Таким образом, несвоевременное исполнение Участником отдельных обязательств было вызвано ошибками Заказчика при заполнении спецификации и задержкой их устранения.
Вместе с тем заявки на поставку Товара в рамках Контракта от 22.11.2023 N 460 и от 19.02.2024 N 55 исполнены Участником на сумму 465 527,26 рублей.
Требования Заказчика об оплате неустоек за нарушение условий Контракта в части срока поставки Товара, исполнены Участником 27.02.2024 и 20.03.2024.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "КОЛУМБУС ТРЕЙД" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что ООО "КОЛУМБУС ТРЕЙД" не только не уклонялось от исполнения Контракта, но и приложило все возможные усилия, чтобы поставить Товар в полном объеме, в том числе по позиции N 23 Спецификации, но Заказчик не принял его не смотря на предварительное согласование и не внес изменения в Спецификацию (Приложение N 1 к Контракту).
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "КОЛУМБУС ТРЕЙД" предпринимались все возможные меры для исполнения Контракта, а включение сведений в отношении ООО "КОЛУМБУС ТРЕЙД" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "КОЛУМБУС ТРЕЙД" (ИНН: 6829069421), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 25 марта 2024 г. N РНП-78-506/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.03.2024