Резолютивная часть объявлена 25.03.2024 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 28.03.2024
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Андрейцева Е.А. - Начальник отдела контроля закупок Управления;
- Петухова Ю.А. - Эксперт отдела контроля закупок Управления,
от Заявителя - посредством видеоконференц-связи Генеральный директор Музыкин Р.И., личность удостоврена паспортом;
от Заказчика - не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом;
от Уполномоченного орган - не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Медтекс РК" (ОГРН: 1230800005260, ИНН: 0800010880) от 20.03.2024 N 2634-ЭП/24, на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Радужнинская городская стоматологическая поликлиника", Уполномоченного органа - Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Центр лекарственного мониторинга", при проведении электронного аукцион, предметом которого является поставка бахил водонепроницаемых (извещение N 0387200009124001275) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ООО "Медтекс РК" (ОГРН: 1230800005260, ИНН: 0800010880) от 20.03.2024 N 2634-ЭП/24, на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Радужнинская городская стоматологическая поликлиника", Уполномоченного органа - Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Центр лекарственного мониторинга", при проведении электронного аукцион, предметом которого является поставка бахил водонепроницаемых (извещение N 0387200009124001275).
В доводе жалобы Заявитель указал следующее:
1) Техническое задание составлено с нарушениями.
В ходе рассмотрения доводов сторон, материалов дела и проведения внеплановой проверки, Комиссией Управления установлено следующее.
Относительно довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Объект закупки : Поставка бахил водонепроницаемых.
Согласно техническому заданию Заказчику требуется следующее:
В соответствии с Приказом Минздрава от 06.06.2012 года N 4н бахилы относятся к медицинским изделиям. При закупках этого товара используют ОКПД2 15.20.11.129 - Обувь из полимерных материалов прочая, не включенная в другие группировки. В каталоге ТРУ товару "Бахилы водонепроницаемые" соответствует номер 32.50.50.190-00001158. Единица измерения - штука, а не пара.
В техническом задании на закупку бахил заказчики указывают: материал изготовления, толщину полиэтилена, тип крепления (резинка), длину, ширину и массу товара, требования к прочности. Вот два примера технического задания на закупку бахил.
Также бахилы попадают под Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58551-2019 "Изделия медицинские одноразовые из нетканых материалов. Одежда и белье хирургические одноразовые из нетканых материалов. Технические требования для государственных закупок".
При проведении конкурсных торгов в тендерные задания по закупке одноразовых медицинских изделий из нетканых материалов, в том числе одноразовых хирургических одежды и белья из нетканых материалов, в ряде случаев включают технические требования, не соответствующие назначению закупаемых медицинских изделий: либо излишне конкретизированные и избыточные, либо косвенно относящиеся к их потребительским свойствам.
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к подготовке технических заданий и к их оформлению при проведении государственных закупок одноразовых медицинских изделий из нетканых материалов, а именно: одноразовых хирургических одежды и белья из нетканых материалов.
4.1 Виды одноразовой хирургической одежды из нетканых материалов:
- хирургические халаты;
- хирургические халаты с дополнительными элементами;
- хирургические костюмы (куртка, брюки);
- комбинезоны;
- рубашки для рожениц;
- рубашки;
- шапочки;
- хирургические шлемы;
- бахилы;
- фартуки;
- нарукавники;
- хирургические маски
5 Общие требования к содержанию технического задания для государственных закупок медицинских изделий
5.1 ТЗ разрабатывает заказчик, в котором определяет предмет размещения заказа на закупку медицинских изделий (далее - МИ).
Общие требования к одноразовым хирургическим одежде, белью и костюмам для чистых помещений при подготовке ТЗ и к их оформлению при проведении государственных закупок определены в ГОСТ EN 13795-1 - ГОСТ EN 13795-3.
5.2 При подготовке ТЗ на закупку запрещается указание конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, наиболее предпочтительных моделей, промышленных образцов, наименований местопроисхождения товара или наименований производителя (кроме случаев, отдельно обоснованных заказчиком).
5.3 ТЗ наряду с общими требованиями, предъявляемыми к МИ, может содержать конкретные технические требования.
5.3.1 Заказчик вправе включать в ТЗ дополнительные (опционные) и специфические дополнительные требования при условии их обоснования. Специфические дополнительные требования должны иметь отдельное медико-техническое обоснование, оформленное заказчиком в виде приложения к ТЗ.
5.3.2 Дополнительные (опционные) требования отражают специфику применения МИ с учетом конкретных потребностей и особенностей МО.
5.3.3 Выполнение всех требований, включенных заказчиком в ТЗ, является обязательным и необходимым условием для допуска к участию в закупке МИ.
5.4 ТЗ на закупку МИ могут содержать требования к тем характеристикам, которые регламентированы настоящим стандартом. Заказчик вправе не включать в ТЗ несущественные для него требования.
5.5 Заказчик вправе включить в ТЗ на закупку МИ требования, не регламентированные настоящим стандартом, если они не противоречат действующим нормативным правовым актам Российской Федерации. При этом заказчик обязан однозначно обосновать соответствующие повышенные потребительские, технические и функциональные характеристики МИ.
5.6 Термины, представленные в настоящем стандарте, не являются единственно возможными для применения, поэтому для обеспечения или оценки соответствия требованиям настоящего стандарта необходимо руководствоваться определениями, а не наименованиями терминов, представленными в разделе 3.
5.7 Характеристики МИ, указываемые заказчиком в ТЗ, могут иметь конкретные значения или могут быть определены для использования следующего интервала: "в диапазоне", "не более", "не менее".
Диапазон изменения указанного параметра может быть определен в следующих терминах:
- "не " - в том случае, когда требуемый диапазон должен включать указанный интервал; или
- "не шире" - в том случае, когда требуемый диапазон должен находиться внутри указанного интервала.
Примечание - При указании конкретных значений заказчик должен обеспечить отсутствие ограничения конкуренции.
5.8 Ответственность за полноту и достаточность ТЗ возлагается на заказчика.
6.1 Технические характеристики
В ТЗ могут быть указаны следующие функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики ОХОБ:
- комплектность (при необходимости);
- поверхностная плотность материала;
- описание материала;
- стерильность;
- линейные размеры;
- условия хранения;
- срок годности;
- упаковка.
6.2 Медико-технические характеристики
В ТЗ могут быть указаны следующие медико-физические, медико-химические и медико-биологические характеристики ОХОБ:
- чистота в части инородных частиц;
- пылеворсоотделение;
- водоупорность;
- прочность на разрыв в сухом и влажном состоянии;
- прочность на растяжение в сухом и влажном состоянии;
- впитывающая способность впитывающего материала;
- время впитывания жидкости впитывающего материала;
- воздухопроницаемость;
- микробная проницаемость в сухом состоянии;
- микробная проницаемость во влажном состоянии;
- микробная чистота;
- сопротивление отслаиванию липкого слоя простыни, операционной пленки.
7.2 Упаковка
7.2.1 Упаковка ОХОБ должна быть выполнена в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50444, ГОСТ ISO 11607, ГОСТ 15150.
7.2.2 Толщина материала индивидуальной упаковки ОХОБ должна быть не менее 40 мкм.
7.2.3 Индивидуальная упаковка ОХОБ должна обеспечивать сохранность стерильности его содержимого при заявленных условиях хранения и транспортирования в течение всего срока годности ОХОБ.
7.2.4 Индивидуальная упаковка ОХОБ должна иметь возможность вскрытия усилиями одного человека без помощи колюще-режущих предметов (эффект легкого вскрытия).
Заказчиком в техническом задании указана Плотность не менее 20 микрон, что в свою очередь позволяет поставить любые бахилы прочность которых начинается от 20 мкм. (в то числе и 20 мкм.).
Требования к одноразовым бахилам
Чтобы ношение медицинских бахил было максимально простым и удобным, эти изделия должны соответствовать следующим требованиям:
· малый вес, но не менее 2 г;
· длина 40-50 см;
· плотность более 20 мк;
· не препятствуют свободному движению;
· отсутствие скольжения;
· высокая стойкость к истиранию и разрыву;
· водоупорность материала не менее 300 мм вод. ст.
Из письменных пояснений Заказчика следует следующее (выдержка из текста):
"В соответствии со стандартами качества - толщина полиэтилена измеряется в микронах (мкм), соответственно Заказчиком используется утвержденная единица измерения для указания толщины пленки.
Для справки: 1 микрометр = 1/1000 миллиметра. Замер не составит труда, при правильном математическом подсчете.
Вес бахил пропорционален их толщине. Если на этикетке указана толщина в 20 и более микрон, а реальный вес не составляет даже 2 грамм, то речь идёт о недобросовестности производителя или поставщика.
Как перевести плотность из мкм в г/м
Для примера, допустим, у нас есть бахилы толщиной 30 микронов. Микроны (мкм) - это метрическая единица измерения, где 1 мкм = 0.001 мм, или 1 мкм = 0.000001 м. Таким образом, 30 мкм = 0.03 мм.
Чтобы перевести это в г/м, нам нужно умножить толщину материала в метрах на его плотность в г/см
, а затем на 10^4 (поскольку 1 см
= 10^-6 м
, и мы переводим объем в квадратные метры).
Формула будет выглядеть так:
Плотность в г/м = Толщина в м
Плотность в г/см
10^4
Для нашего примера с бахилами толщиной 30 мкм (0.03 мм или 0.00003 м) и полиэтилена с плотностью 0.92 г/см:
Плотность в г/м = 0.00003 м
0.92 г/см3
10^4 = 27.6 г/м2
Таким образом, бахилы толщиной 30 микронов из полиэтилена имеют примерную плотность 27.6 г/м.
Как проверить соответствие бахил техническим требованиям?
В соответствии с техническими условиями по производству (ТУ 9398-001-89972233-2016), размер бахил измеряется при помощи линейки в растянутом виде. Длину измеряют по подошве бахилы от края до края, с учетом величины размера боковых швов (их ширина тоже является составной частью длины бахилы), высоту измеряют от верхней части бахилы до нижней, немного отступив от бокового края сварного шва или в центре бахилы. Толщина 1-й бахилы измеряется путем определения общей толщины двух стенок бахилы при помощи микрометра (ГОСТ 6507).
"Выписка из Технических условий на бахилы медицинские 9398-001-89972233-2016:
3. Методы контроля.
3.1. Испытания бахил проводят при нормальных климатических условиях по ГОСТ Р 50444, за исключением особо указанных в настоящем разделе случаев.
3.4. Проверку размера (п.1.1.2.), длину резинки (п. 1.1.4.3.), веса (п. 1.1.2.), толщины (п. 1.1.2.), расположение сварного шва (пп 1.1.6.1. и 1.1.6.2.) следует проводить измерительными инструментами, обеспечивающими необходимую точность измерений:
- линейные размеры линейкой по ГОСТ 427 и рулеткой по ГОСТ 7502;
- массу на весах для статического взвешивания по ГОСТ Р 53228;
- толщину бахил из ПНД микрометром по ГОСТ 6507. Под толщиной бахилы понимается толщина двух стенок, в микронах.
При проведении измерений бахил, допускается отклонение в размере:
По толщине бахилы _ 10%
По длине и ширине _ 10 мм"
При приемке товара согласно предоставленным данным, можно рассчитать реальную толщину поставленного товара, и исходя из имеющихся данных принять решение о качестве поставленного товара и его соответствии техническому заданию.
Для больниц, родильных домов и госпиталей чаще всего закупают бахилы, имеющие плотность 20 либо 25-40 мкм. Их можно носить несколько часов, не беспокоясь о разрывах. Более того, на них крепят сдвоенные резинки, которые надежно фиксируют их на ноге.
Выбор бахил во многом зависит от погоды и времени года. Так, при сухой солнечной погоде вполне достаточно полиэтиленовых бахил класса:
· Эконом (толщина 14-17 мкм);
· Стандарт (толщина 20-30 мкм).
В дождливую или снежную погоду потребуются уже более надежные изделия:
· Экстра-класса - имеют толщину от 30 мкм, при этом относительно недорогие;
· Сверхпрочные или особо прочные - имеют толщину от 40 мкм, также могут включать двойную резинку.
При выборе бахил для тех или иных учреждений нужно учитывать проходимость помещений, покрытие полов (насколько они скользкие), а также предполагаемое время ношения.
Также полиэтиленовые бахилы различаются по плотности, чем выше плотность, тем выше вероятность того, что медицинские изделия не порвутся при ношении. Наиболее часто используют бахилы с показателем плотности 20 мкм (и весе 1,6-1,8 г). Показатель 25-40 мкм (и вес 4 г.) характерен для бахил усиленной прочности.
Заказчиком сделан упор на поставку товара - класса Стандарт, имеющихся у Поставщиков.
Указание веса продукции является одной из возможных используемых характеристик Заказчиком, а не его обязанностью.".
Комиссия Управления отмечает, что при формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Согласно Обзору судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г. (далее - Обзор) в силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Более того согласно пункту 1 Обзора по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Заказчик вправе определить такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
Кроме того, в 2023 году Заказчиком был проведен аукцион N 0387200009123003590 на поставку бахил водонепроницаемых с указанием таких же характеристик товара, на участие подано 5 заявок, соответствующих требованиям аукциона. С победителем аукциона был заключен контракт, товар принят без замечаний и соответствующий требованиям Заказчика. Комиссией Управления установлено, что существуют как минимум 2 производителя, выпускающих товар согласно техническому заданию Заказчика, а именно: ООО "ЮНД-ПРОД"; ООО "ГРАНИ".
Таким образом, Заказчик установил те требования и характеристики к закупаемому товару, которые могут в полной мере удовлетворить его потребности, исходя из опыта поставки аналогичных товаров. Указание Заказчиком в документации об аукционе особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Из вышеизложенного следует, что Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона установлены требования к характеристикам с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности (осуществление медицинской деятельности).
Более того, Заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что имеющее техническое задание ограничивает конкуренцию, а содержащееся в документации условия каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества потенциальных участников закупки, либо являются непреодолимыми, неисполнимыми для потенциальных участников закупки, поскольку установлено как минимум два производителя, которые подходят под описание объекта закупки.
На основании вышеизложенного, довод является необоснованным.
Жалоба ООО "Медтекс РК" (ОГРН: 1230800005260, ИНН: 0800010880) от 20.03.2024 N 2634-ЭП/24 рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медтекс РК" (ОГРН: 1230800005260, ИНН: 0800010880) от 20.03.2024 N 2634-ЭП/24, на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Радужнинская городская стоматологическая поликлиника", Уполномоченного органа - Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Центр лекарственного мониторинга", при проведении электронного аукцион, предметом которого является поставка бахил водонепроницаемых (извещение N 0387200009124001275) необоснованной.
2. Предписание не выдавать.
3. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Валиуллин Р.Р.
Члены Комиссии: Андрейцева Е.А.
Петухова Ю.А.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 28 марта 2024 г. N 086/06/33-385/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.03.2024