В целях осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, руководствуясь ч.ч. 3, 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N44-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2020 г. N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России) N 038/69/24 от 13 марта 2024 года о проведении внепланового контрольного мероприятия (проверки), Инспекцией Иркутского УФАС России в составе:
руководитель Инспекции: "...";
участники Инспекции: "...";
проведено внеплановое контрольное мероприятие (проверка) в отношении Заказчика - ФГБУЗ Клиническая больница ИНЦ СО РАН, ИНН: 3812014570 (далее - заказчик) на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении электронного аукциона "Поставка мониторов, подключаемых к компьютеру для нужд Клинической Больницы ИНЦ СО РАН", извещение N 0334100003924000022.
Место нахождения Областного государственного бюджетного учреждения "Усть-Илимская городская больница" (далее - Заказчик) - 664033, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Лермонтова, д.283/к.В.
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекцией Иркутского УФАС России изучены копии следующих документов:
- извещение о проведении электронного аукциона "Поставка мониторов, подключаемых к компьютеру для нужд Клинической Больницы ИНЦ СО РАН", извещение N 0334100003924000022
- Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.03.2024 NИЭА1
- заявки на участие в электронном аукционе "Поставка мониторов, подключаемых к компьютеру для нужд Клинической Больницы ИНЦ СО РАН", извещение N 0334100003924000022.
Описательная часть
Инспекцией Иркутского УФАС России в отношении Заказчика - ФГБУЗ Клиническая больница ИНЦ СО РАН проведено внеплановое контрольное мероприятие на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в связи с проведением электронного аукциона "Поставка мониторов, подключаемых к компьютеру для нужд Клинической Больницы ИНЦ СО РАН", извещение N 0334100003924000022.
По результатам проведенной проверки Инспекцией установлено следующее.
21 февраля 2024 г. в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещен документ "Извещение о проведении электронного аукциона от 21.02.2024 N0334100003924000022" (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 144 990 руб. 00 коп.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.03.2024 NИЭА1 на участие в указанном электронном аукционе подано 7 заявок, из которых 1 заявка признана соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, 3 заявки отклонены, в том числе заявка Заявителя.
Заявки N 116001078, N 115996643, N 115999679, N 115995770, N 115985912 отклонены по следующим основаниям: "Несоответствие требованиям нормативных правовых актов, принятых в соответствии с ст. 14 Закона N 44-ФЗ (Отклонение по п. 4 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ) Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, за исключением установленного пунктом 3 1 постановления случая, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения, заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза. Участник предложил к поставке товары, произведенные в Тайвань (Китай)".
Заявка N 115954644 отклонена по следующим основаниям: "Непредставление информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ (Отклонение по п. 5 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ). Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлено в п.3 3, что для подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции требованиям, предусмотренным пунктом 3 2 постановления, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке номер реестровой записи из реестра или евразийского реестра промышленных товаров. Участник не предоставил требуемой информации в составе заявки. В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств".
В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Федеральным законом N 44-ФЗ, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 878) утверждены перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень) и Правила формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции (далее - Правила).
Так, в качестве предмета закупки определен Монитор, подключаемый к компьютеру (код 26.20.17.110-00000032).
Согласно Перечню, вышеуказанная позиция подпадает под действие Постановления Правительства N 878, в связи с чем Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона правомерно установлено ограничение в соответствии с Постановлением Правительства N 878.
В соответствии с положениями пункта 3 Постановления Правительства N 878 заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
Пунктом 3(2) Постановления Правительства N 878 установлено, что за исключением случаев, установленных настоящим постановлением:
- подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции является наличие сведений о такой продукции в реестре российской радиоэлектронной продукции или евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, правила формирования и ведения которого устанавливаются правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров);
- подтверждением соответствия радиоэлектронной продукции первому уровню является наличие в реестровой записи из реестра российской радиоэлектронной продукции или евразийского реестра промышленных товаров сведений о первом уровне радиоэлектронной продукции.
Пунктом 3(3) Постановления Правительства N 878 установлено, что для подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции требованиям, предусмотренным пунктом 3(2) настоящего постановления, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке номер реестровой записи из реестра российской радиоэлектронной продукции или евразийского реестра промышленных товаров, а для целей подтверждения первого уровня радиоэлектронной продукции - также сведения о первом уровне радиоэлектронной продукции.
Согласно пункту 1 Правил, настоящие Правила определяют порядок формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции (далее - реестр), условия включения такой продукции в реестр и исключения из него, состав включаемых в него сведений о радиоэлектронной продукции, порядок предоставления таких сведений, порядок принятия решения о включении радиоэлектронной продукции в реестр и исключения из него, а также порядок присвоения телекоммуникационному оборудованию статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения и порядок подтверждения статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения.
В соответствии с пунктом 3 Правил, формирование реестра осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в электронном виде путем формирования, изменения, исключения реестровых записей с использованием государственной информационной системы промышленности.
Комиссией установлено, что в извещение о проведении электронного аукциона установлены ограничения в соответствии с Постановлением Правительства N878.
Комиссией, исследовав заявки участников на участие в электронном аукционе, представленных Уполномоченным органом, установлено следующее:
Участником закупки N 116001078, с присвоенным порядковым номером 1 в составе заявки предложено к поставке товар, страной происхождения которого является - Китайская Народная Республика. Вместе с тем, в составе заявки не указана реестровая запись из реестра российской радиоэлектронной продукции.
Участником закупки N 115996643, с присвоенным порядковым номером 2 в составе заявки предложено к поставке товар, страной происхождения которого является - Китайская Народная Республика. Вместе с тем, в составе заявки не указана реестровая запись из реестра российской радиоэлектронной продукции.
Участником закупки N 115999679, с присвоенным порядковым номером 3 в составе заявки предложено к поставке товар, страной происхождения которого является - Китайская Народная Республика. Вместе с тем, в составе заявки не указана реестровая запись из реестра российской радиоэлектронной продукции.
Участником закупки N 115995770, с присвоенным порядковым номером 4 в составе заявки предложено к поставке товар, страной происхождения которого является - Китайская Народная Республика. Вместе с тем, в составе заявки не указана реестровая запись из реестра российской радиоэлектронной продукции.
Участником закупки N 115985912, с присвоенным порядковым номером 5 в составе заявки предложено к поставке товар, страной происхождения которого является - Китайская Народная Республика. Вместе с тем, в составе заявки не указана реестровая запись из реестра российской радиоэлектронной продукции.
Участником закупки N115997237 (Победитель), с присвоенным порядковым номером 6 в составе заявки предложено к поставке товар, страной происхождения которого является - Российская Федерация. В составе заявки указана реестровая запись из реестра российской радиоэлектронной продукции N7424\4\2023 от 22 февраля 2024 г.
Участником закупки N 115954644, с присвоенным порядковым номером 7 в составе заявки предложен к поставке товар, страной происхождения которого является - Республика Корея. Вместе с тем, в составе заявки не указана реестровая запись из реестра российской радиоэлектронной продукции.
В результате изучения реестра российской радиоэлектронной продукции Комиссией установлено, что информация о товаре с реестровым номером 7424\4\2023 от 22 февраля 2024 г., указанная в составе заявки N115997237 (Победитель) включена в реестр российской радиоэлектронной продукции.
Таким образом, на участие в закупке поступила 1 заявка, которая удовлетворяет требованиям Извещения об осуществлении закупки и требованиям Постановления Правительства N878, следовательно, все остальные заявки подлежат отклонению.
Подпунктами "а", "б" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер.
В соответствии с пунктами 1-8 части 12 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Таким образом, заявка участника N 115954644 подлежала отклонению на основании пункта 4 части 12 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ.
Вместе с тем, Заказчиком в нарушение пункта 2 части 17 статьи 48 Федерального закона N44-ФЗ при формировании протокола в качестве обоснования отклонения заявки Заявителя выбран пункт 5 части 12 статьи 48 Федерального закона N44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, Инспекцией, в ходе проведения внеплановой проверки в действиях заказчика - ФГБУЗ Клиническая больница ИНЦ СО РАН на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в связи с проведением электронного аукциона на "Поставка мониторов, подключаемых к компьютеру для нужд Клинической Больницы ИНЦ СО РАН", извещение N 0334100003924000022, установлены нарушения части пункта 2 части 17, пункт 5 части 12 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ
Резолютивная часть:
На основании вышеизложенного, Инспекцией, в ходе проведения внеплановой проверки в действиях заказчика - ФГБУЗ Клиническая больница ИНЦ СО РАН на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в связи с проведением электронного аукциона на "Поставка мониторов, подключаемых к компьютеру для нужд Клинической Больницы ИНЦ СО РАН", извещение N 0334100003924000022, установлены нарушения части пункта 2 части 17, пункт 5 части 12 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ
Инспекцией принято решение выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем отмены протокола подведения итогов электронного аукциона и проведения процедуры рассмотрения заявок повторно.
Инспекцией принято решение предложить руководителю Иркутского УФАС России передать материалы настоящей проверки уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 27 марта 2024 г. N 038/69/24 (ключевые темы: участники закупок - товар. работа. услуга. - государственные и муниципальные нужды - страна происхождения - иностранные государства)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.03.2024