Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "МК ЗВЕЗДА" (далее - Заявитель) на действия Единой комиссии Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Аукционная комиссия) при проведении электронного аукциона на поставку средств дезинфицирующих (изв. N 0356300098524000008),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Аукционной комиссии.
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение жалобы было назначено на 20.03.2023 г. в 11:00.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 25.03.2024 г. с целью принятия решения.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках установлено следующее.
Согласно извещению N 0356300098524000008 ГБУЗ ПК "ГДКБ N 3 им. Корюкиной И.П." проводился электронный аукцион на поставку средств дезинфицирующих.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 16.02.2024 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 999 000,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 13.03.2024 г.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.03.2024 NИЭА1 заявка с идентификационным номером 171 (ООО "НОВА ДЕЗ") была признана Аукционной комиссией победителем, заявка Заявителя (номер 61) была отклонена (п.1 ч.12 ст. 48) - непредставление информации и документов, предусмотренных извещением, несоответствие таких информации и документов (в заявке на участие в закупке отсутствуют сведения о конкретном значении характеристики "Состав" Средства дезинфицирующего, требование к которому установлено в Объекте закупки Извещения о проведении электронного аукциона ("Комплекс четвертичных аммониевых соединений и производных гуанидина суммарно > 5,0 %; (Процент)"). Согласно Инструкции по заполнению: "Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики".).
Заявитель полагает, что Аукционной комиссии следовало отклонить заявку победителя аукциона, поскольку предложенный им к поставке товар не соответствует требованиям описания объекта закупки. При этом, Комиссия отмечает, что отклонение своей заявки (номер 61) Заявителем не оспаривается.
Представитель Аукционной комиссии в письменных пояснениях указала, что в представленной заявке N171 победитель закупки, а именно в описании объекта закупки, указал все значения предлагаемого к поставке товара в соответствии с Техническим заданием, они полностью соответствовали целям проводимой закупки.
Дезинфицирующие средства, требуемые к поставке, не являются медицинским изделием или медицинской техникой, и как следствие, регистрационное удостоверение на них не выдается, инструкции по применению дезинфицирующих средств на сайте Росздравнадзора не размещены.
Представитель Аукционной комиссии также указала, что проверка достоверности, предоставляемой участниками закупки информации не входит в установленный законом круг обязанностей членов Комиссии по осуществлению закупок. На момент рассмотрения заявок участников оспариваемого аукциона информацией о недостоверности сведений, содержащихся в заявке победителя закупки, Комиссия по осуществлению закупок не располагала
В силу с п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
Описание объекта закупки включает в себя 4 средств дезинфицирующих, которым соответствует код позиции ОКПД2 - 20.20.14.000 (средства дезинфекционные).
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о закупах при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст. 14 Закона о закупках.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о закупках в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 14 Закона о закупках федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о закупках.
Во исполнение ст. 14 Закона о закупках Правительством Российской Федерации принято Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ПП РФ N 617).
Установлено, что код ОКПД2 20.20.14.000 включен в перечень, утвержденный ПП РФ N 617, в связи с чем Заказчиком в извещении о проведении аукциона было установлено соответствующее ограничение.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 5 ст. 43 Закона о закупках, подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
В силу ч. 1 ст. 27 Закона о закупках участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Отклонение заявки на участие в закупке по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, не допускается.
В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о закупках не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 49 Закона о закупках, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным п. 1 - 8 ч. 12 ст. 48 Закона о закупках;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о закупках, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер.
Согласно ч. 12 ст. 48 Закона о закупках, при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона о закупках), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона о закупках, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о закупках, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о закупках;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона о закупках (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о закупках (в случае установления в соответствии со ст. 14 Закона о закупках в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 ст. 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных ч. 6 ст. 45 Закона о закупках;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном п. 3 или п. 4 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках.
В соответствии с п. 2.1 Требований к составу содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению (далее - Требования) информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе:
- В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617: - декларация участника закупки о номерах реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийской реестр промышленных товаров), и совокупном количестве баллов (при наличии); при отсутствии сведений о таком товаре в реестре российской промышленной продукции и евразийском реестре промышленных товаров - регистрационный номер сертификата о происхождении отдельного вида промышленного товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами; ИЛИ - регистрационный номер сертификата о происхождении отдельного вида промышленного товара, выдаваемого уполномоченными органами (организациями) Донецкой народной республики, Луганской народной республики.
В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Установлено, что победитель закупки в составе заявки предложил к поставке следующие товары:
- средство дезинфицирующее Люир Окси+, номер реестровой записи реестра российской промышленной продукции - 10278828 (п. 1 Технического задания);
- средство дезинфицирующее Ксион хлор, номер реестровой записи реестра российской промышленной продукции - 10353515 (п. 2 Технического задания);
- средство дезинфицирующее Дезарин, номер реестровой записи реестра российской промышленной продукции - 10388772 (п. 3 Технического задания);
- средство дезинфицирующее Люир хлор, номер реестровой записи реестра российской промышленной продукции - 10124717 (п. 4 Технического задания).
Соответствие вышеназванных товаров требованиям описания объекта закупки оспаривается Заявителем, в частности:
- пп.1.9 и 1.10 п.1 ТЗ;
- пп.2.7 и 2.8 п.2 ТЗ;
- пп.3.7 и 3.9 п.3 ТЗ;
- пп.4.4 и 4.5 п.4 ТЗ.
В целях всестороннего анализа доводов жалобы и принятия объективного решения Комиссией в адрес ООО "НПК МЕДЭКС" и ООО "ЛАБОРАТОРИЯ ИНСЕПТА" (производители дезинфицирующих средств, предложенных к поставке) был сделан соответствующий запрос.
На момент принятия решения по жалобе ответ на запрос от ООО "ЛАБОРАТОРИЯ ИНСЕПТА" не поступил.
В своем ответе на запрос ООО "НПК МЕДЭКС" (вх. N 4421-ЭП/24 от 21.03.2024 г., исх.N 21/24 от 21.03.2024 г.) указали, что по всему Техническому заданию установлены диапазонные значения, которые могут быть отнесены к широкому спектру продукции. В связи с чем, ООО "НПК МЕДЭКС" не имеет возможность однозначно идентифицировать данную продукцию и провести сравнительный анализ.
Вместе с тем, в материалы жалобы Заявителем предоставлены следующие инструкции:
- инструкция N034/20 по применению дезинфицирующего средства "Люир Окси+" производства ООО "НПК МЕДЭКС";
- инструкция N039/21 по применению дезинфицирующего средства "Ксион Хлор" производства ООО "НПК МЕДЭКС";
- инструкция N07/17 по применению средства дезинфицирующего "Дезарин" производства ООО "Лаборатория Инсепта";
- инструкция N003/10-Л от 15.02.2010 по применению средства дезинфицирующего "Люир Хлор" (с добавлением поверхностно-активных веществ) производства ООО "НПК МЕДЭКС".
Так, согласно предоставленной инструкции N034/20 по применению дезинфицирующего средства "Люир Окси+" производства ООО "НПК МЕДЭКС" в состав средства входит стабилизированная перекись водорода 12-14%.
Вместе с тем, победителем закупки в заявке в данной части указано следующее (пп.1.9 п.1 ТЗ):
- Перекись водорода 17 %.
Таким образом, информация, указанная в составе заявки победителя закупки о том, что предлагаемый ими к поставке товар содержит перекись водорода 17 %, является недостоверной. Иного не доказано.
Поскольку на момент рассмотрения заявок участников Аукционная комиссия не располагала информацией о предоставлении победителем недостоверных сведений, в действиях Аукционной комиссии нарушений положений Закона о закупках не имеется. Довод жалобы признан необоснованной.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки, Комиссия пришла к выводу, о наличии нарушения п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона о закупках, поскольку в составе заявки победителя содержится недостоверная информация о характеристике предлагаемого им дезинфицирующего средства.
Относительно остальных спорных показателей, указанных победителем в своей заявке, Комиссия отмечает, что из представленных Заявителем инструкций не представляется возможным однозначно установить значения показателей спорных характеристик, для их определения необходимо выполнить определенный математический расчет, вместе с тем, такой расчет Заявителем в материалы жалобы не представлен.
При этом, Заявителем не была обеспечена явка своего представителя на заседание Комиссии, пояснений в подтверждение обоснованности доводов жалобы Заявитель не давал.
Таким образом, ввиду отсутствия ответов от производителей дезинфицирующих средств, предложенных к поставке победителем закупки, а также ввиду отсутствия спорных показателей в инструкциях, представленных Заявителем, в том числе, ввиду отсутствия расчетов определения некоторых спорных показателей, поскольку Аукционная комиссия рассматривает заявки на соответствие Извещению и приложений к нему, в действиях Аукционной комиссии нарушений положений Закона о закупках в части не соответствия заявки победителя пп.1.10 п.1; пп.2.7 и 2.8 п.2; пп.3.7 и 3.9 п.3; пп.4.4 и 4.5 п.4 ТЗ, не может быть установлено.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МК Звезда" на действия Единой комиссии Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края при проведении электронного аукциона на поставку средств дезинфицирующих (изв. N 0356300098524000008) необоснованной.
2. Признать нарушение п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
3. В целях устранения нарушений Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 25 марта 2024 г. N 4159/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.03.2024