Резолютивная часть решения объявлена 21 марта 2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 25 марта 2024 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_"
Члены Комиссии: "_";
в отсутствие представителей Общества с ограниченной ответственностью "Порт Системс" (далее - ООО "Порт Системс", заявитель), Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Усть-Илимская ГБ" (далее - заказчик) - ходатайство от 20.03.2024 г. о рассмотрении жалобе без участия представителя, Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее - Уполномоченный орган) - ходатайство от 20.03.2024 г. о рассмотрении жалобе без участия представителя,
рассмотрев жалобу заявителя на положения извещения о проведении электронного аукциона для закупки N 0134200000124001398 "Поставка катетеров для периферических сосудов", в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутского УФАС России) поступила жалоба ООО "Порт Системс" на положения извещения о проведении электронного аукциона.
Заявитель считает, что представленные в Техническом задании к поставке изделия медицинского назначения в позиции N 2 соответствует характеристикам товару единственного производителя.
Заказчиком, Уполномоченным органом представлены возражения по доводам жалобы заявителя, согласно которым считает жалобу необоснованной.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что заказчиком 05.03.2024 года в Единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0134200000124001398 "Поставка катетеров для периферических сосудов".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 995 832 рублей 00 копеек.
В силу части 1 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Требования к извещению о проведении закупки установлены статьей 42 Федерального закона N 44-ФЗ, пунктом 1 части 2 которой определено, что извещение о проведении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
Пунктом 5 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ определено, что извещение о проведении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Объектом закупки является поставка катетеров.
В извещении о проведении закупки по оспариваемой заявителем в позиции N 2 указан код КТРУ 32.50.13.110-00004593, требования к функциональным и техническим характеристикам товара установлены в извещении о проведении.
При этом Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что требования к показателям товара определены заказчиком в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также указаны дополнительные характеристики с обоснованием такого указания.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (ч. 1 ст.12 Федерального закона N 44-ФЗ).
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не только обеспечение максимально широкого круга участников закупки, но и выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в большей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Согласно возражениям заказчика, в информация об объекте закупки, по обжалуемому пункту, Заказчиком даны четкие обоснования установленных требований:
- "Иньекционный порт Люэр Лок с защитной крышкой, расположенный строго над крыльями - расположение защитной крышки строго над фиксирующими крыльями" снижает риск смещения катетера при введении лекарственного средства через порт при введении препаратов без прерывания внутривенной инфузии и уменьшает травмирование вены пациента.
Таким образом, Заказчик считает, что в Извещении установлены требования к объекту закупки с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемой деятельности.
Также в возражениях заказчика содержится сравнительная таблица о наличии более 1 производителя товара на рынке, отвечающего требованиям извещения о проведении закупки.
Комиссия отмечает, что из совокупности положений Федерального закона N 44-ФЗ следует, что заказчик, осуществляющий закупку по правилам Федерального закона N 44-ФЗ, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки. Таким образом, заказчик вправе определить в документации о закупке такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств. На сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из его потребностей. При этом, заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Также Федеральный закон N 44-ФЗ не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в извещение о закупке требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в извещении обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.
Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2010 г. N11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В государственных (муниципальных) закупках допускается объединять в один лот технологически и функционально связанные товары, работы и услуги (п. 3 Обзора судебной практики применения Федерального закона N 44-ФЗ (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)). Такое объединение соответствует требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
В силу части 4 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Заявителем не представлено доказательств того обстоятельства, что содержащиеся в извещении требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Также заявителем не представлено доказательств того, что у заказчика объективно отсутствует необходимость в получении именно тех товаров, с теми качественными, функциональными и техническими характеристиками и именно в той комплектации, которая указана в извещении.
Отсутствие у каких-либо лиц возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
Доказательства того, что установленные заказчиком требования к товару приводят к ограничению числа участников закупки, заявителем также не представлены, Комиссией самостоятельно не добыты.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений на участие в электронном аукционе поступило 3 заявки от участников закупки, что не может свидетельствовать об ограничении заказчиком количества участников закупки.
Заказчиком при установлении требований в электронном аукционе никаких преимущественных условий отдельным участникам закупки не предъявлялось, предъявляемые требования к поставке товаров были одинаковы для всех участников закупки.
Следовательно, в извещении о проведении электронного аукциона установлены требования к товару с учетом потребностей заказчика.
При этом в силу положений статьей 18, 99 Федерального закона N 44-ФЗ контроль в отношении обоснованности закупки осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Таким образом, Комиссия Иркутское УФАС России приходит к выводу, что доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Порт Системс" необоснованной.
2. Направить копии решения сторонам по жалобе.
3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 25 марта 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.03.2024