Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Председателя комиссии:
- руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области;
Членов комиссии:
- главного специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
- специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
в присутствии:
- представителя КОГБУЗ "Кировский областной госпиталь для ветеранов войн";
при участии посредством ВКС:
- представителя ООО "Техноимпорт" по доверенности;
рассмотрев жалобу ООО "Техноимпорт",
У С Т А Н О В И Л А:
17.03.2024 года в Единой информационной системе в сфере закупок размещена жалоба ООО "Техноимпорт" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - КОГБУЗ "Кировский областной госпиталь для ветеранов войн" при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (Кровать больничная с электроприводом) (извещение N 0340200003324002185).
Рассмотрение жалобы назначено на 21.03.2024 г., информация размещена в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены надлежащим образом.
Заявитель сообщает, что Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при формировании извещения об осуществлении закупки, а именно: Заказчиком не установлено ограничение в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 102 от 05.02.2015 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102), хотя выбрал позицию КТРУ 32.50.50.190-00002324, которая должна применяться Заказчиком с учетом позиции с кодом ОКПД2 32.50.30.110. Кроме того, Заказчик в техническом задании установил технические требования к кровати, которые ограничивают конкуренцию: материал фиксаторов матраца сталь с хромированным покрытием; отверстия укреплены металлическими втулками; внешние габариты кровати, длина 215 мм; внешние габариты кровати, ширина
990 мм. В обосновании Заказчик не указал, для чего конкретно ему необходимы вышеуказанные параметры.
Представитель Заказчика направил письменные пояснения, которые подтвердил при рассмотрении жалобы, сообщил, что при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать качественные параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару, в том числе и к его составу. Документация о проведении аукциона не содержит положений, которые противоречат требованиям п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе и не влекут за собой ограничение количества участников закупки. Сообщает, что при формировании НМЦК били получены коммерческие предложения, в соответствии с которыми, указанным характеристикам в аукционе соответствует товар как минимум двух производителей. Касательно второго довода пояснил, что Заказчиком выбран код КТРУ 32.50.50.190-00002324, ОКПД2 32.50.50.190 "Мебель медицинская прочая, включая хирургическую, стоматологическую или ветеринарную, и ее части", данный код отсутствует в перечне Постановления N 102 (далее - Перечень). Отмечает, что при применении Перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия. Письмом Минфина России от 17.07.2020 N 24-03-07/62427 "О применении ограничений допуска товаров иностранного происхождения при закупке медицинских изделий" отмечено, что Постановление N 102 применяется при наличии совпадений кода ОКПД2 и наименования вида закупаемого медицинского изделия с указанными в перечне. Просит признать жалобу необоснованной.
Заявитель доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме.
В соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе проводится внеплановая проверка.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения Заявителя, Заказчика, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
29.02.2024 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003324002185 о проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (Кровать больничная с электроприводом). Начальная (максимальная) цена контракта - 4 380 750,00 руб. Код КТРУ 32.50.50.190-00002324, ОКПД2 - 32.50.50.190.
Согласно описанию объекта закупки к поставке требуется Кровать больничная по коду КТРУ 32.50.50.190-00002324, в обосновании включения дополнительной информации указано: характеристики установлены в соответствии с п. 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145. Необходимость включения характеристики обусловлена потребностью Заказчика в поставке безопасного качественного товара.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого крута участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Как указано в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1) ровно до того момента, пока включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару не станет свидетельствовать о его конкретном производителе в отсутствие специфики использования такого товара (пункт 2).
Согласно Определению Верховного Суда РФ от 30.12.2021 N 306-ЭС21-25954 по делу N А65-29493/2020 возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
При этом антимонопольный орган не наделен полномочиями проверять потребность Заказчика для решения возложенных на него задач.
Предметом закупки является не производство, а поставка товаров различного назначения и обладающих определенными функциональными свойствами. В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи. Оборот указанных товаров не ограничен, а, следовательно, возможность их приобретения с целью дальнейшей поставки имеет любой участник закупки, заинтересованный в участии в рассматриваемом аукционе.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Заказчик при планировании и осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Указанная выше позиция подтверждается сложившейся судебной практикой (дела N А11-15561/2019, N А11-955/2019, Постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа по делам N А29-11764/2020, N А11-15561/2019, N А43-15300/2020).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно ч. 4 ст. 23 Закона о контрактной системе наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 6 ст. 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Положения постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) обязывают заказчика описывать объект закупки, применяя код его позиции, наименование и характеристики.
Пункт 4 Правил гласит, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Из содержания пункта 5 Правил следует, что Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
На основании подпункта "д" пункта 10 Правил код ОКПД 2 указывается в справочной информации, включенной в позицию каталога, которая не образует описания объекта закупки в понимании статьи 33 Закона о контрактной системе и не включена в перечень информации, подлежащей в соответствии с пунктом 4 Правил обязательному использованию заказчиком при осуществлении закупки.
Вместе с тем в силу пункта 12 Правил на основе кода ОКПД 2 на каждую позицию каталога формируется уникальный цифровой код. При этом такой код указывается в позиции каталога исключительно в целях нумерации и кодирования (письмо Министерства финансов Российской Федерации от 17 февраля 2022 года N 24-03-07/11125).
Коды ОКПД 2, как указанные в коде позиции каталога, так и в справочной информации такой позиции, в настоящее время не образуют описания объекта закупки в понимании статьи 33 Закона о контрактной системе (письмо Министерства финансов Российской Федерации от 26 августа 2020 года N 24-06-07/75155).
В извещении об осуществлении закупки в отношении требуемого к поставке товара указано наименование товара по КТРУ 32.50.50.190-00002324 "Кровать больничная".
При этом позиция классификатора определяется Заказчиком самостоятельно путем соотнесения предмета закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки в области применения (аналогичная позиция отражена в письме ФАС России от 13.03.2019 N ИА/19176/19).
Таким образом, учитывая, что Заказчиком выбрана позиция КТРУ 32.50.50.190-00002324, ОКПД2 32.50.50.190, а Законом о контрактной системе и позициями КТРУ не установлены критерии отнесения закупаемого товара к ОКПД2, Заказчик применил ОКПД2 соответствующий закупаемому товару и своей потребности. Обратное Заявителем не доказано.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно извещению об осуществлении закупки Заказчиком установлено условие допуска в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018.
При этом не установлено ограничение допуска в соответствии с Постановлением Правительства N 102.
Комиссией установлено, что код ОКПД2 32.50.50.190 не включен в перечень, утвержденный Постановлением N 102.
Кроме того, при подготовке извещения о проведении закупки Заказчиком было получено 3 коммерческих предложения от различных юридических лиц для формирования НМЦК, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки.
На основании ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако, на заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие об обоснованности жалобы, об отсутствии у Заказчика потребности в установленном в описании объекта закупки товаре.
Довод Заявителя не обоснован.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "Техноимпорт" на действия Заказчика - КОГБУЗ "Кировский областной госпиталь для ветеранов войн" при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (Кровать больничная с электроприводом) (извещение N 0340200003324002185).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 21 марта 2024 г. N 043/06/106-257/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.03.2024