Резолютивная часть оглашена
22.03.2024 г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе: заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок Самарского УФАС России А.С.Корчагиной, заместителя начальника отдела контроля закупок Самарского УФАС России Е.А.Смирновой, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Самарского УФАС России М.А.Казанцевой,
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Тольяттинская городская клиническая больница N 5" (далее - ГБУЗ СО "ТГКБ N 5" Тольятти, Заказчик) о включении сведений об ООО "АЛЬЯНС" (далее - Общество, Исполнитель) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона на выполнение работ по техническому обслуживанию лифтов и комплексному техническому обслуживанию лифтов и диспетчерской связи для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Тольяттинская городская клиническая больница N 5" (извещение N 0142200001323026034 , начальная (максимальная) цена контракта - 3 794 196,72 руб.),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступило обращение Заказчика о включении сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков, из которого следует, что Исполнитель не исполнил надлежащим образом обязательства, предусмотренные контрактом, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Обществе в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения и проведя проверку, установила следующее.
12.12.2023 г. между ГБУЗ СО "ТГКБ N 5" Тольятти и ООО "АЛЬЯНС" заключен контракт N 8/251 на выполнение работ по техническому обслуживанию лифтов и комплексному техническому обслуживанию лифтов и диспетчерской связи для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Тольяттинская городская клиническая больница N 5".
В соответствии с условиями Технического задания (Приложение N 2 к контракту) срок выполнения работ Исполнителем: с 01 февраля 2024 г. по 31 января 2025 г. Работы выполняются ежемесячно по каждому лифту, указанному в Приложении N1 к Техническому заданию.
Согласно пунктам 6.2.1, 6.2.5 контракта Исполнитель обязан оказывать услуги в соответствии с принятыми на себя обязательствами. При оказании услуг соблюдать нормы и правила, установленные правовыми актами Российской Федерации и Самарской области для такого рода услуг (в том числе ГОСТ и т.п.).
В соответствии с пунктом 2.4 Технического задания Исполнитель обязан согласно пп."и" п.17 Правили организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов за исключением эскалаторов в метрополитенах", утверждённых постановлением Правительства РФ N743 от 24.07.2017, п.10 ГОСТ Р 55964-2022 назначить ответственных лиц из числа аттестованных специалистов за организацию обслуживания и ремонта, электромехаников, закрепив за ними лифты и возложить на них ответственность за исправное состояние лифтов и безопасную эксплуатацию лифтов.
Поскольку Исполнитель нарушал условия контракта и не исполнял обязательства Заказчик 19.02.2024 г. разместил в личном кабинете единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) претензию N 1056 с требованием устранения нарушений в течение 10 дней с момента получения требования в личном кабинете единой информационной системы в сфере закупок (не позднее 29.02.2024 г.).
В ответ на претензию Исполнитель разместил в личном кабинете ЕИС приказ N39 от 25.01.2023 о допуске к работе электромехаников по лифтам и план-график на проведение ежемесячного технического обслуживания лифтов (ТО-1) в феврале 2024 г., при этом снова не предоставив документы на лиц, указанных в приказе, подтверждающие соответствующую квалификацию для допуска к данным видам работ.
Требования, указанные в претензии от 19.02.2024 на исполнены, замечания не устранены, в частности:
- удостоверения по электробезопасности не соответствуют требованиям по допуску обслуживающего персонала в действующие электроустановки (удостоверение должно быть выдано либо организацией, с которой заключен контракт, либо Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору);
- не подтверждена квалификация сотрудников ООО "АЛЬЯНС" в независимой организации по оценке квалификации, согласно положения профессиональных стандартов (электромеханика по лифтам, ответственного за организацию технического обслуживания и ремонта);
- приказ о назначении ответственного электромеханика за исправное состояние лифтов не соответствует ГОСТ-55964-2022;
- не проводится ежесменный осмотр лифтов с автоматическим приводом дверей кабины.
- запуск аварийно-остановившегося лифта происходит в срок более 24 часов с момента его остановки (нарушение ГОСТ Р 55964-2022, п.6.1.и).
- техническое обслуживание не осуществляется, при этом в журнале приема-сдачи смен отсутствует запись об отключении лифтов для проведения технического обслуживания; в машинных помещениях данных лифтов не заведены журналы технического обслуживания, в которых должна быть поставлена отметка о проведении технического обслуживания данного лифта.
Более того, согласно плану-графику, предоставленному Исполнителем в ответ на претензию Заказчика N 1056 от 19.02.2024 запланировано проведение технического обслуживания лифтов, которое фактически не осуществляется Исполнителем (до 26 февраля 2024 г. было направлено повторно две претензии - от 22.02.2024 N 1169 и от 26.02.2024 N 1194).
Требования не устранены и запланированное в период с 26.02.2024 по 28.02.2024 техническое обслуживание лифтов также не осуществляется, в частности:
- 26.02.2024: лифты NN 50. 49. 12774.20878. 12775 хирургического корпуса, NN 16698. 16694. 16697, 16699, 16696. 16695 инфекционного корпуса;
- 27.02.2024: лифты NN 14273. 14275, 14279, 14276. 14274 онкологического корпуса, N 14993 ПАО, N 10144 ЦМС, NN105, 14195, 14196. 14197 пищеблока;
- 28.02.2024: лифты N 14198 пищеблока. N 10153 радиологического корпуса. NN 10154. 12702. 12694, 13229, 13225 МПЦ, N 12758,40, з.н.72576 инфекционной больницы по ул. Зеленая 15.
Согласно пунктам 3.4, 3.6 Контракта если отступления при оказании услуг от условий Контракта или иные недостатки результата услуги не были устранены в установленный Заказчиком срок либо являются существенными и неустранимыми. Заказчик вправе отказаться от исполнения Контракта и потребовать возмещения причиненных убытков. Если Исполнитель не приступает своевременно к исполнению обязательств по Контракту или оказывает услуги настолько медленно, что окончание их к сроку становится явно невозможным. Заказчик вправе отказаться от исполнения Контракта и потребовать возмещения убытков.
29.02.2024 г. Заказчик направил очередную претензию N 1283 с требованием немедленного устранения нарушений не позднее 01.03.2024 г.
Исполнитель вышеуказанные претензии не рассмотрел, ответы не направил.
Более того, в нарушение условий пункта 2.2 Технического задания Исполнитель не осуществил проведение работ по подготовке лифтов к техническому освидетельствованию, что повлекло приостановку выполнения работ ООО "Лифтэкспертиза", с которым заключен контракт на проведение оценки соответствия лифтов.
15.03.2024 г. Заказчик с использованием единой информационной системы формирует принятое решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает и размещает решение в единой информационной системе.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком, предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Заказчиком были осуществлены следующие мероприятия по выполнению требований надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта:
Решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта размещено в ЕИС 04.03.2024 г.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 15.03.2024 г.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно представленным ООО "АЛЬЯНС" письменным пояснениям Общество предприняло все действия по выполнению контракта и не уклонялся от исполнения контракта.
Комиссия Самарского УФАС России изучив письменные пояснения, представленные документы и выслушав пояснения Заказчика и ООО "АЛЬЯНС", пришла к выводу:
ООО "АЛЬЯНС" подавая заявку на участие в электронном аукционе на выполнение работ по техническому обслуживанию лифтов и комплексному техническому обслуживанию лифтов и диспетчерской связи для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Тольяттинская городская клиническая больница N 5", согласилось с условиями закупки.
Довод Общество о принятии всех возможных действий по выполнению контракта не находит своего подтверждения, так как фактически доказательств о принятии мер для исполнения контракта в срок не представили.
На дату рассмотрения обращения Общество работы в полном объеме не выполнило. Доказательств обратного комиссии Самарского УФАС России не представлено.
Какие-либо действия, направленные на выполнение работ по контракту, в срок, отведенный частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе для устранения допущенных нарушений условий контракта, Обществом не осуществлялись.
Общество, подавая заявку на участие в Закупке, с указанными условиями согласилось, жалобы на документацию, запросы разъяснения положений документации не подавало.
В рассматриваемом случае Обществом не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
Заказчик в результате бездействия Общества лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки, а именно выполнение работ по техническому обслуживанию лифтов и комплексному техническому обслуживанию лифтов и диспетчерской связи для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Тольяттинская городская клиническая больница N 5". Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Общества.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ООО "АЛЬЯНС" выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений контракта.
В указанном случае Исполнителем не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Общества в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных подрядчиков, исполнителей.
В ходе проведения закупки ООО "АЛЬЯНС" снизили начальную максимальную цену контракта с 3 794 196,72 руб. до 663 983,58 руб. (на 82 %).
Решение об одностороннем отказе Заказчика от 04.03.2024 г. ООО "АЛЬЯНС" на момент рассмотрения обращения в Самарском УФАС России в Арбитражный суд Самарской области не обжалует.
Кроме того, следует отметить, что в Самарское УФАС России ранее поступало обращения Заказчиков о ненадлежащем выполнении обязательств со стороны ООО "АЛЬЯНС" по контракту, в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в ЕИС содержит 1 запись в отношении ООО "АЛЬЯНС".
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об ООО "АЛЬЯНС" (ИНН 6321387907, КПП 632101001, ОГРН 1156313029542, юридический адрес: 445032, САМАРСКАЯ ОБЛ, ТОЛЬЯТТИ Г, ДЗЕРЖИНСКОГО УЛ, ЗД. 98, ОФИС 289; сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица/учредителе: Васякин Александр Сергеевич (ИНН 632137749198) в реестр недобросовестных поставщиков (приложение)*.
2. Исключить информацию об ООО "АЛЬЯНС", сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица/учредителе из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр либо ранее по основаниям, установленным частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии:
А.С.Корчагина
Члены комиссии: Е.А.Смирнова
М.А.Казанцева
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 26 марта 2024 г. N РНП-63-76
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.03.2024