Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГКУ "Дирекция транспортного строительства" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "ГЕОПРОЕКТ" (далее - Участник, Подрядчик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 7030-ЭП/24 от 19.03.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по подготовке документации по планировке территории для размещения линейного объекта, выполнению инженерных изысканий и разработке проектной документации по объекту "Строительство Васнецовского пр. от перспективной пробивки Северного пр. до Чарушинской ул. с путепроводом через КАД" для нужд Санкт-Петербурга (извещение N 0172200002523000422),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Комитетом по государственному заказу Санкт-Петербурга 21.08.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по подготовке документации по планировке территории для размещения линейного объекта, выполнению инженерных изысканий и разработке проектной документации по объекту "Строительство Васнецовского пр. от перспективной пробивки Северного пр. до Чарушинской ул. с путепроводом через КАД" для нужд Санкт-Петербурга (извещение N 0172200002523000422) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 46 476 405,92 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика от 12.10.2023 N ИЭОК2победителем Аукциона признано ООО "ГЕОПРОЕКТ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ГЕОПРОЕКТ" заключен государственный контракт N П-8/2023 от 24.10.2023 на сумму 23 000 000,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 10.6 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 05.03.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ГЕОПРОЕКТ".
К заседанию Комиссии УФАС Заказчик пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по подготовке документации по планировке территории для размещения линейного объекта, выполнению инженерных изысканий и разработке проектной документации по объекту "Строительство Васнецовского пр. от перспективной пробивки Северного пр. до Чарушинской ул. с путепроводом через КАД" для нужд Санкт-Петербурга (далее - Работы).
Соглашением от 07.02.2024, заключенным между Комитетом по государственному заказу Санкт-Петербурга и СПб ГКУ "Дирекция транспортного строительства", права и обязанности заказчика Санкт-Петербурга перешли от Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга к СПб ГКУ "Дирекция транспортного строительства".
Согласно п. 4.1 Контракта сроки выполнения работ по Контракту, включая этапы проектирования, устанавливаются Графиком выполнения работ и Перечнем этапов исполнения Контракта.
В соответствии с Графиком выполнения работ, утвержденного дополнительным соглашением от 19.01.2024 N 2, работы по 1 Этапу "Подготовка градостроительной документации по планировке территории для размещения линейного объекта. Сбор данных. Эскиз. Согласование СПб ГКУ "Центр транспортного планирования" должны были быть выполнены в срок до 25.11.2023.
21.11.2023 Подрядчиком в адрес Комитета в рамках исполнения Этапа 1 был представлен "Эскиз планировки".
Письмом от 29.11.2023 N 01-18-13410/23-4-1 Комитетом был направлен мотивированный отказ от приемки работ с перечнем замечаний и указанием на необходимость доработки представленных материалов. Также в указанном письме было указано, что после устранения замечаний и корректировки, документацию для приемки необходимо направлять в адрес Дирекции.
Письмом от 15.02.2024 N 09-1417/23-0-0 Заказчик просил представить материалы по Этапу 1 в кратчайшие сроки.
По состоянию на 05.03.2024 материалы по Этапу 1 Подрядчиком не представлены, работы, предусмотренные Графиком, не выполнены.
На основании вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 10.6 Контракта, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 05.03.2024.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 18.03.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
Согласно п. 4.2. Контракта, начало выполнения работ - с момента заключения Контракта; окончание выполнения работ - не позднее 07.11.2025.
05.03.2024 на было размещено Решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения заключенного Контракта.
Подрядчик с указанным Решением не согласен, считает его незаконным и необоснованным по следующим причинам.
Так, Подрядчиком были предприняты все необходимые и достаточные меры для исполнения заключенного Контракта. Сразу после заключения Контракта, Подрядчик приступил к его исполнению.
Однако в ходе выполнения работ Подрядчиком были обнаружены обстоятельства, требующие незамедлительного вмешательства Заказчика и оказания содействия в целях своевременного исполнения условий заключенного Контракта
1. Непредоставление Заказчиком исходных данных
В соответствии с п. 8.1.13. Раздела 8 "Обязательства Заказчика Санкт- Петербурга" Контракта Заказчик обязался передать Подрядчику в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты заключения Контракта исходные данные, установленные в соответствии с Описанием объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту).
Пунктом 6.1.22. Контракта предусмотрена обязанность принять от Заказчика Санкт-Петербурга в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты заключения Контракта исходные данные, обеспечивающие выполнение Подрядчиком работ по Контракту, установленные в соответствии с Описанием объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту).
Руководствуясь указанными положениями Контракта, Подрядчиком в адрес Заказчика было направлено Письмо N 99 от 27.10.2023 о запросе исходных данных.
В ответ на обращение Подрядчика от 27.10.2023 N 99 было получено задание Комитета по градостроительству и архитектуре от 16.08.2023 N 1-54-180/23 (исх.N01-18-13410/23-0-1 от 02.11.2023) на разработку документации по планировке территории, содержащее исходные данные, не соответствующие условиям Контракта. Вид и наименование планируемого к размещению объекта, его основные характеристики, а также описание границ территории проектирования существенно отличаются от исходных данных, установленных в соответствии с Описанием объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту).
Кроме того, в соответствии с пунктом 1, подраздела 2.1, раздела 2 Описания объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту), Заказчиком не были переданы чертеж границ зон планируемого размещения соответствующего линейного объекта, сведения о его характеристиках и схема планировочных решений, предусмотренные разрабатываемой документацией по планировке территории соответствующего линейного объекта.
В соответствии с п.2.1 Приложения N1 к Контракта, Заказчик обязуется запросить задание Комитета по градостроительству и архитектуре на подготовку документации по планировке территории для размещения линейного объекта. Линейным объектом, в соответствии с условиями государственного контракта является "Строительство Васнецовского пр. от перспективной пробивки Северного пр. до Чарушинской ул. с путепроводом через КАД". Заданием Комитета по градостроительству и архитектуре от 16.08.2023 N 1-54-180/23 предполагается разработка проекта планировки и проекта межевания для размещения линейных объектов регионального значения "Васнецовский пр. и трамвайная линия от Северного пр. до Муринской дороги с путепроводом через КАД". Вид и наименование планируемого к размещению объекта, его основные характеристики, а также описание границ территории проектирования существенно отличаются от исходных данных, установленных в соответствии с Описанием объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту).
Об указанных несоответствиях Комитет был проинформирован письмом исх.N103 от 15.11.2023 Однако ответных разъяснений или новых исходных данных от в адрес Подрядчика не поступало. О предоставлении необходимых исходных данных было направлено также письмо исх.N145 от 22.02.2024, которое также осталось без ответа.
Согласно п. 6.1.23 Контракта, Подрядчик обязан направить на согласование Заказчику График выполнения работ в соответствии с формой, указанной в приложении N 2 к Контракту.
Редакция Графика была направлена Заказчику с письмом исх.N100 от 01.11.2023. На что получены замечания Заказчика письмом N01-18-13410/23-0-2 от 10.11.2023.
Повторно редакция Графика направлена с учетом устранения Замечаний направлена письмом исх.N105 от 17.11.2023. В рабочем порядке связывались с Заказчиком по поводу согласования Графика - График на рассмотрении. Только 18.01.2024 в наш адрес был направлен на подписание. В итоге в подписанном Графике, 1-й этап уже был с истекшей датой - 25.11.2023.
Несмотря на неподписанный График, Подрядчиком работ по Контракту производились в рабочем порядке.
Письмом N 101 от 01.11.2023 года в адрес Заказчика были направлены Программы инженерных изысканий.
Письмом N 102 от 01.11.2023 года в адрес Заказчика были направлены Приказы о назначении ответственных лиц, а также График запросов в уполномоченные органы.
Письмом N 104 от 15.11.2023 года в адрес Заказчика были направлены полученные ответы уполномоченных организаций.
Письмом N 106 от 21.11.2023 в адрес Заказчика были направлены технические задания и программы на выполнение инженерных изысканий по планировке территории и строительству объекта для их рассмотрения, откорректированные по замечаниям Заказчика. Программы работ были согласованы и подписаны Заказчиком. Письмом N128 от 29.12.2023 Заказчик, в соответствии с п.14.3 Задания на выполнение работ, являющегося приложением к Описанию объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту) был уведомлен о планируемом начале выполнения полевых работ в составе инженерных изысканий.
По окончании работ в рамках 1-го этапа, Подрядчиком в адрес Заказчика были направлены материалы предполагаемого 1-го этапа работ - Эскиз планировки Объекта (письмо исх.N107 от 21.11.2023). В ЕИС загружены документы для электронного актирования. Стоит отметить, что к этому моменту, График выполнения работ, детализирующий перечень этапов работ и конкретизирующий, что конкретно должно быть выполнено в каждом этапе работ подписан не был.
В приемке этапа работ было отказано. В приложенном к отказу письме (исх.N01-1813410/23-4-1 от 29.11.2023 г.), помимо замечаний по выполненной работе по первому этапу, Заказчик уведомил Подрядчика о следующем:
"В связи с передачей государственных контрактов на подготовку градостроительной и предпроектной документации заказчиком по которым выступает Комитет в СПб ГКУ "Дирекция транспортного строительства" кассовые выплаты по Отделу проектирования дорог и дорожных сооружений Комитета с ноября 2023 года прекращены.
Прошу Вас направить в адрес Дирекции документы об исполнении этапов работ по Контракту после подписания дополнительного соглашения о перемене лиц в обязательстве по Контракту.
При этом необходимо отметить, что положениями Контракта предусмотрено осуществление приемки и оплаты работ, в том числе в соответствии с Графиком выполнения работ.
Дополнительное соглашение к Контракту, предусматривающее График выполнения работ в соответствии с формой, указанной в приложении N 2 к Контракту до настоящего времени не заключено".
Таким образом, Заказчик признал отсутствие подписанного Графика выполнения работ на дату исполнения Подрядчиком обязательств по 1 этапу. А также указал о необходимости передачи выполненных Работ новому Заказчику после подписания соответствующего соглашения.
Вместе с тем, Дополнительное соглашение о перемене лиц в обязательстве было подписано только 08.02.2024.
Таким образом, до указанной даты у Подрядчика не было возможности сдать результат Работ.
Кроме этого, Заказчик в письме исх.N01-1813410/23-4-1 от 29.11.2023 указал на необходимость всех дальнейших согласований результатов проектных работ осуществлять не с Заказчиком, а с СПб ГБУ "Центр транспортного планирования" (далее - ЦТП).
Несмотря на отсутствие подписанного Графика выполнения работ, отсутствие подписанного Дополнительного соглашения о смене Заказчика, Подрядчик продолжал выполнять работы по Контракту.
Ввиду отказа Заказчика в приемке работ без согласования с СПб ГБУ "Центр транспортного планирования", Подрядчиком производилась также работа по соответствующему согласованию.
11.12.2023 Письмом N 114 в адрес Заказчика был направлен Запрос о предоставлении проектных решений согласно Письму АО "ПЕТЕРБУРГ-ДОРСЕРВИС".
12.12.2023 в адрес Заказчика был направлен Запрос о предоставлении Графика выполнения работ и согласовании программ инженерных изысканий.
14.12.2032 Письмом N 125 в адрес Заказчика был направлен Запрос о предоставлении сведений о планируемой к строительству станции метро "Ручьи".
31.01.2024 в адрес Заказчика было направлено Письмо N 138, согласно которому Заказчик был уведомлен о том, что в рамках первого этапа проектирования планировочное решение по Объекту разработано и проходит согласование в СПб ГБУ "Центр транспортного планирования Санкт-Петербурга".
Причиной затянувшейся процедуры согласования в ЦТП является то, что в отношении направленного "Эскиза планировки объекта" были представлены замечания, в первую очередь касающиеся непредставленных Заказчиком исходных данных, обеспечивающих выполнение работ по Контракту.
Дополнительно сообщаем, что несмотря на непредставление необходимых исходных данных, Подрядчик продолжил выполнять работы по Контракту, стремясь достигнуть результат работ. Эскиз планировки направлялся на согласование в ЦТП письмами N108 от 21.11.2023, N129 от 29.12.23, N133 от 24.01.24 и N150 от 07.03.2024. Последнее письмо находится на рассмотрении в ЦТП.
13.03.2024 Письмом N 153 Заказчик был уведомлен об указанных обстоятельствах:
Таким образом, исполнение Контракта не прекращалось Подрядчиком до даты вступления Решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракту в законную силу.
11.03.2024 Письмом N 151 в адрес Заказчика был направлен ответ на принятое решение, в котором была обозначена просьба отменить Решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта, предоставив Подрядчику возможность фактического исполнения принятых на себя обязательств.
13.03.2024 Письмом N 153 в адрес Заказчика также было направлено уведомление о том, что в рамках первого этапа проектирования планировочное решение по объекту разработано и проходит согласование в СПб ГБУ "Центр транспортного планирования Санкт-Петербурга. К Письму был приложен Эскиз планировки М 1:500.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ГЕОПРОЕКТ" реестр недобросовестных поставщиков, поскольку им предпринимались меры для исполнения Контракта
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "ГЕОПРОЕКТ" предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение Контракта, а включение сведений в отношении ООО "ГЕОПРОЕКТ" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Подрядчиком деяния.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ГЕОПРОЕКТ" (ИНН: 4726001185), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 25 марта 2024 г. N РНП-78-498/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.03.2024