В связи с поступившей в Пермское УФАС России информацией (вх.N 2891/24 от 26.02.2024 г.), на основании уведомления (исх. N 2538/24 от 12.03.2024 г.) была проведена внеплановая проверка соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках, Закон о контрактной системе, 44-ФЗ) Законодательным собранием Пермского края (далее - Заказчик), единой комиссией Законодательного собрания Пермского края (далее - Аукционная комиссия) при проведении закупок (изв.N 0156200002821000010, 0156200002820000007, 0156200002819000021, 0156200002818000045).
Продолжительность проверки: с 12.03.2024 г. по 25.03.2024 г.
Проверка проведена Комиссией.
Предметом настоящей проверки является проверка соблюдения Заказчиком, Аукционной комиссией требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении закупок (изв.N 0156200002821000010, 0156200002820000007, 0156200002819000021, 0156200002818000045).
В результате проведения внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно извещению N 0156200002821000010 Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг по организации информирования населения Пермского края об общественно-политической деятельности Законодательного Собрания Пермского края, в том числе о деятельности депутатов Законодательного Собрания Пермского края в сфере развития местного самоуправления и в общественных приемных в соответствии с техническим заданием.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 16.02.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 5 799 600,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 24.02.2021 г.
Согласно п. 2 ст. 42 Закона о закупках заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о закупках, следующая информация:
- краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 34 настоящего Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата поставки товара, выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества товара, поставка которого будет осуществлена в ходе исполнения контракта, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта, указанного в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о закупках, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в аукционной документации.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 3 ст. 66 Закона о закупках первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со ст. 14 Закона о закупках);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В силу ч. 5 ст. 66 Закона о закупках вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
5) документы, подтверждающие право участника электронного аукциона на получение преимуществ в соответствии со ст. 28 и 29 Закона о закупках (в случае, если участник электронного аукциона заявил о получении указанных преимуществ), или копии таких документов;
6) документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона о закупках, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного ч. 3 ст. 30 Закона о закупках (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о закупках аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о закупках, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно с ч. 3 ст. 67 Закона о закупках по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о закупках, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о закупках, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о закупках, требованиям документации о таком аукционе.
В силу ч. 1 ст. 69 Закона о закупках аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с ч. 19 ст. 68 Закона о закупках, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с ч. 6 ст. 69 Закона о закупках заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены ч. 11 ст. 24.1, ч. 3 или 3.1, 5, 8.2 ст. 66 Закона о закупках, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с ч. 1, ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о закупках;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона о закупках.
Согласно п. 3 раздела 5 информационной карты аукционной документации описание объекта закупки указано в приложении N 2 "Техническое задание "Спецификация)", в приложении N 3 "Проект контракта". Требования к составу заявки указаны в разделе 8 информационной карты.
Перечень оказываемых услуг указан в п. 3.1-3.1.13 Технического задания, в частности, Исполнителю надлежит организовать создание материалов, обеспечивающих информирование населения Пермского края об общественно-политической деятельности депутатов Законодательного Собрания Пермского края, организация размещения аудиоверсий тематических телепрограмм в радиоэфире посредством радиовещания на не менее чем двух радиоканалах и т.д.
Также согласно п. 3.3. Технического задания информационные материалы должны отвечать следующим характеристикам:
- видеоролик-анонс: организация размещения в телевизионном эфире с 7.00 до 23.00, хронометраж не менее 20 секунд, общее количество прокатов видеоролика на телеканалах, имеющих вещание в г. Перми не менее 140 раз, в телевизионном эфире в не менее чем 5-ти территориях Пермского края не менее 400 раз.
- аналитическая видеорубрика: организация размещения оригинального выпуска в будние дни с 9.00 до 23.00 или в выходные дни (суббота - воскресенье) с 8.00 до 16.00. Хронометраж видеорубрики не менее 90 секунд, не менее 1-го повтора каждой рубрики.
- диалоговый видеоматериал: организация создания диалоговых видеоматериалов с осуществлением видеосъемок на территории Заказчика посредством не менее чем 3-х (трех) видеокамер с последующей адаптацией готового и согласованного видеоматериала к размещению в сети Интернет. Хронометраж каждого материала не менее 5 минут.
- аудиоверсия тематической телепрограммы: организация размещения аудиоверсии тематической телепрограммы в радиоэфире по будням (понедельник-пятница) с 7.00 до 21.00 или в выходные дни (суббота) с 10.00 до 14.00. Хронометраж аудиоверсии телепрограммы не менее 10 минут, 2 повтора каждой аудиоверсии. Размещение каждой аудиоверсии на двух разных радиоканалах, имеющих ежедневно по будням выпуски региональных новостей и осуществляющих вещание в том числе в г. Перми;
- аудиоролик-анонс: организация размещения в радиоэфире по будням (понедельник-пятница) с 7.00 до 21.00 или в выходные дни (суббота) с 10.00 до 14.00, хронометраж не менее 30 секунд, общее количество прокатов аудиороликов на трех разных радиоканалах, имеющих ежедневно по будням выпуски региональных новостей и осуществляющих вещание в том числе в г. Перми не менее 350 раз.
Указанные видео- и аудиоматериалы, в соответствии с п. 4 Технического задания, размещаются на основании заявок, направляемых представителем Заказчика (сотрудник управления по связям с общественностью и средствами массовой информации аппарата Законодательного Собрания) не позднее, чем за 3 дня до выхода в эфир информационного видеоматериала.
Согласно п. 4.1, 4.2 Технического задания заявка должна быть подписана представителем Заказчика (в случае оказания услуг по информированию населения Пермского края о деятельности депутатов Законодательного Собрания заявка подписывается помощником депутата Законодательного Собрания Пермского края или депутатом Законодательного Собрания Пермского края) и содержать следующую информацию:
- предполагаемая дата выхода в эфир информационного материала с указанием наименования определенного СМИ либо необходимая Заказчику дата готовности материала;
- тематика информационного материала
- дата, место и время начала видеосъемки или аудиозаписи информационного материала;
- фамилия, имя, отчество и контактные данные лица, ответственного за согласование авторского текста и готовых информационных материалов.
- техническое задание на создание информационных материалов.
Заказчик вправе отозвать либо изменить заявку на размещение информационного видеоматериала не позднее, чем за сутки до выхода в эфир информационного видеоматериала.
Комиссия, проанализировав Техническое задание, отмечает, что положения п. 3.3. Технического задания позволяют исполнителю по контракту не ограничиваться в выборе СМИ, в которых будут размещены видео- и аудиоматериалы. Вместе с тем, требование п. 4.1 Технического задания о том, что Заказчик самостоятельно определяет СМИ для размещения материалов, ставит исполнителя в прямую зависимость от выбора Заказчика.
Указанное положение п. 4.1 Технического задания не коррелирует с требованиями п. 3.3 Технического задания, не позволяет разместить видео- и аудиоматериалы в СМИ, которые также бы соответствовали требованиям п. 3.3 Технического задания, однако не будут выбраны Заказчиком.
Кроме того, отсутствие указания на перечень потенциальных СМИ, где нужно будет размещать материалы, не позволяет участнику закупки оценить возможность исполнения контракта и сформировать свое предложение, что может привести к ограничению количества участников.
На основании изложенного, Комиссия считает, что описание объекта закупки не соответствует требованиям п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 24.02.2021 N0156200002821000010-1 на участие в закупке поступила единственная заявка - АНО "Продюсерский Центр "Т7".
Проанализировав заявку единственного участника Комиссия установила, что в составе заявки представлена информация и документы, требования к которым указаны в разделе 8 информационной карты аукционной документации.
Следовательно, в действиях Аукционной комиссии, проверяющей заявки на соответствие требованиям аукционной документации, нарушения Закона о закупках не выявлены.
Аналогичное нарушение требований Закона о закупках выявлены в действиях Заказчика при проведении закупки изв.N 0156200002820000007, 0156200002819000021, 0156200002818000045. Победителем по данным закупкам также является АНО "Продюсерский Центр "Т7".
В указанных действиях Заказчика содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. В действиях Законодательного собрания Пермского края при проведении закупок (изв.N 0156200002821000010, 0156200002820000007, 0156200002819000021, 0156200002818000045) выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
2. В действиях единой комиссии Законодательного собрания Пермского края при проведении закупок (изв.N 0156200002821000010, 0156200002820000007, 0156200002819000021, 0156200002818000045) нарушения Закона о закупках не выявлены.
3. Предписание не выдавать, поскольку заключены контракты.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 25 марта 2024 г. N 97 (ключевые темы: техническое задание - товар. работа. услуга. - участники закупок - заявка на участие в электронном аукционе - документация об электронном аукционе)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.03.2024