Резолютивная часть объявлена 20.03.2024 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 25.03.2024
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Андрейцева Е.А. - Начальник отдела контроля закупок Управления;
- Петухова Ю.А. - Эксперт отдела контроля закупок Управления,
от Заявителя - посредством видеоконференц-связи Балахонов В.С. на основании доверенности N б/н от 29.12.2023;
от Заказчика - посредством видеоконференц-связи Пеликова Е.Н. на основании доверенности N б/н от 22.03.2024;
от Уполномоченного орган - посредством видеоконференц-связи Ружанская Т.А. на основании доверенности N б/н от 25.10.2021,
рассмотрев жалобу ООО "ВЭСКК" (ОГРН: 1157847413570, ИНН: 7842079269) от 15.03.2024 N 2447/24, на действия Заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Управление жиоищно-коммунального хозяйства города Урай", Уполномоченного органа - Администрация го
рода Урай, при проведении электронного аукцион, предметом которого является оказание услуг, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации объектов уличного (наружного) освещения на территории города Урай (извещение N 0187300001924000042) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ООО "ВЭСКК" (ОГРН: 1157847413570, ИНН: 7842079269) от 15.03.2024 N 2447/24, на действия Заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Управление жиоищно-коммунального хозяйства города Урай", Уполномоченного органа - Администрация города Урай, при проведении электронного аукцион, предметом которого является оказание услуг, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации объектов уличного (наружного) освещения на территории города Урай (извещение N 0187300001924000042).
В доводе жалобы Заявитель указал следующее:
1) Пени и штрафы, предусмотренные пунктам 13.2 - 13.5 проекта контракта, не подлежит включению в проект контракта в силу наличия специальной нормы.
2) Установление цены контракта в виде фиксированной денежной суммы нарушает ст. 108 Закона о контрактной системе, а цена должна быть выражена исключительно в виде размера процента, а не денежной суммы в рублях (т.е. "____%", а не "____ руб.".).
3) Установление кодов ОКПД2/КТРУ для поставляемых товаров и установление запрета согласно Подавлению Правительства N 616 и Постановлению Правительства N 1236 для данной закупки необоснованно.
4) В результате проведенного анализа доступных к покупке светодиодных светильников с кодом ОКПД 2: 27.40.39.113 и с наименованием "Светильник светодиодный (парковый) ОКПД2: 27.40.39.113" в Реестре, установленном Постановлением Правительства N 616 найдена одна позиция единственного производителя - ООО "Фортис".
В ходе рассмотрения доводов сторон, материалов дела и проведения внеплановой проверки, Комиссией Управления установлено следующее.
Относительно первого довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Части 5-7 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе определяют порядок начисления пени в случае просрочки исполнения сторонами контракта обязательств, предусмотренных таким контрактом. Указанный порядок содержится в пунктах 11.2, 11.7 проекта контракта.
Порядок начисления штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N1063 (далее - Правила) в силу норм частей 5, 8 Федерального закона о контрактной системе, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов для поставщика (подрядчика, исполнителя). Указанный порядок содержится в пунктах 11.3, 11.6, 11.8 проекта контракта.
Вышеуказанные порядки являются общей нормой для начисления неустоек (штрафов пеней) в случае просрочки исполнения сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами обязательств, предусмотренных контрактом. Специальная нормы, регулирующие ответственность сторон по энергосервисному контракту, предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации N636 "О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)" и содержатся в пунктах 11.4, 11.7 (дублирует положения постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042), 11.11, 11.12 проекта контракта.
При этом, ответственность сторон, предусмотренная постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N1042 и ответственность по постановлению Правительства Российской Федерации N636 дополняют друг друга.
Следовательно, включение в контракт ответственности для исполнителя, предусмотренной общей нормой постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N1042 наряду с ответственностью по специальной норме в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N636, не нарушает требования законодательства о контрактной системе.
Таким образом, рекомендуемая форма энергосервисного контракта, разработанная Министерством экономического развития Российской Федерации, не носит обязательный характер, в силу чего ее применение является правом, а не обязанностью заказчика.
Довод является необоснованным.
Относительно второго довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно пункту 2 части 13 Закона о контрактной системе энергосервисный контракт заключается по цене, которая определяется в виде:
фиксированного процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 2 части 3 настоящей статьи.
На основании части 13 статьи 108 Федерального закона о контрактной системе, энергосервисный контракт заключается по цене, которая определяется в виде:
1) фиксированного процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 1 части 3 указанной статьи;
2) фиксированного процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 2 части 3 указанной статьи;
3) процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 3 части 3 указанной статьи.
В соответствии с проектом контракта Заказчиком установлено следующее:
"7.1. Цена Контракта определяется в виде процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов Заказчика на поставку электрической энергии, предложенного Исполнителем и составляет ______________________________ рублей, в том числе НДС _______ / НДС не предусмотрен *. В процентах цена Контракта составляет ________%.".
Таким образом, контракт заключается не столько по цене, определяемой в виде процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, сколько в виде процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного Исполнителем по результатам проведения закупки (а именно, согласно условиям извещения об осуществлении закупки, не менее 50% от уровня фактического объема потребления электрической энергии при эксплуатации уличного (наружного).
Учитывая изложенное, цена контракта указывается в виде процента экономии соответствующих расходов заказчика на поставку электрической энергии, который рассчитывается в денежном выражении (то есть в стоимостном выражении, в рублях).
Кроме того, в жалобе формулировка об определении цены контракта в виде процента экономии соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов именно в денежном выражении дублируется участником закупки вопреки своим же доводам из части 13 статьи 108 Федерального закона о контрактной системе.
Таким образом, Заказчиком, в соответствии с пунктом 2 части 13 статьи 108 Закона о контрактной системе, правомерно установлен пункт 7.1 проекта энергосервисного контракта на оказание услуг, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации объектов уличного (наружного) освещения на территории города Урай изложен в соответствии с требованиями Федерального закона о контрактной системе, в том числе не противоречит требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя является необоснованным.
Относительно третьего довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системы при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
15) информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В извещении N 0187300001924000042 установлены следующие запреты:
1) Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства".
2) Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Согласно информационному письму ФАС России от 16.09.2020 NИА/80326/20, при проведении закупок на право заключения энергосервисных контрактов на проведение энергоэффективных мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов освещения, фактически осуществляется поставка осветительного оборудования, передаваемого в собственность заказчика. В связи с тем, что указанный товар включен в перечень и единый реестр российской радиоэлектронной продукции в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N878), а также сведения о таком товаре находятся в Приложении к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ Минфина России от 04.06.2018 N126н) (примечание: указанная информация о применении к товару с кодом ОКПД2 27.40.39.113 условий и ограничений допуска актуальна на дату выхода разъяснений ФАС России), антимонопольный орган приходит к выводу, что при проведении указанных закупок заказчикам необходимо устанавливать в извещении о проведении закупки и документации о закупке ограничения допуска в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N878 (или размещать в единой информационной системе обоснование невозможност и соблюдения указанного ограничения) и условия допуска в соответствии с Приказом Минфина России от 04.06.2018 N126н.
В связи с тем, что на дату размещения извещения об осуществлении энергосервисной закупки (извещение N0187300001924000042) информация о товаре с кодом ОКПД2 27.40.39.113 исключена из перечня в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N878 и Приложения к Приказу Минфина России от 04.06.2018 N126н, принимая во внимания разъяснения ФАС России и наличие сведений о таком товаре в Перечне промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", заказчиком в отношении поставляемого при оказании услуг товара установлен запрет на допуск из иностранных государств в соответствии с указанным постановлением.
В отношении правомерности применения положений постановления Правительства от 16.11.2015 N1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства от 16.11.2015 N1236), сообщаем, что согласно пункту 2(1) указанного постановления для целей применения пункта 2 постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программноаппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Согласно пункту 16 Приложения N1 к части II. "Техническая часть" извещения об осуществлении закупки в качестве мероприятия, направленного на энергосбережение и повышение энергетической эффективности системы уличного (наружного) освещения города Урай, исполнитель обязан организовать дистанционную передачу телеметрических данных с действующих шкафов управления уличным (наружным) освещением в онлайн- платформу, требования к которой установлены указанным приложением. В целях обеспечения выполнения онлайн-платформой своих функций по приему телеметрических данных в полном объеме предполагается использование определенного программного обеспечения, в связи с чем заказчиком установлен запрет на допуск такого программного обеспечения в соответствии с требованиями постановления Правительства от 16.11.2015 N1236.
Таким образом, Заказчик правомерно установил запрет в соответствии с положениями постановления Правительства от 16.11.2015 N1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и постановлениея Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства".
Довод признан необоснованным.
Относительно четвертого довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
В соответствии с пунктом частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В требованиях к оборудованию, установленных в приложении к извещению закупки "часть II ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ" в Приложении 5 к описанию объекта закупки указаны требования к светильнику:
9 |
Светильник светодиодный (парковый) ОКПД2: 27.40.39.113 (Тип 9) |
Диаметр плафона |
|
Срок службы светильника |
не менее 12 лет |
Мощность |
|
Корреляционная цветовая температура |
5028_283 К |
||
Световой поток |
|
Форма плафона |
шар |
||
Индекс цветопередачи |
|
Тип светильника |
торшерный |
||
Коэффициент пульсации светового потока |
|
|
|
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.03.2024 NИЭА1 на участие в аукционе было подано 2 заявки, предложение которых отличается по заявленному оборудованию, в том числе реестровым записям.
Кроме того, в реестре в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N616 содержится ряд товаров с кодом ОКПД2 27.40.39.113 разных производителей, по своим характеристикам аналогичных товару, поставляемому при оказании услуг в рамках энергосервисного контракта, например производители: ООО "ТЕХНОЛОГИИ СВЕТА"; АО "ЗАВОД ЭЛЕТЕХ"; ООО ЛИХОСЛАВЛЬСКИЙ ЗАВОД "СВЕТОТЕХНИКА".
Заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что имеющее техническое задание ограничивает конкуренцию, а содержащееся в документации условия каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества потенциальных участников закупки, либо являются непреодолимыми, неисполнимыми для потенциальных участников закупки, поскольку установлено как минимум два производителя, которые подходят под описание объекта закупки.
На основании вышеизложенного, довод является необоснованным.
Жалоба ООО "ВЭСКК" (ОГРН: 1157847413570, ИНН: 7842079269) от 15.03.2024 N 2447/24 рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ВЭСКК" (ОГРН: 1157847413570, ИНН: 7842079269) от 15.03.2024 N 2447/24, на действия Заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Управление жиоищно-коммунального хозяйства города Урай", Уполномоченного органа - Администрация города Урай, при проведении электронного аукцион, предметом которого является оказание услуг, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации объектов уличного (наружного) освещения на территории города Урай (извещение N 0187300001924000042) необоснованной:
1.1 Первый довод признан необоснованным.
1.2 Второй довод признан необоснованным.
1.3 Третий довод признан необоснованным.
1.4 Четвертый довод признан необоснованным.
2. Предписание не выдавать.
3. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Валиуллин Р.Р.
Члены Комиссии: Андрейцева Е.А.
Петухова Ю.А.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 25 марта 2024 г. N 086/06/31-364/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.03.2024