Резолютивная часть решения оглашена 25.03.2024 г.
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрела жалобу ООО "Арх-Культ" (далее заявитель) на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории г.Владимира, с проведением государственной историко-культурной экспертизы данного проекта для нужд ГБУК ВО "Государственный центр по сохранению, использованию и реставрации объекты культуры и культурного наследия" (извещение 0128200000124000956) в присутствии представителей заказчика - ГБУК ВО "Государственный центр по сохранению, использованию и реставрации объекты культуры и культурного наследия", уполномоченного органа - министерства имущественных и земельных отношений Владимирской области заявителя - ООО "Арх-Культ"
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/32-174/2024 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
18.03.2024 года во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Арх-Культ" (далее заявитель) на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории г.Владимира, с проведением государственной историко-культурной экспертизы данного проекта для нужд ГБУК ВО "Государственный центр по сохранению, использованию и реставрации объекты культуры и культурного наследия" (извещение 0128200000124000956).
В таблице II "Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке" приложения N 4 к извещению детализирующим показателем оценки квалификации участников является количество квалифицированных сотрудников участника закупки "с наличием аттестованных специалистов-экспертов".
Заявитель полагает, что такой критерий оценки не соответствует требованиям законодательства об охране объектов культурного наследия и положению о государственной историко-культурной экспертизы в силу следующего.
В пункте 5.1 Технического задания к договору, заключаемому по результатам проведения конкурса указано, что подрядчик организовывает проведение государственной историко-культурной экспертизы проекта самостоятельно. Акт государственной историко-культурной экспертизы (с положительным заключением) оформляется в строгом соответствии с Положением о государственной историко-культурной экспертизы, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 N 569.
Таким образом, подрядчик, являясь заказчиком работ по проведению государственной историко-культурной экспертизы проекта объединенной зоны охраны, во исполнение требования статей 29, 30 и 34 Федерального закона N 73-ФЗ и пункта 8 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 N 569, не имеет права привлекать экспертов, состоящих с ним в трудовых отношениях, для выполнения такой экспертизы.
Кроме того, отсутствие в конкурсной документации при оценке квалификации участника закупки показателя опыта работы, связанного с предметом контракта, является нарушением действующего законодательства, в частности Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Также заявитель полагает, что в силу требований пункта 3 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 N 972, пункта 9 Перечня выполняемых работ, составляющих геодезическую и картографическую деятельность, подлежащих лицензированию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1126 необходимо установить дополнительное требование к участникам закупки - о наличии лицензии на геодезическую и картографическую деятельность.
В извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме установлено требования о наличии у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (аттестованных специалистов МК РФ), что подтверждается трудовой книжкой или сведениями о трудовой деятельности, предусмотренной статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации. Заявитель полагает, что для подтверждения сведений о наличии у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (аттестованных экспертов МК РФ), достаточными будут ранее заключенные договоры гражданско-правового характера с такими специалистами (экспертами).
В силу изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной, признать заказчика нарушившим требования законодательства о контрактной системе в сфере закупок, выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Представители заказчика по существу дела пояснили следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Положением о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 N 569, проект зон охраны объектов культурного наследия, проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия подлежит государственной историко-культурной экспертизе, к проведению которой не привлекаются лица, состоящие в трудовых отношениях с участником закупки. Указанные требования содержатся в извещении о проведении указанной закупки, включая техническое задание, проект контракта, и обязательны для выполнения заказчиком.
Вместе с тем, законодательство не содержит запрета на привлечение к разработке проекта зон охраны объектов культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия лиц, имеющих аттестацию Министерства культуры Российской Федерации в качестве эксперта и не планируемых к включению в состав экспертной комиссии для проведения государственной историко-культурной экспертизы проекта зон охраны объектов культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия.
Наличие в штате у участника закупки высококвалифицированных специалистов и аттестованных Министерством культуры Российской Федерации экспертов, имеющих опыт проведения государственной историко-культурной экспертизы в отношении проектов зон охраны объектов культурного наследия, проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, наличие правовых актов соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, принятых на основании представленного проекта и положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы, обеспечивает комплексный подход и качество к разработке проекта зон охраны объектов культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия. Законодательство не содержит запрета на привлечение к разработке проекта зон охраны объектов культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, лиц имеющих аттестацию Министерства культуры РФ в качестве эксперта.
Кроме того, в соответствии с Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 N 972, разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия осуществляется физическими или юридическими лицами на основе материалов историко-архитектурных, историко-градостроительных и архивных исследований, а также с использованием данных государственного кадастра недвижимости при их наличии.
Участник указанной закупки в соответствии с условиями конкурсной документации может привлекать к выполнению работ по разработке проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории г.Владимира, с проведением государственной историко-культурной экспертизы данного объекта, третьих лиц.
В техническом задании (приложение N 2 к извещению) в основных требованиях указаны нормативные документы, в соответствии с которыми осуществляется разработка проекта зон охраны объектов культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия. Одним из таких документов является постановление Правительства РФ от 12.09.2015 N 972 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также постановление Правительства РФ от 28.07.2020 N 1126 "О лицензировании геодезической и картографической деятельности" (вместе с Положением о лицензировании геодезической и картографической деятельности).
Организация, занимающаяся проектной деятельностью, в том числе в области сохранения объектов культурного наследия не обязана иметь в штате кадастровых инженеров и лицензию на выполнение, и осуществление геодезической и картографической деятельности. В ходе исполнения контракта подрядчик имеет право заключить договор субподряда на выполнение указанных видов работ. Таким образом, в соответствии с Законом о контрактной системе в сфере закупок формирование требований извещения, в том числе описание объекта закупки, осуществляется заказчиком самостоятельно.
Кроме того, отсутствие в извещении о проведении открытого конкурса показателя оценки "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" не противоречит требованиям действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В силу изложенного, представители заказчика просят признать жалобу ООО "Арх-Культ" необоснованной.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
05.03.2024 на официальном сайте в Единой Информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории г.Владимира, с проведением государственной историко-культурной экспертизы данного проекта для нужд ГБУК ВО "Государственный центр по сохранению, использованию и реставрации объекты культуры и культурного наследия" (извещение 0128200000124000956)
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 10 300 000,00 рублей.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно подпункта "а" пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение) при проведении конкурсов применяются не менее двух критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 Положения.
В соответствии с пунктом 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункта 30 Положения в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д" пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются:
а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 настоящего Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта:
трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Рассмотрев материалы дела, Комиссией установлено, в приложении N 4 к извещению о проведении указанного открытого конкурса в электронной форме по показателю оценки "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" заказчиком установлен детализирующий показатель оценки "Количество квалифицированных сотрудников участника закупки с наличие специалистов-экспертов", а также требования к документам, подтверждающим квалификацию указанных специалистов - трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации; документы, подтверждающие квалификацию специалистов и иных работников (приказ МК РФ об аттестации экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы с решением о присвоении статуса аттестованного эксперта).
Комиссией установлено, что данные требования установлены заказчиком в соответствии с пунктом 30 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", и следовательно, не противоречат действующему законодательству.
В пункте 2.7 описания объекта закупки указано, что подрядчик организовывает проведение государственной историко-культурной экспертизы проекта самостоятельно. Акт государственной историко-культурной экспертизы (с положительным заключением) оформляется в строгом соответствии с Положением о государственной историко-культурной экспертизы, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 N 569.
Согласно подпункта "б" пункта 8 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 N 569, к проведению экспертизы не привлекаются лица, состоящие в трудовых отношениях с заказчиком.
Таким образом, в извещении о проведении указанного открытого конкурса в электронной форме содержатся положения исключающие возможность проведения историко-культурной экспертизы проекта, являющемся предметом закупки, лицом, состоящего в трудовых отношениях с исполнителем по контракту. Следовательно, жалоба по данному доводу является необоснованной.
Кроме того, в данном случае законодательством о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено обязательное установление в извещении о проведении закупки такого критерия как "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок При применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Предметом рассматриваемой закупки является выполнение работ по разработке проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории г.Владимира, с проведением государственной историко-культурной экспертизы данного проекта. Из описания объекта закупки не следует, что осуществление геодезической и картографической деятельности будет являться основной (преобладающей) деятельностью при выполнении работ, являющихся предметом закупки. Комиссия полагает, что в данном случае не требуется установление к участникам закупки дополнительных требований о наличии у них лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности.
В силу изложенного, Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении указанного открытого конкурса в электронной форме.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Арх-Культ" на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории г.Владимира, с проведением государственной историко-культурной экспертизы данного проекта для нужд ГБУК ВО "Государственный центр по сохранению, использованию и реставрации объекты культуры и культурного наследия" (извещение 0128200000124000956) по доводам, изложенным в ней, необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 25 марта 2024 г. N 033/06/32-174/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.03.2024