Резолютивная часть решения оглашена 26.03.2024 г.
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрела жалобу ПАО "МТС" (далее заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона на оказание услуг по предоставлению канала доступа к виртуальным частным сетям (VPN) для нужд Территориального фонда обязательного медицинского страхования Владимирской области (извещение N 0228000000124000015) в присутствии представителей заказчика - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Владимирской области заявителя - ПАО "МТС"
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/33-180/2024 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
20.03.2024 года во Владимирское УФАС России поступила жалоба ПАО "МТС" (далее заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона на оказание услуг по предоставлению канала доступа к виртуальным частным сетям (VPN) для нужд Территориального фонда обязательного медицинского страхования Владимирской области (извещение N 0228000000124000015).
По мнению заявителя, в извещении о проведении электронного аукциона содержатся положения ограничивающие количество участников закупки.
В частности согласно пункта 1.1 Приложения N 4 к извещению (проект контракта) "Исполнитель обязуется оказать услуги по предоставлению канала доступа к виртуальным частным сетям (VPN), в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к настоящему контракту) и сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат оказанных услуг и оплатить их".
Пунктом 1.1 Приложения N 2 к извещению (описание объекта закупки) Заказчиком установлено: " Назначением сетевой инфраструктуры сети передачи данных ТФОМС Владимирской области является передача цифровой трафика между объектами сети для обеспечения информационного взаимодействия подразделений фонда с высокой степенью надежности и качества, а также интеграции (сетей взаимодействия) с защищенной ведомственной сетью передачи данных учреждений здравоохранения Владимирской области".
В соответствии с пунктом 1.2 описания объекта закупки заказчиком установлено следующее определение: "ВСПД - ведомственная сеть передачи данных с доступом к медицинским информационным системам медицинских организаций государственной системы здравоохранения Владимирской области сеть N 2056. Объект ВСПД - узел, по адресу которого производится подключение к ВСПД". Аналогичное положение отражено в Приложении N 1 к контракту (техническое задание). При этом в описании объекта закупки отсутствуют технические характеристики, позволяющие потенциальным участникам закупки определить каким-именно образом происходит процесс подключения в ВСПД для оказания услуг по предмету закупки.
В своем ответе на запрос разъяснений положений аукционной документации заказчик пояснил, что доступ к ВСПД предоставляет исключительно сторонняя организация - ПАО "Ростелеком". Заказчик не обладает информацией относительно возможного отказа со стороны ПАО "Ростелеком" в предоставлении доступа к ВСПЛ, а также сроков получения доступа к ВСПД. Заказчик не может гарантировать содействие в получении доступа к ВСПД.
Таким образом, у ПАО "МТС" отсутствует информация о реальных возможностях исполнить контракт в связи с зависимостью от решения ПАО "Ростелеком" о предоставлении доступа к ВСПД, поскольку в случае отказа ПАО "Ростелеком" в предоставлении доступа к ВСПД и в случае признания Заявителя победителем закупки, Заявитель не сможет оказать услуги в соответствии с условиями контракта.
Фактически описание объекта закупки установлено таким образом, что потенциальные исполнители, не имея договорных отношений с ПАО "Ростелеком" относительно предоставления доступа к ВСПД, не смогут оказать услуги по предмету закупки, что в свою очередь может привести к неисполнению обязательств по контракту и как следствие, расторжения контракта в связи с невозможностью оказания услуг по предмету контракта.
Таким образом, действия заказчика нарушают требования статьи 8, пункта 1 части 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В силу изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной, признать заказчика нарушившим требования законодательства о контрактной системе в сфере закупок, выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Представители заказчика по существу дела пояснили следующее.
Описание объекта закупки составлено в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок и содержит функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационной характеристики объекта закупки. Требования и указания в отношении знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, и иные требования, влекущие за собой ограничение количества участников закупки отсутствуют.
В описание объекта закупки фонда указано, что интеграция должна производиться с использованием Криптошлюза (пункт 3.3 описания объекта закупки). Учитывая, что данная сеть не принадлежит фонду и последний не является заказчиком её организации, а также что предметом закупки является оказание услуг по предоставлению канала доступа к виртуальным частным сетям (VPN), описание технических характеристик по процессу подключения к ВСПД не может быть включено в описание объекта закупки. Фонд не является организацией предоставляющей услуги по доступу к ВСПД и соответственно не владеет информацией относительно возможности отказа со стороны ПАО "Ростелеком" по предоставлению доступа к ВСПД и не может давать какие-либо гарантии исполнителю контракта.
Описание объекта закупки основано на потребности заказчика, в целях получения конечного результата в том виде, качестве, порядке и объеме, на который он обоснованно рассчитывал.
При этом отсутствие у хозяйствующего субъекта необходимых условий для участия в закупке не является доказательством, подтверждающим, что требования заказчика привели к ограничению конкуренции. Каждый хозяйствующий субъект самостоятельно принимает решение об участии в закупке, действия каждого из влияют на результаты закупки, победителем которого определяется лучший из участников, то есть наиболее конкурентноспособный.
В силу изложенного, представители заказчика просят признать жалобу ПАО "МТС" необоснованной.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
13.03.2024 на официальном сайте в Единой Информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по предоставлению канала доступа к виртуальным частным сетям (VPN) для нужд Территориального фонда обязательного медицинского страхования Владимирской области (извещение N 0228000000124000015).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 212 536,16 рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из смысла указанных норм следует, что заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, оказываемой услуги, выполняемой работы, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара, работы, услуги.
Комиссия Владимирского УФАС России установила, что в рассматриваемом извещении о проведении закупки заказчиком установлено значение показателей оказываемой услуги.
Комиссия определила, что при описании функциональных, технических и качественных характеристик оказываемой услуги заказчиком использовались показатели и требования, как того требуют положения статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, Комиссия Владимирского УФАС приходит к выводу, что при формировании технического задания заказчику в рамках законодательства о контрактной системе в сфере закупок предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, работы, услуги в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Комиссия Владимирского УФАС России принимает во внимание то, что установление заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару, услуги, работе может повлечь невозможность принятия участия того или иного юридического, физического лица в определении поставщика, ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики имеют возможность поставить товар, оказать услуги, выполнить работу соответствующий всем условиям извещения о проведении аукциона в электронной форме. Однако отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, оказать услугу, выполнить работу соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничение заказчиком числа участников закупки.
В силу изложенного, Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении указанного электронного аукциона.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ПАО "МТС" на положения извещения о проведении электронного аукциона на оказание услуг по предоставлению канала доступа к виртуальным частным сетям (VPN) для нужд Территориального фонда обязательного медицинского страхования Владимирской области (извещение N 0228000000124000015) по доводам, изложенным в ней, необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 26 марта 2024 г. N 033/06/33-180/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.03.2024