Резолютивная часть оглашена
22.03.2024 г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России)
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области "Тольяттинская городская клиническая больница N 2 имени В.В.Баныкина" (далее - ГБУЗ СО "ТГКБ N 2", Заказчик) о включении сведений об ООО "АЛЬЯНС" (далее - Общество, Исполнитель) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию лифтов для государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Тольяттинская городская клиническая больница N2 имени В.В.Баныкина" (извещение N 0142200001323024234, начальная (максимальная) цена контракта - 660 000,00 руб.),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступило обращение Заказчика о включении сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков, из которого следует, что Исполнитель не исполнил надлежащим образом обязательства, предусмотренные контрактом, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Обществе в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения и проведя проверку, установила следующее.
24.11.2023 г. между ГБУЗ СО "ТГКБ N2" и ООО "АЛЬЯНС" по результатам проведенного аукциона был заключен контракт N 4699-24234 на оказание услуг по техническому обслуживанию лифтов (далее - Контракт) на сумму 125 400,00 рублей.
По условиям Контракта ООО "АЛЬЯНС" приняло на себя обязательства по техническому обслуживанию лифтов в соответствии с Техническим заданием (приложение N1 к Контракту).
В соответствии с Актом о неисполнении услуги по ремонту лифта от 14.02.2024 года установлено, что 14.02.2024 года в 06 ч 58 мин в корпусе N 4 ГБУЗ СО "ТГКБ N2" по адресу г. Тольятти, ул. Баныкина, д. 8, произошла поломка лифта N 40, в котором находились сотрудники учреждения с пациентом, состояние которого характеризовалось как "тяжелое".
Незамедлительно, по средствам телефонной связи, ООО "АЛЬЯНС" было поставлено в известность о произошедшей аварийной ситуации с требованием произвести освобождение пассажиров, ввиду тяжелого состояния пациента, в кратчайшие сроки.
Сотрудники ООО "АЛЬЯНС" прибыли на место поломки лифта, для исполнения своих обязательств по Контракту в 07 ч 39 мин, освобождение пассажиров было произведено в 08 ч 34 мин. Однако, после освобождения пассажиров, в работу лифт запущен был только 15.02.2024 г.
В соответствии с условиями Контракта, а именно пункта 2.3 Технического задания Приложение N 1 Контракта, исполнитель обязан организовать аварийно-техническое обслуживание лифтов. В случае невозможности освобождения пассажиров лифтерами Заказчика, исполнитель обязан произвести освобождение пассажиров в срок не более чем 30 минут с момента получения соответствующего требования от Заказчика и пуск лифтов в работу при неисправностях не требующей замены основных узлов лифта.
Однако, учитывая информацию, указанную в акте от 14.02.2024 года о временных промежутках, в которые было осуществлено прибытие сотрудников ООО "АЛЬЯНС" с последующем исполнением обязанностей по Контракту, требования Технического задания были существенно нарушены.
В соответствии с Актом о неисполнении услуги по ремонту лифта, составленного комиссией уполномоченных лиц 14.02.2024 года установлено: 10.02.2024 года зафиксирована неисправность лифта N11700, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Баныкина, д. 8, корпус 12, а именно - "лифт поднялся на 25 см выше 5 этажа", при незамедлительном уведомлении ООО "АЛЬЯНС" в 21 час 55 минут, сотрудники исполнителя прибыли 10.02.2024 г. в 22 часа 50 минут - проведена регулировка тормозных колодок.
11.02.2024 года зафиксирована неисправность лифта N11700, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Баныкина, д. 8, корпус 12, а именно - "лифт поднялся на 30 см выше 5 этажа", при незамедлительном уведомлении ООО "АЛЬЯНС" в 02 час 44 минуты, сотрудники исполнителя прибыли 11.02.2024 г. в 03 часа 15 минут - проведена регулировка тормозных колодок.
11.02.2024 года зафиксирована неисправность лифта N11700, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Баныкина, д. 8, корпус 12, а именно - "лифт поднялся на 30 см. выше 5 этажа", при незамедлительном уведомлении ООО "АЛЬЯНС" в 06 часов 50 минут, сотрудники исполнителя прибыли 11.02.2024 г. в 18 часов 45 минут - проведена зачистка компонентов.
12.02.2024 года зафиксирована неисправность лифта N11700, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Баныкина, д. 8, корпус 12, а именно - "лифт не доезжает до 4 и 5 этажа", при незамедлительном уведомлении ООО "АЛЬЯНС" в 07 часов 00 минут, сотрудники исполнителя прибыли 13.02.2024 г. в 10 часов 30 минут - проведена сверка номеров контакторов, неисправен дополнительный контактор пускателя. Сломан диодный мост.
В соответствии с условиями Контракта, а именно пункта 2.3 Технического задания Приложение N 1 Контракта, исполнитель обязан организовать аварийно-техническое обслуживание лифтов. В случае невозможности освобождения пассажиров лифтерами Заказчика, исполнитель обязан произвести освобождение пассажиров в срок не более чем 30 минут с момента получения соответствующего требования от Заказчика и пуск лифтов в работу при неисправностях не требующей замены основных узлов лифта.
Однако, учитывая информацию, указанную в акте от 14.02.2024 года, о временных промежутках, в которые было осуществлено прибытие сотрудников ООО "АЛЬЯНС", с последующем исполнением обязанностей по Контракту, требования Технического задания были существенно нарушены.
Согласно пункту 2.1 Приложения N1 Контракта, Исполнитель обязан обеспечить наличие документов, подтверждающих соответствие оказываемых им услуг, требованиям, установленным законодательством РФ в течении всего срока исполнения Контракта. По состоянию на 16.02.2024 года, документы, подтверждающие квалификацию работников ООО "АЛЬЯНС", задействованных в исполнении работ по контракту по требованию ГБУЗ СО "ТГКБ N 2" предоставлены не были, что подтверждается актом б/н от 16.02.2024 года.
Не предоставление вышеперечисленных документов в полном объеме нарушает требования Технического регламента таможенного союза от 18.10.2011 г. N 824, а также "Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденных Постановлением Правительства от 24.06.2017 г. N 743.
Предоставленные документы на имя Шаклей А.В. и Луковского С.Г. предоставлены без учета требований Приказа Минтруда РФ от 15.12.2020 N 903Н.
В соответствии с Актом о неисполнении услуги от 16.02.2024 года, установлено, в нарушение пункта 2.1. Приложения N1 к Контракту, ООО "АЛЬЯНС" по требованию Заказчика не обеспечило предоставление документов, подтверждающих соответствие оказываемых услуг требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2.11 Приложения N 1 к Контракту, Исполнитель обязан проводить техническое обслуживание лифтов не реже 1 раза в месяц (перечень работ предусмотрен техническим заданием), однако, согласно Акта о неисполнении услуги по ремонту лифта от 16.02.2024 г. данная услуга не оказана, сведений о намерении ООО "АЛЬЯНС" в проведения технического обслуживания в ближайшее время нет.
В соответствии с условиями контракта ("Приемка оказанных услуг" Приложения N 1) Исполнитель обязан в письменной форме уведомить Заказчика о готовности оказываемых услуг к сдаче в день завершения оказания соответствующих услуг (части оказанных услуг). Вместе с уведомлением Исполнитель представляет Заказчику в единой информационной системе документ о приемке оказанных услуг. По состоянию на 28.02.2024 г. соответствующие документы о приемке оказанных услуг за январь 2024 г. в единой информационной системе не предоставлялись.
В соответствии с Актом о неисполнении услуги по ремонту лифта от 01.03.2024 г. установлено, что 27.02.2024 года в корпусе N 1 ГБУЗ СО "ТГКБ N2" по адресу г. Тольятти, ул. Баныкина, д. 8, произошла поломка лифта N 12052, в котором находились сотрудники учреждения с пациентом. Запуск лифта был произведен только 29.02.2024 года.
В соответствии с Актом о неисполнении услуги по ремонту лифта от 01.03.2024 г. установлено, что 01.03.2024 г. в 02:55 произошло застревание в лифте сотрудников ГБУЗ СО "ТГКБ N2" с пациентом в тяжелом состоянии по адресу: Самарская обл., г. Тольятти, улица Баныкина, д. 8, корпус 4. Приезд электромехаников зафиксирован в 03:35, освобождение пассажиров было произведено в 03:45, что является строгим нарушением условий заключенного контракта, учитывая критическое состояние пациента.
На момент составления акта ремонт лифта N 40, расположенного по адресу: Самарская обл., г. Тольятти, улица Баныкина, д. 8, корпус 4 не произведен.
Неоднократное несоблюдение условия Контракта об освобождение пассажиров в срок не более чем 30 минут с момента получения соответствующего требования от Заказчика и пуск лифтов в работу подтверждается записями в журналах приема-сдачи смен лифтерами, и является недопустимым при обслуживании лифтов в организации с большим количеством послеоперационных и лежачих пациентов.
По состоянию на дату принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта 04.03.2024 года:
- техническое обслуживание лифтов не проведено,
- не представлены документы, подтверждающие соответствие оказываемых услуг, требованиям, установленным законодательством РФ,
- акт выполненных работ за января 2024 года размещен в ЕИС 01.03.2024 г.
В связи с ненадлежащим исполнением Исполнителем своих обязательств Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное пунктом 10.7 Контракта, Законом о контрактной системе и пунктом 2 статьи 523 Гражданского кодекса РФ, принимает решение о расторжении Контракта от 24 ноября 2023 г. N 4699-24234 в одностороннем порядке.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком, предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Заказчиком были осуществлены следующие мероприятия по выполнению требований надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта:
Решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта размещено в ЕИС 04.03.2024 г.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 15.03.2024 г.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно представленным ООО "АЛЬЯНС" письменным пояснениям Общество предприняло все действия по выполнению контракта и не уклонялся от исполнения контракта.
Комиссия Самарского УФАС России изучив письменные пояснения, представленные документы и выслушав пояснения Заказчика и ООО "АЛЬЯНС", пришла к выводу:
ООО "АЛЬЯНС" подавая заявку на участие в электронном аукционе на оказание услуг по техническому обслуживанию лифтов для государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Тольяттинская городская клиническая больница N2 имени В.В.Баныкина", согласилось с условиями закупки.
Довод Общество о принятии всех возможных действий по выполнению контракта не находит своего подтверждения, так как фактически доказательств о принятии мер для исполнения контракта в срок не представили.
На дату рассмотрения обращения Общество работы в полном объеме не выполнило. Доказательств обратного комиссии Самарского УФАС России не представлено.
Какие-либо действия, направленные на выполнение работ по контракту, в срок, отведенный частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе для устранения допущенных нарушений условий контракта, Обществом не осуществлялись.
Общество, подавая заявку на участие в Закупке, с указанными условиями согласилось, жалобы на документацию, запросы разъяснения положений документации не подавало.
В рассматриваемом случае Обществом не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
Заказчик в результате бездействия Общества лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки, а именно выполнение работ по техническому обслуживанию лифтов и комплексному техническому обслуживанию лифтов и диспетчерской связи для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Тольяттинская городская клиническая больница N 5". Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Общества.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ООО "АЛЬЯНС" выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений контракта.
В указанном случае Исполнителем не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Общества в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных подрядчиков, исполнителей.
В ходе проведения закупки ООО "АЛЬЯНС" снизили начальную максимальную цену контракта с 660 000,00 руб. до 125 400,00 руб. (на 81 %).
Решение об одностороннем отказе Заказчика от 04.03.2024 г. ООО "АЛЬЯНС" на момент рассмотрения обращения в Самарском УФАС России в Арбитражный суд Самарской области не обжалует.
Кроме того, следует отметить, что в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в ЕИС содержит 1 запись в отношении ООО "АЛЬЯНС".
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об ООО "АЛЬЯНС" (ИНН 6321387907, КПП 632101001, ОГРН 1156313029542, юридический адрес: 445032, САМАРСКАЯ ОБЛ, ТОЛЬЯТТИ Г, ДЗЕРЖИНСКОГО УЛ, ЗД. 98, ОФИС 289; сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица/учредителе: Васякин Александр Сергеевич (ИНН 632137749198) в реестр недобросовестных поставщиков (приложение)*.
2. Исключить информацию об ООО "АЛЬЯНС", сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица/учредителе из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр либо ранее по основаниям, установленным частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 26 марта 2024 г. N РНП-63-71
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.03.2024