Резолютивная часть оглашена
22.03.2024 г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), жалобу ООО "ЭНЕРГОВОЛЬТМОНТАЖ" на положения извещения о проведении электронного аукциона по объекту закупки: "Выполнение работ по благоустройству общественных территорий" (извещение N 0142200001324004551, начальная (максимальная) цена контракта - 60 457 261,56 руб.) (далее - Закупка),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "ЭНЕРГОВОЛЬТМОНТАЖ" на положения извещения об осуществлении Закупки.
Согласно доводам жалобы:
1. Заказчик укрупняет лот путем объединения в одну закупку несвязанных товаров, работ и услуг, а именно в один лот включены ремонт освещения и благоустройств, установка МАФ, при этом адреса выполнения работ являются самостоятельными объектами, выполнение работ на которых не привязано к остальным объектам.
2. Сметный расчет аукционной документации содержит не все требования, установленные в проектной документации, что приводит к неверному расчету начальной максимальной цены контракта и содержит заниженную стоимость работ.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Заказчик, Уполномоченный орган против доводов жалобы возражали, просили признать жалобу необоснованной, Заказчик представил письменные возражения на жалобу.
Изучив материалы жалобы, письменные возражения на жалобу, извещение об осуществлении закупки, протоколы, заявки участников, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
06.03.2024 в ЕИС размещено извещение об осуществлении закупки по объекту: "Выполнение работ по благоустройству общественных территорий".
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Статья 33 Закона о контрактной системе устанавливает требования к описанию объекта закупки. При этом, из положений Закона о контрактной системе следует, что заказчик формирует предмет закупки самостоятельно в соответствии с его потребностями.
Как установлено материалами дела, Технической частью извещения об осуществлении закупки определены места выполнения работ:
1. Самарская область, г.о. Новокуйбышевск: Сквер "Слава труду";
2. Территория в районе домов по пр. Победы, 48А и ул. Карбышева, 8;
3. Территория вдоль ограждения биофабрики по ул. Карбышева и ул. Свердлова;
4. Территория в районе дома N14б по ул. Карбышева;
5. Территория в районе домов по ул. Свердлова, N1 и Ворошилова, N2;
6. Территория по ул. Егорова (дублер) от дома N4А до пересечения с ул. Суворова.
7. Территория в районе домов N17 и 19 по ул. Киевская;
8. Территория между домами N12-14 по ул. Егорова и детским садом "Гномик".
Как следует из пояснений Уполномоченного органа, Заказчика потребность Заказчика в формировании объекта закупки, объединяющего места выполнения работ обусловлена следующим.
Согласно п.36 ст.1 ГК РФ благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Согласно ст.45.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы:
1) содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями;
2) внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений;
3) проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ;
4) организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений;
5) организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями;
6) размещения информации на территории муниципального образования, в том числе установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок;
7) размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм;
8) организации пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок;
9) обустройства территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения;
10) уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период;
11) организации стоков ливневых вод;
12) порядка проведения земляных работ;
13) участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий;
14) определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации;
15) праздничного оформления территории муниципального образования;
16) порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, а также иные вопросы, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований.
Согласно Постановлению Правительства Самарской области от 01.11.2017 N 688 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Формирование комфортной городской среды" и установлении отдельных расходных обязательств Самарской области" утвержден перечень общественных территорий, планируемых к обустройству в 2024 г., в данный перечень входят в том числе территории, указанные в техническом задании аукционной документации закупки N 0142200001324004551.
25.01.2023 г. и 12.12.2023 г. Заказчику была предоставлена субсидия из бюджета Самарской области местному бюджету на поддержку муниципальных программ формирования комфортной городской среды в рамках Федерального проекта "Формирование комфортной городской среды"
Заказчик пояснил, что проведение закупки, включающей 8 мест выполнение работ обусловлено потребностью Заказчика, а именно привлечением к участию в закупке профессиональных участников, исключения возможных рисков срыва оказания работ, а также с целью сокращения (минимизации) времени проведения нескольких закупок, было предусмотрено объединение в одну конкурентную закупку мест выполнения работ, находящихся на территории г.о. Новокуйбышевск.
Определение потребности в проведении работ на указанных территориях является прерогативой Заказчика, а не Поставщика, а целью осуществления закупки является обеспечение надлежащего оказания выполнения работ, удовлетворение потребностей Заказчика, а не интересов хозяйствующего субъекта, путем описания объекта закупки с учетом возможности выполнения работ именно данным Заявителем.
При этом, достаточных доказательств того, что оспариваемые положения извещения об осуществлении закупки влекут за собой ограничение количества участников закупки на соответствующем товарном рынке, в том числе ограничили право заявителя на участие в электронном аукционе, препятствовали каким-либо образом подаче заявки заявителем на участие в закупке, в материалах дела отсутствуют, заявителем в Самарское УФАС России не представлено.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.03.2024 NИЭА1 на участие в закупке подано 5 заявок.
Снижение начальной (максимальной) цены контракта в ходе закупки составило 19,5 %.
Таким образом, Комиссия Самарского УФАС России, проанализировав представленные материалы дела, требования документации, не усматривает в действиях Уполномоченного органа, Заказчика нарушений требований Закона о контрактной системе, в связи с чем, довод обращения признается необоснованным.
Также, в части укрупнения лота Обществом заявлен довод о нарушении Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Часть 1 статьи 1 Закона о контрактной системе устанавливает, что Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:
1) планирования закупок товаров, работ, услуг;
2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) заключения предусмотренных Законом о контрактной системе контрактов;
4) особенностей исполнения контрактов;
5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;
7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Часть 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции устанавливает, что 1 Закон о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:
1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Главой 4 Закона о защите конкуренции установлены специальные нормы, устанавливающие антимонопольные требования к торгам.
Ввиду указанного антимонопольный орган не осуществляет рассмотрение обращений (заявлений, жалоб) о нарушении антимонопольного законодательства в порядке главы 6 Закона о контрактной системе, который регламентирует порядок рассмотрения жалоб на нарушение требований законодательства о контрактной системе.
Таким образом, обращения о нарушении антимонопольного законодательства при осуществлении торгов в порядке, предусмотренном законодательством о контрактной системе, подлежат рассмотрению в соответствии с требованиями, установленными статьей 44 Закона о защите конкуренции, которая предусматривает специальные сроки рассмотрения обращения и требования к содержанию обращения (заявления).
При этом настоящее решение не лишает Подателя жалобы права обратиться с заявлением в адрес антимонопольного органа в порядке, предусмотренном статьей 44 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЭНЕРГОВОЛЬТМОНТАЖ" необоснованной.
2. Направить жалобу ООО "ЭНЕРГОВОЛЬТМОНТАЖ" в части довода об обжаловании обоснования начальной (максимальной) цены контракта в адрес органа внутреннего финансового контроля для рассмотрения по подведомственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 27 марта 2024 г. N 96-12431-24/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.03.2024