Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупка;
Членов Комиссии:
Бурбах А.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Сусликовой М.Г. - государственного инспектора отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от заказчика - УФСИН России по Алтайскому краю: Коробка А.А.;
от ООО "Альянс": Куркина С.А.;
при проведении внеплановой документарной проверки по обращению заказчика - УФСИН России по Алтайскому краю (далее- Заказчик) о включении сведений об "Альянс" (далее- Исполнитель) в реестр недобросовестных поставщиков по факту уклонения от заключения контракта по итогам закупки N 0317100012624000028 "Капитальный ремонт здания "Режимный корпус N 2,3 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю", согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение Заказчика о включении сведений об ООО "Альянс" в реестр недобросовестных поставщиков по факту уклонения от заключения контракта по итогам закупки N 0317100012624000028 "Капитальный ремонт здания "Режимный корпус N 2,3 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю".
27 марта 2024 года состоялось рассмотрение обращения с проведением внеплановой проверки.
Представитель Заказчика пояснил, что Исполнитель в срок, установленный Законом проект контракта не подписал, в связи с чем был признан уклонившимся от заключения контракта, сведения об ООО "Альянс" направлены для включение в реестр недобросовестных поставщиков.
Представитель Исполнителя просил не включать ООО "Альянс" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку последний не имел намерений отказаться от заключения контракта. Неподписанные контракта в срок вызвано человеческим фактором (невнимательность работника).
Комиссия не находит оснований для включения Исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков в силу нижеследующего:
05.03.2024 г. в единой информационной системе (ЕИС) было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0317100012624000028 "Капитальный ремонт здания "Режимный корпус N 2,3 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 4 336 470,00 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов от 13.03.2024 г. единственная заявка под N 78 соответствовала требования и была признана победителем.
В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана только одна заявка на участие в нем, на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) было признано несостоявшимся, контракт заключается с участником закупки идентификационный N 78.
По результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей (часть 1 статьи 51 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
14.03.2024 г. победителю был направлен проект контракта.
Срок для подписания 21.03.2024 г.
Согласно подпункту а) пункту 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), при этом, такой участник, в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей.
В силу части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), часть 3 статьи 37 Закона о контрактной системе.
18.03.2024 г. ответственный сотрудник подписал проект контракта, приложил реестр исполненных контрактов в качестве обеспечения исполнения контракта.
Однако, 22.03.2024 г. в системе ЕИС опубликован протокол признания участника уклонившегося от заключения контракта в связи с его неподписанием.
В ходе проведения проверки факта неподписания контракта, Исполнителем было установлено, что 18.03.2024 г. тендерный специалист подписал проект контракта, однако после подписания произошла долгая загрузка страницы, в связи с чем, последний не удостоверился, что контракт был подписан.
22.03.2024 г. ООО "Альянс" неоднократно пытался подписать контракт на электронной площадке, однако площадка заблокировала такую возможность.
22.03.2024 г. ООО "Альянс" в адрес Заказчика направило письмо, с просьбой оказать содействие с целью продления срока подписания контракта, к письму был приложен подписанный контракт и реестр исполненных контрактов в качестве обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Комиссия не усматривает в действиях Исполнителя намерений уклониться от заключения контракта, поскольку ООО "Альянс" были проведены мероприятия по подготовке к исполнению контракта, а именно: закуплена часть материалов (счет на оплату N 54 от 14.03.2024, N 83764 от 21.03.2024 г., счет-фактура N 089/2024-АВ0069573 от 22.03.2024 г.), представлен реестр заключенных и исполненных контрактов, подтверждающий деловую репутацию и опыт. Кроме того, представитель ООО "Альянс" на заседании Комиссии подтвердил намерения заключить и исполнить контракт.
Комиссия полагает, что размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа).
С другой стороны реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Ни Закон о контрактной системе, ни Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" не содержат безусловной обязанности контролирующего органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Согласно подпункту б) пункта 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
В связи изложенным, у Комиссии нет оснований для включения сведений об "Альянс" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, Комиссия УФАС по Алтайскому краю, руководствуясь частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
не включать сведения об ООО "Альянс" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_________________________ |
А.Ю. Бурбах |
|
_________________________ |
М.Г. Сусликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 27 марта 2024 г. N 022/10/104-326/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.03.2024