Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю отдела контроля закупок в составе:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в отсутствии представителей от: заказчика - ФКУ Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю (далее - Заказчик, ФКУ УИИ УФСИН России по Хабаровскому краю); заявителя - ООО "Центр утилизации техники и оборудования" (о месте и времени проведения внеплановой проверки уведомлены надлежащим образом),
на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) проведена проверка действий заказчика - ФКУ УИИ УФСИН России по Хабаровскому краю.
В ходе проведения проверки Инспекцией,
УСТАНОВЛЕНО:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило обращение ООО "Центр утилизации техники и оборудования" о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях заказчика - ФКУ УИИ УФСИН России по Хабаровскому краю при осуществлении закупки на право заключения контракта на утилизацию вышедших из эксплуатации транспортных средств (закупочная сессия N 100003045124100013).
Заявитель полагает, что Заказчиком неправомерно заключен контракт с поставщиком, не отвечающим требованиям закупки.
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекцией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
12.02.2024 Заказчиком в едином агрегаторе торговли "Березка" https://agregatoreat.ru объявлена закупочная сессия N 100003045124100013 на право заключения контракта на утилизацию вышедших из эксплуатации транспортных средств.
Стартовая цена контракта составила 22 800,00 рублей.
Дата окончания срока подачи заявок: 13.02.2024 03:31 (по МСК).
Плановая дата заключения контракта: 14.02.2024.
15.02.2024 по результатам закупочной сессии между Заказчиком и Обществом с ограниченной ответственностью "Дальневосточная утилизирующая компания" заключен контракт по цене 11 000,00 рублей.
Изучив материалы дела N 7-3/192, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Инспекция Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии со ст. 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям названного Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не относится к конкурентным способам закупки, следовательно, применение такого способа закупок должно осуществляться исключительно в случаях, установленных законом.
Такие случаи, в том числе, предусмотрены ст. 93 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 4 ч. 1, ч. 3 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товара, работы или услуги может осуществляться на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную ч. 12 данной статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме.
Пунктом 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 N 824-р "О создании единого агрегатора торговли" (далее - распоряжение Правительства РФ N 824-р) установлено в целях совершенствования методологии определения начальной (максимальной) цены контракта и цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, а также расширения возможности участия в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, реализовать пилотный проект, предусматривающий создание единого агрегатора торговли - информационного ресурса, с использованием которого заказчики вправе с 01.07.2018 осуществлять закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с п. п. 4, 5 и 28 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 6 распоряжения Правительства РФ N 824-р заказчикам, являющимся федеральными органами исполнительной власти и находящимся в их ведении федеральными казенными учреждениями, за исключением заказчиков, включенных в перечень, предусмотренный п. 5 ч. 11 ст. 24 Закона о контрактной системе, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, следует осуществлять закупки, указанные в п. 1 данного распоряжения, с использованием единого агрегатора торговли.
Пунктом 7 распоряжения Правительства РФ N 824-р установлено, что федеральные органы исполнительной власти и находящиеся в их ведении федеральные казенные учреждения - заказчики, указанные в п. 6 названного распоряжения, вправе осуществлять закупки без использования единого агрегатора торговли при условии осуществления закупки по цене контракта ниже цены, по которой закупка могла быть осуществлена с использованием единого агрегатора торговли, или при отсутствии в едином агрегаторе торговли товаров, работ, услуг, соответствующих потребностям таких органов и учреждений.
Согласно раздела 7 Регламента функционирования единого агрегатора торговли (далее - ЕАТ) предусмотрен порядок осуществления процедуры закупки товаров (работ, услуг), а также порядок совершения соответствующей сделки.
Согласно пп. 1 п. 7.1 Регламента заказчик формирует и размещает на Официальном сайте ЕАТ объявление о закупочной сессии, определяя объект (объекты) закупки путем использования кода (позиции) из классификатора или каталога товаров, работ, услуг ЕАТ.
В п.п. 15 п. 7.1 Регламента установлено, что заказчик и победитель закупочной сессии в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента размещения на ЕАТ итогового протокола закупочной сессии совершают сделку (заключают контракт). Срок, указанный в настоящем пункте, а также сроки, указанные в подпунктах 17) - 19) пункта 7.1 данного раздела могут быть изменены по взаимному соглашению сторон при условии, что такие изменения не превысят срок (график) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, указанный в объявлении о закупочной сессии.
Заказчик вправе отказаться от заключения контракта с победителем закупочной сессии с обоснованием причины такого отказа. В этом случае Обеспечительный депозит победителя закупочной сессии, разблокируется Оператором ЕАТ в течение 1 (одного) рабочего дня.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 9 ст. 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Согласно части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В силу п. 30 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензированию подлежит такой вид деятельности как деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
В соответствии с ч.1 ст. 21 Закона о лицензировании лицензирующие органы формируют открытый и общедоступный государственный информационный ресурс, содержащий сведения из реестра лицензий, из положений о лицензировании конкретных видов деятельности, технических регламентов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности (за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к таким сведениям в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничен).
Согласно ч.2 ст. 21 Закона о лицензировании лицензирующие органы формируют и ведут в электронном виде реестры лицензий на конкретные виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 21 Закона о лицензировании запись в реестре лицензий лицензирующего органа о предоставлении лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности содержит сведения о видах отходов I - IV классов опасности и (или) группах, подгруппах отходов I - IV классов опасности с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах, в отношении которых предоставляется лицензия в соответствии с заявлением о предоставлении лицензии, предусмотренным статьей 13 настоящего Федерального закона, и о соответствующих видам отходов и (или) группам, подгруппам отходов видах деятельности.
В соответствии с подпунктом 5.5(11) Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 Федеральная служба по надзору в сфере природопользования ведет государственный кадастр отходов, который включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов, а также проводит работу по паспортизации отходов I - IV классов опасности.
Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" утверждён Федеральный классификационный каталог отходов, который включает перечень видов отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме, а также определяет конкретные виды отходов, представленных в ФККО по наименованиям, а их классификационные признаки и классы опасности - в кодифицированной форме по 11-значной системе.
В соответствии с п. 4 приложения к электронной версии контракта "Техническое задание на оказание услуг по утилизации списанных транспортных средств" объем оказываемых услуг включает в себя:
4.1. Прием ТС от Заказчика;
4.2. Транспортировка ТС к месту утилизации;
4.3. Утилизация ТС;
4.4. Оформление финансовых, отчетных и подтверждающих документов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Пунктом 6.2.1 приложения к электронной версии контракта "Техническое задание на оказание услуг по утилизации списанных транспортных средств" установлены следующие требования к Исполнителю:
Действующая лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности на основании Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". В приложении к лицензии должны присутствовать:
а) виды деятельности по отходам, в том числе: сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I - IV классов опасности;
б) следующие виды отходов, включенные в Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N242:
Код по ФККО |
Наименование отхода |
34121111204 |
Бой автомобильного многослойного стекла (триплекса) |
40615001313 |
Отходы минеральных масел трансмиссионных |
41310001313 |
Отходы синтетических и полусинтетических масел моторных |
46201111203 |
Лом и отходы, содержащие несортированные цветные металлы, в виде изделий, кусков с преимущественным содержанием алюминия и меди |
46810102204 |
Лом и отходы черных металлов, загрязненные нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%) |
46810141514 |
Лом и отходы стальных изделий, загрязненные лакокрасочными материалами (содержание лакокрасочных материалов менее 5%) |
48230511523 |
Кабель медно-жильный, утративший потребительские свойства |
92031103524 |
Тормозные колодки с остатками накладок, не содержащих асбест, отработанные |
92111001504 |
Шины пневматические автомобильные отработанные |
92121001313 |
Отходы антифризов на основе этиленгликоля |
92122111313 |
Тормозная жидкость на основе минеральных масел отработанная |
92130101524 |
Фильтры воздушные автотранспортных средств отработанные |
92130201523 |
Фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные |
92130301523 |
Фильтры очистки топлива автотранспортных средств отработанные |
92152111524 |
Сиденья при демонтаже автотранспортных средств |
92152176524 |
Подушки безопасности, утратившие потребительские свойства |
92152211524 |
Бамперы автомобильные, утратившие потребительские свойства |
92152311704 |
Отходы автомобильных шумоизоляционных материалов в смеси, утративших потребительские свойства |
92152411704 |
Детали автомобильные из разнородных пластмасс в смеси, в том числе галогенсодержащих, утратившие потребительские свойства |
92152413704 |
Детали автомобильные из разнородных пластмасс в смеси, в том числе галогенсодержащих, загрязненные нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%) |
92152511704 |
Детали автомобильные преимущественно из алюминия и олова в смеси, утратившие потребительские свойства |
92152531703 |
Детали автомобильные преимущественно из свинца, меди и алюминия в смеси, утратившие потребительские свойства |
92152611514 |
Стекло автомобильное при демонтаже автотранспортных средств |
92192111704 |
Стартеры и/или генераторы автотранспортных средств в сборе, утратившие потребительские свойства |
92192181704 |
Предохранители плавкие автотранспортных средств, утратившие потребительские свойства |
48112191524 |
Платы электронные (кроме компьютерных), утратившие потребительские свойства |
В ходе внеплановой проверки Инспекцией Хабаровского УФАС России изучена лицензия ООО "Дальневосточная утилизирующая компания" на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности от 06.06.2022 N Л020-00113-27/00394892. Вместе тем, как установлено в ходе внеплановой проверки в указанной лицензии отсутствуют следующие виды деятельности:
- по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению следующих отходов
Код по ФККО |
Наименование отхода |
46810102204 |
Лом и отходы черных металлов, загрязненные нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%) |
46810141514 |
Лом и отходы стальных изделий, загрязненные лакокрасочными материалами (содержание лакокрасочных материалов менее 5%) |
48230511523 |
Кабель медно-жильный, утративший потребительские свойства |
- по утилизации и/или обезвреживанию следующих отходов
Код по ФККО |
Наименование отхода |
34121111204 |
Бой автомобильного многослойного стекла (триплекса) |
40615001313 |
Отходы минеральных масел трансмиссионных |
41310001313 |
Отходы синтетических и полусинтетических масел моторных |
46201111203 |
Лом и отходы, содержащие несортированные цветные металлы, в виде изделий, кусков с преимущественным содержанием алюминия и меди |
92031103524 |
Тормозные колодки с остатками накладок, не содержащих асбест, отработанные |
92111001504 |
Шины пневматические автомобильные отработанные |
92121001313 |
Отходы антифризов на основе этиленгликоля |
92122111313 |
Тормозная жидкость на основе минеральных масел отработанная |
92130101524 |
Фильтры воздушные автотранспортных средств отработанные |
92130201523 |
Фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные |
92130301523 |
Фильтры очистки топлива автотранспортных средств отработанные |
92152111524 |
Сиденья при демонтаже автотранспортных средств |
92152176524 |
Подушки безопасности, утратившие потребительские свойства |
92152211524 |
Бамперы автомобильные, утратившие потребительские свойства |
92152311704 |
Отходы автомобильных шумоизоляционных материалов в смеси, утративших потребительские свойства |
92152411704 |
Детали автомобильные из разнородных пластмасс в смеси, в том числе галогенсодержащих, утратившие потребительские свойства |
92152413704 |
Детали автомобильные из разнородных пластмасс в смеси, в том числе галогенсодержащих, загрязненные нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%) |
92152511704 |
Детали автомобильные преимущественно из алюминия и олова в смеси, утратившие потребительские свойства |
92152531703 |
Детали автомобильные преимущественно из свинца, меди и алюминия в смеси, утратившие потребительские свойства |
92152611514 |
Стекло автомобильное при демонтаже автотранспортных средств |
92192111704 |
Стартеры и/или генераторы автотранспортных средств в сборе, утратившие потребительские свойства |
92192181704 |
Предохранители плавкие автотранспортных средств, утратившие потребительские свойства |
48112191524 |
Платы электронные (кроме компьютерных), утратившие потребительские свойства |
Как следует из пояснений Заказчика, виды деятельности не поименованные в лицензии ООО "Дальневосточная утилизирующая компания", Общество исполнило с привлечением субподрядчиков, имеющих соответствующие лицензии.
Вместе с тем, возможность привлечения иных лиц (субподрядчиков) для исполнения государственного (муниципального) контракта не исключает необходимость наличия действующей лицензии у участников закупки (п.7 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Таким образом, Заказчиком после проверки соответствия ООО "Дальневосточная утилизирующая компания" требованиям заключаемого контракта следовало отказаться от его заключения с указанным исполнителем, что в нарушении ч. 9 ст. 31 Закона о контрактной системе сделано не было.
Указанные действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, так как контракт заключен Инспекция Хабаровского УФАС России приходит к решению не выдавать предписание.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Инспекция Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать заказчика - ФКУ УИИ УФСИН России по Хабаровскому краю нарушившим ч. 9 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки на право заключения контракта на утилизацию вышедших из эксплуатации транспортных средств (закупочная сессия N 100003045124100013).
2. Предписание не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 20 марта 2024 г. N 51 (ключевые темы: потребительские свойства - утилизация - класс опасности - отходы - единый агрегатор торговли)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.03.2024