Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии - Халмурзиева М.М. - Заместителя руководителя Дагестанского УФАС России.
Членов Комиссии:
Магомедова А.Ш. - Начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Багамаева Т.Р. - Главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО " Спецстроймонтаж " (далее - Заявитель) на действия комиссии ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" в г. Махачкале (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме N 0303100001724000026 "Выполнение работ по комплексному ремонту зданий, сооружений и благоустройству территории МАПП Тагиркент-Казмаляр, МАПП Ново-Филя для нужд Северо-Кавказского филиала ФГКУ Росгранстрой" (далее - Запрос котировок),
с участием представителей:
Заявителя - Османова Р. Н. (по доверенности),
Заказчика - Кушиева Д.А., Багирова А.М. (по доверенности),
УСТАНОВИЛА:
16.03.2024 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия комиссии Заказчика при проведении Запрос котировок.
Исследовав представленные сторонами материалы, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на сайте оператора электронной площадки АО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки), выслушав представителей сторон, Комиссия установила следующее.
Заседание Комиссии Дагестанского УФАС России по контролю в сфере закупок было назначено на 20.03.2024 г. в 14 часов 40 минут по адресу: г. Махачкала, пл. Ленина, 2, 4-этаж, каб. N88.
В связи с необходимостью получения от сторон дополнительных документов и сведений, а также изучения представленных материалов, заседание Комиссии было перенесено на 21.03.2024 г. в 10 часов 00 минут по адресу: г. Махачкала, пл. Ленина, 2, 4-этаж, каб. N88.
01.03.2024 г. Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении Запроса котировок.
Начальная (максимальная) цена контракта - 121 006 355,40 рублей.
1. Заявитель указывает, что победитель Запроса котировок не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП N2571)., в связи с чем комиссией Заказчика принято неправомерное решение о признании ООО "Элеваторстрой" победителем закупки.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.03.2024 NИЗК1 (далее Протокол) по результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем электронного запроса котировок признается участник закупки с идентификационным N 116091231 ООО "Элеваторстрой".
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 2 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены ПП N2571. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными Приложением к ПП N2571.
Как установлено Комиссией в извещении о проведении Запроса котировок установлены следующие требования: "Требования в соответствии с позицией 15 приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N2571.
В соответствии с пунктом 15 Приложения к Постановлению 2571 при выполнении работ по текущему ремонту зданий, сооружений, устанавливаются следующие дополнительные требования к участникам закупки:
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссией установлено, что участник закупки ООО "Элеваторстрой" представил в качестве подтверждения своего соответствия дополнительным требованиям установленным в соответствии с Постановлением 2571 представил государственный контракт N 1770982726622001914 от 30.12.2022 г. на выполнение работ по ремонту дорог, проездов и площадок в МАПП Тагиркент-Казмаляр и МАПП Ново-Филя для нужд Северо-Кавказского филиала ФГКУ Росгранстрой на сумму 225 668 484,56, предметом которого являлся ремонт дорог, проездов и площадок в МАПП Тагиркент-Казмаляр и МАПП Ново-Филя для нужд Северо-Кавказского филиала ФГКУ Росгранстрой.
Таким образом, представленный участником закупки ООО "Элеваторстрой" контракт N 1770982726622001914 от 30.12.2022 г. не подтверждает его соответствие дополнительным требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки по пункту 15 ПП N2571.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о неправомерности действий комиссии Заказчика, признавшего заявку ООО "Элеваторстрой" соответствующей требованиям извещения о проведении Запроса котировок и нарушении Заказчиком подпункта "а" пункта 1 части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод жалобы Заявителя признан обоснованным.
2. Во втором и третьем доводах Заявитель обжалует положения извещения о проведении Запроса котировок.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). В случае внесения в соответствии с настоящим Федеральным законом изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения таких извещения, документации после внесения в них таких изменений;
На заседании Комиссией установлено, дата и время окончания срока подачи заявок - 12.03.2024 08:00.
При этом, жалоба подана Заявителем 16.03.2024 г., т.е. после окончания срока подачи заявок на участие в Запросе котировок.
В соответствии с пунктом 3 части 11 статьи 105 Закона о контрактной системе контрольный орган принимает решение об отказе (с обоснованием такого отказа) в принятии жалобы к рассмотрению по существу, если жалоба подана с нарушением требований настоящей статьи.
3. По результатам проведенной на основании поступившей жалобы в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (далее - ГрК РФ), работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
2.1. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.
2.2. Не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства:
1) государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе государственных и муниципальных казенных предприятий, государственных и муниципальных учреждений в случае заключения ими договоров строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими предприятиями, учреждениями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
2) коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных автономных учреждений составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными предприятиями, учреждениями, а также с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, которые предусмотрены пунктом 1 настоящей части и в ведении которых находятся указанные предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных предприятий, учреждений, федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
3) юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями (за исключением юридических лиц, предусмотренных пунктом 1 настоящей части), в случае заключения указанными юридическими лицами договоров строительного подряда в установленных сферах деятельности (в областях, для целей осуществления деятельности в которых созданы такие юридические лица), а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных юридических лиц;
4) юридических лиц, в уставных (складочных) капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения указанными юридическими лицами договоров строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в установленных сферах деятельности которых указанные юридические лица осуществляют уставную деятельность, или в случае выполнения указанными юридическими лицами функций технического заказчика от имени этих федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц;
5) лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, указанных в пунктах 1 - 3 части 17 статьи 51 настоящего Кодекса.
Заказчиком в пункте 12 проекта контракта указано, что Подрядчик должен иметь и представить в конкурсной документации: свидетельство о допуске к работам СРО в области строительства о допуске к видам работ в соответствии с законодательными актами и статьей 481 ГрК РФ.
Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ при выполнении работ по текущему ремонту наличие членства в СРО не требуется. Следовательно, требование о наличии членства в СРО установлено Заказчиком неправомерно.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В извещении об осуществлении закупки указано: все работы, указанные в описи работ должны быть выполнены в строгом соответствии с действующими нормативными документами, в том числе, но не ограничиваясь: Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N 390 "О противопожарном режиме".
Комиссией установлено, что указанное Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 г. N 390 "О противопожарном режиме" утратило силу.
Таким образом, указание в извещении о проведении Запроса котировок требования о соответствии недействующему НПА нарушает положения статьи 33 Закона о контрактной системе
На основании изложенного, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать обоснованной частично.
2. Доводы жалобы на положения извещения о проведении Запроса котировок не рассматривать в связи с истечением срока обжалования, предусмотренного пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушения статьи 33, подпункта "а" пункта 1 части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, его комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения.
5. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии М.М. Халмурзиев
Члены Комиссии: А.Ш. Магомедов
Т.Р. Багамаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 21 марта 2024 г. N 005/06/106-324/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.03.2024