Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
с участием представителя муниципального заказчика - Отдела инженерных коммуникаций и муниципальных закупок администрации местного самоуправления Алагирского района Республики Северная Осетия-Алания (далее - ОИКМЗ АМС Алагирского района, Заказчик) в отсутствие представителя заявителя - ООО "ЭКОДОМ" (далее также - Заявитель), надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "ЭКОДОМ" на муниципального заказчика - ОИКМЗ АМС Алагирского района при проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200000324000537 на выполнение работ по благоустройству с.Нар Алагирского района, РСО-Алания (Нар - селение единства! Нар - иудзинады хъау!, далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
12 марта 2024 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "ЭКОДОМ" на действия ОИКМЗ АМС Алагирского района при проведении Конкурса.
Заявитель считает, что извещение о проведении Конкурса не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, поскольку Заказчиком в Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе установлен предмет договоров, оцениваемых по детализирующим показателям критерия оценки заявок на участие в Конкурсе "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (договора), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам Конкурса:
- выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
- выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта.
- выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта.
По мнению Заявителя, данные работы не являются сопоставимыми с предметом контракта, заключаемого по результатам проведения Конкурса.
Не согласившись с доводами жалобы ОИКМЗ АМС Алагирского района представил в материалы дела письменные возражения.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
01 марта 2024 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - ЕИС) Управлением Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд, как уполномоченным органом, было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200000324000537 на выполнение работ по благоустройству с.Нар Алагирского района, РСО-Алания (Нар - селение единства! Нар - иудзинады хъау!) с начальной (максимальной) ценой контракта 66 468 480,00 (далее - Извещение), в том числе проект муниципального контракта, а также Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Также пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение N2604).
Пунктом 3 Положения N2604 установлено, что для оценки заявок в соответствии с Положением N2604 применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно подпункту "а" пункта 5 Положения N2604 при проведении конкурсов с учетом Положения N2604 применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 Положения N2604.
Подпунктом "а" 8 Положения N2604 установлено, что в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения N2604 применяются детализирующие показатели.
Пунктом 24 Положения N2604 установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением N2604, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 25 для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 Положения N2604, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с пунктом 28 Положения N2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения N2604:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 Положения N2604, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N1 к Положению N2604:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе.
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 Положения N2604. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Так в соответствии с вышеуказанными нормами Заказчиком в Извещении о проведении Конкурса установлены такие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе, как:
- цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (договора), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации; показатель оценки: наличие у участников закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта, который в свою очередь содержит такие детализирующие показатели критерия, как:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
При этом, в описании всех трех вышеуказанных детализирующих показателей Заказчиком установлено следующее:
предмет договоров, оцениваемых по детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам Конкурса:
- выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
- выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта.
- выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта.
При этом Заказчиком также применительно ко всем трем вышеуказанным детализирующим показателям установлен перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы:
исполненный договор (договоры);
акты приемки выполненных работ, составленные при исполнении указанных договоров. При этом, последний акт, составленный при исполнении договора, предусмотренного подпунктом 1 настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации - для договоров где участник является застройщиком, и выполнил работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства в том числе линейного объекта.
Вместе с тем, опыт выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, а также опыт выполнения работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений) и предмет договоров на выполнение указанных работ не связан и не сопоставим с предметом контракта, заключаемого по результатам проведения анализируемой закупки.
Кроме того, согласно пункту 18 Положения N2604 если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, определяется количественным значением, в документе, предусмотренном приложением N1 к Положению N2604, указываются единица ее измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (при наличии), предельное минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики (в случае необходимости установления таких предельных значений), в рамках которых будет осуществляться оценка заявок.
Так, в описании детализирующего показателя "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" Заказчиком установлено следующее:
Лучшим является наибольшее значение детализирующего показателя. Оценивается наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров. Для оценки заявок (предложений) учитывается наибольшая цена исполненного участником закупки на территории Российской Федерации государственного и/или муниципального и/или иных контрактов (договоров) сведения о которых есть в сети интернет и/или договора где участник является застройщиком и представил разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
Предельное максимальное значение характеристики объекта закупки, установленное заказчиком: 19 000 000 (деятнадцать миллионов) рублей 00 копеек.
Вместе с тем, Заказчик самостоятельно выбирает формулу из числа предусмотренных пунктом 20 Положения N2604, в том числе устанавливает предусмотренные формулами предельные значения показателей, при условии, что такие требования не влекут ограничение количества участников закупки.
Так, в соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Соответственно такие предельные значения должны быть разумными, целесообразными и обоснованными.
Однако, установление Заказчиком предельного максимального значения характеристики объекта закупки в размере менее начальной (максимальной) цены контракта нецелесообразно и обосновано быть не может, поскольку это нивелирует цель проведения закупки в форме конкурса в целях выявления наиболее квалифицированного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также принципы обеспечения конкуренции, поскольку неоправданно ставит в равные условия участников закупки, объемы выполнения работ которых отличаются в большую сторону.
Таким образом, действия должностного лица ОИКМЗ АМС Алагирского района, выразившиеся в установлении Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе с нарушением требований пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, а также пункта 18 и подпункта "в" пункта 28 Положения N2604, содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
Вместе с тем, согласно Протоколу подведения итогов проведения Конкурса от 20.03.2024 до окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе была подана одна заявка, которой был присвоен идентификационный номер N533780. Решением Единой комиссии уполномоченного органа - Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд единственная заявка на участие в Конкурсе была отклонена на основании пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе в связи с несоответствием участника закупки требованиям, установленным в Извещении о проведении Конкурса, а Конкурс был признан несостоявшимся.
С учетом изложенного Комиссия приходит к выводу, что выявленные нарушения на результаты определения исполнителя по итогам проведения Конкурса повлиять не могли.
Кроме того, согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой VI, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Также частью 4 статьи 106 Закона о контрактной системе, помимо прочего установлено, что участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Однако, Заявитель на заседание Комиссии явку своего представителя не обеспечил, а также не представил доказательств (информации и документов), подтверждающих, что вышеуказанные нарушения повлияло на результат определения исполнителя и нарушили права и законные интересы потенциальных участников анализируемой закупки, в связи с чем Комиссией принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать ввиду отсутствия доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты проведения Конкурса.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "ЭКОДОМ" на действия муниципального заказчика - ОИКМЗ АМС Алагирского района при осуществлении закупки на выполнение работ по благоустройству с.Нар Алагирского района, РСО-Алания (Нар - селение единства! Нар - иудзинады хъау!, открытый конкурс в электронной форме N0310200000324000537).
2. Признать ОИКМЗ АМС Алагирского района нарушившим требования пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, а также пункта 18 и подпункта "в" пункта 28 Положения N2604.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не выдавать.
4. Передать материалы дела N А103-03/24 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностного лица ОИКМЗ АМС Алагирского района, виновного в совершении выявленных нарушений, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 18 марта 2024 г. N А103-03/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.03.2024