Резолютивная часть оглашена
22.03.2024 г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение Министерства строительства Самарской области (далее - Министерство, Заказчик) о включении сведений об ООО "Слияние" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам открытого конкурса в электронной форме по объекту закупки: "Выполнение научно-исследовательской работы "Многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, находящихся в собственности Самарской области и предоставляемых в аренду для строительства, в целях установления размера арендной платы при предоставлении данных земельных участков для строительства без проведения торгов" (Извещение N 0142200001323024194, начальная (максимальная) цена контракта 531 500 руб.),
в присутствии (до и после перерыва) представителей Заказчика, Общества, Уполномоченного органа с надлежаще оформленными полномочиями,
УСТАНОВИЛА:
12.12.2023 г. между Министерством и ООО "Слияние" по результатам проведенного открытого конкурса в электронной форме (извещение N0142200001323024194) заключен государственный контракт N 23-05 (далее - государственный контракт) на выполнение научно-исследовательской работы "Многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, находящихся в собственности Самарской области и предоставляемых в аренду для строительства, в целях установления размера арендной платы при предоставлении данных земельных участков для строительства без проведения торгов".
Цена государственного контракта составляет 237 777,77 рублей.
Согласно пункту 1.4 Контракта наименования, виды Работ по Контракту, требования, предъявляемые к выполнению Работ, включая параметры, определяющие качественные и количественные характеристики Работ, особые условия выполнения Работ, место выполнения Работ, требования к результатам Работ, требования к отчетной документации и другие условия исполнения Контракта определяются в Техническом задании на выполнение Работ (приложение N 1 к Контракту (далее - Техническое задание).
Согласно пункту 1.5 государственного контракта срок выполнения работ - по 29.12.2023 (включительно).
19.12.2023 ООО "Слияние" направило отчет об исполнении работ "Многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, находящихся в собственности Самарской области и предоставляемых в аренду для строительства, в целях установления размера арендной платы при предоставлении данных земельных участков для строительства без проведения торгов", акт сдачи-приемки услуг N 8 от 19.12.2023, счет на оплату работ N 7 от 18.12.2023 через ЕИС (раздел "Реестр документов об исполнении контракта").
29.12.2023 министерство направило "Мотивированный отказ от подписания акта N 8 сдачи-приемки оказанных услуг" через ЕИС.
07.01.2024 ООО "Слияние" направило отчет об исполнении работ "Отчет о финансово-экономическом обосновании порядка определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Самарской области и предоставляемых для целей строительства и коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы, в том числе в разрезе земельных участков различных категорий, целей строительства, сроков строительства, категории арендатора, оснований предоставления Земельных участков, их месторасположения и иных факторов, влияющих на размер арендной платы.", акт сдачи-приемки услуг N 8, счет на оплату работ N 8 от 07.01.2024 через ЕИС.
25.01.2024 министерство направило Мотивированный отказ от приемки работ через ЕИС, подписанное министром (регистрационный номер Мотивированного отказа - МС/357 от 23.01.2024).
Далее, 05.02.2024 ООО "Слияние" направило отчет об исполнении работ "Отчет о финансово-экономическом обосновании порядка определения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Самарской области и предоставляемых для целей строительства и коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы, в том числе в разрезе земельных участков различных категорий, целей строительства, сроков строительства, категории арендатора, оснований предоставления Земельных участков, их месторасположения и иных факторов, влияющих на размер арендной платы государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области и предоставляемых для строительства, в целях установления размера арендной платы при использовании данных земельных участков для указанных целей.", счет на оплату работ N 24 от 05.02.2024 через ЕИС.
22.02.2024 министерство направило Мотивированный отказ от приемки работ через ЕИС, подписанное министром (регистрационный номер Мотивированного отказа - МС/1121 от 21.02.2024). Факты получения Исполнителем мотивированных отказов регистрируется через ЕИС и в соответствии с частью 13 ст. 94 Закона о контрактной системе датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) документа о приемке, мотивированного отказа от подписания документа о приемке считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом таких документа о приемке, мотивированного отказа в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
Поскольку по состоянию на 22.02.2024 г. работы Обществом не были выполнены, замечания Заказчика, изложенные в трех ранее направленных мотивированных отказах не исправлены, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
26.02.2024 министерство направило "Решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 12.12.2023 N 23-05 с приложениями Мотивированных отказов от 29.12.2023, от 25.01.2024, от 22.02.2024, подписанное министром (регистрационный номер - МС/1160 от 22.02.2024).
Решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта сформировано и подписано в ЕИС 26.02.2024 г., соответственно, вступило в силу 11.03.2024 г.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок:
1) решения суда о:
а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;
2) информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.
06.03.2024 министерством получено Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 1 от 06.03.2024 через ЕИС (раздел "Реестр документов об исполнении контрактов" - "Одностороннее расторжение и переписка) от ООО "Слияние", к которому приложены "Ответ на Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта N 23-05 от 12.12.2023 г." и "Заключение о проверке соответствия научно-исследовательской работы требованиям действующего законодательства, требованиям, установленным заказчиком" N 01-4-2024-01(заключение положительное), в ответе Исполнитель просит отменить Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта N 23-05 от 12.12.2023 г. и предоставить Исполнителю возможность фактического исполнения принятых на себя обязательств, и направить в адрес Исполнителя сведения о фактических требуемых замечаниях и предложениях, необходимых для исполнения Контракта.
Заказчик направил ответ через ЕИС 20.03.2024 с информацией, что просьба Исполнителя не может быть удовлетворена.
На заседании Комиссии Самарского УФАС России представители Общества поясняли, что со стороны Заказчика не представлялась ясная и точная информация о том, какие исправления необходимо осуществить для того, чтобы Министерством приемка работы была осуществлена. Кроме того, Обществом представлены результаты двух положительных экспертиз выполненных работ.
Данные пояснения не опровергают факт ненадлежащего исполнения обязательств по контракту.
Так, Заказчиком в адрес Исполнителя направлялось три мотивированных отказа приемки работ, в которых содержалась информация о недочетах. По условиям контракта получение положительных заключений по каким-либо экспертизам не требовалось.
В рассматриваемом случае Обществом не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
Заказчик в результате действий (бездействий) Общества лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Исполнителя.
Общественные отношения, направленные на удовлетворение публичных нужд государства в товарах (работах, услугах), характеризуются повышенной социальной значимостью, в связи с чем принятие участником закупки на себя обязательств по исполнению контрактов, заключенных с целью обеспечения публичных нужд, требуют от последнего проявления повышенной ответственности при исполнении таких контрактов (в том числе строгого соблюдения сроков выполнения работ, требований к качеству работ и т.д.).
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность Общества выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений Контракта.
В указанном случае Исполнителем не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Общества в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, подпунктом б пункта 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью "Слияние" (ИНН 2222903818, КПП 222201001, адрес регистрации: Алтайский край, 656066, г. Барнаул, ул.50 лет Октября, 37-97); сведения о лице, имеющем право действовать без доверенности/ учредителе Цыбиновой Оксане Леонидовне (ИНН 222203439483) в реестр недобросовестных поставщиков (приложение)*.
2. Исключить информацию об ООО "Слияние", о лице, имеющем право действовать без доверенности/ учредителе из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр либо ранее по основаниям, установленным частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 27 марта 2024 г. N РНП-63-74
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.03.2024