Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе (далее по тексту - Комиссия):
*,
*,
*,
посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 15-00 при участии представителей:
- заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Управление городским хозяйством" - *,
- заявителя в лице ООО "Битумен" - *, *,
рассмотрев жалобу ООО "Битумен" (вх. N 5357-ЭП/24 от 18.03.2024 г.) о нарушении заказчиком в лице Муниципального казенного учреждения "Управление городским хозяйством" при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту межмуниципальной автодороги между городскими округами Первоуральск-Ревда (извещение N 0862300001224000004) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Битумен" (вх. N 5357-ЭП/24 от 18.03.2024 г.) о нарушении заказчиком в лице Муниципального казенного учреждения "Управление городским хозяйством" при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту межмуниципальной автодороги между городскими округами Первоуральск-Ревда (извещение N 0862300001224000004) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению заявителя, в установлении в извещении открытого конкурса в электронной форме неправомерного порядка оценки заявок участников закупки по нестоимостному критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Представитель Заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, просил признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
01.03.2024 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок опубликовано извещение о проведении процедуры открытого конкурса в электронной форме N 0862300001224000004 на выполнение работ по капитальному ремонту межмуниципальной автодороги между городскими округами Первоуральск-Ревда.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 157 271 250,00 рублей.
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
В силу п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
11) критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Для участия в конкурентном способе, согласно пп. "р" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки:
р) в случае проведения электронного конкурса и установления критерия, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона, заявка на участие в закупке может содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки. Отсутствие таких документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
На основании ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок (ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи. При этом, согласно ч. 9 ст. 32 Закона о контрактной системе, не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Вышеуказанный порядок оценки заявок участников закупки определен постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 г. N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - порядок, утвержденный постановлением Правительства РФ N 2604).
Пунктом 3 порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ N 2604, установлено, что для оценки заявок в соответствии с Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В силу п. 24 порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ N 2604, для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
На основании п. 28 порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ N 2604, в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Разделом II Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, являющегося приложением к извещению, определены критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке.
Пунктом 2 раздела II Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, являющегося приложением к извещению, установлен критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - Квалификация участников закупки)" и показатели оценки заявок на участие в закупке, а именно:
Значимость критерия оценки, процентов - 40
Показатель оценки - наличие у участников закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта
Значимость показателя оценки, процентов - 100
Значимость показателя оценки, процентов - характеристика квалификации участников закупки
(общая цена исполненных участником закупки договоров)
Значимость показателя, детализирующего показатель оценки, процентов - 100
Формула оценки или шкала оценки - Оценка заявок по детализирующему показателю оценки "Общая цена исполненных участником закупки договоров" показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия оценки "Квалификация участников закупки" осуществляется по формуле, предусмотренной подпунктом "е" пункта 20 Положения, для оценки заявок по критерию оценки "Характеристики объекта закупки" (БХi):
где:
Хi - значение, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по детализирующему показателю оценки "Общая цена исполненных участником закупки договоров" показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия оценки "Квалификация участников закупки";
Хmin - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
- предельное максимальное значение, установленное заказчиком и составляющее 1 000 000 000,00 рублей
Разделом III Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, являющегося приложением к извещению, определены отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа:
N |
Наименование критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки, при применении которого устанавливается положение, предусмотренное графой 3 |
Положение о применении критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки |
1 |
2 |
3 |
1 |
Критерий оценки: "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации". Показатель оценки: "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта". Детализирующий показатель оценки: "Общая цена исполненных участником закупки договоров" |
Подпункт "а" пункта 28 Положения Требования к документам для оценки показателя: К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ, по которым участник закупки выступает в качестве генерального подрядчика. К оценке принимается исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и не относящийся к контрактам, предусмотренным: - частью 16 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства); - частью 16.1 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ; - частью 56 статьи 112 Федерального закона N 44-ФЗ. К оценке принимается исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающий выполнение работ на "автомобильной дороге". Предельное максимальное значение составляет 1 000 000 000,00 рублей. Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы связанного с предметом контракта: - исполненный договор (договоры); - акт (акты) приемки выполненных работ, составленные при исполнении такого договора (договоров), последний акт, составленный при исполнении договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок, а также платежные поручения. - дополнительные соглашения, соглашение о расторжении (при наличии); - разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). К оценке принимаются документы в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, в том числе, если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам), такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. |
Исходя из содержания жалобы, Заказчик, устанавливая требования никак не обосновывает предельное максимальное значение детализирующего показателя оценки в размере - 1 000 000 000,00 руб. и срока в 5 лет к актам выполненных работ. Такие детализирующие требования не позволяют определить наилучшие условия выполнения контракта для Заказчика из всех поступивших от участников предложений. Связано это с тем, что участники, имеющие достаточный опыт для выполнения этого вида работ, равный НМЦК, не могут конкурировать с участниками, которые имеют слишком большой опыт.
Представитель Заказчика выразил мнение о необоснованности доводов жалобы и пояснил, что Заказчик не устанавливал предельное минимальное значение, в связи с чем любой участник закупки с минимальным опытом работы, соответствующим дополнительным требованиям, по указанному критерию также получит определенное количество баллов по установленной формуле. Предельное максимальное значение было установлено заказчиком как раз с целью обеспечения конкуренции, так как не установление предельного значения по опыту, который подлежит оценке, приведет к необоснованному предоставлению, участнику закупки, обладающему многомиллиардным опытом, преимущественного положения, которое невозможно преодолеть в ходе конкурентной борьбы даже в случае значительного снижения цены на границе экономической рентабельности и за ее пределами. В случае, если один из участников показывает избыточный опыт, остальные участники получат необоснованно низкий балл по данному критерию даже при наличии достаточного опыта выполнения аналогичных работ.
Комиссия, проанализировав положения извещения, выслушав позиции сторон, пришла к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок на участие в конкурсе не противоречит требованиям действующего законодательства.
Согласно постановлению Правительства РФ N 2604 функция критерия оценки заключается в том, чтобы обеспечить Заказчику возможность из общего числа участников выбрать то лицо, которое будет максимально соответствовать потребностям публично-правового образования в качественном и своевременном выполнении работ, учитывая специфику объекта закупки, при этом заказчиком должны быть соблюдены принципы создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
Доказательства того, что установление Заказчиком предельного необходимого максимального значения показателя привело к возможности получения преимущества участниками закупки, ограничению конкурентоспособности иных участников закупки, заявителем не представлено в материалы дела.
В данном случае, установление Заказчиком предельного необходимого максимального значения показателей исключало возможность получения преимущества участниками закупки, имеющими большой опыт выполнения работ, занимающим лидирующие позиции на рынке и обладающим весомым опытом, обеспечивая конкурентоспособность иных участников закупки, и ликвидировало большой разрыв при присуждении баллов в ходе оценки заявок по спорному критерию.
Установленное предельное максимальное значение показателя обусловлено потребностью Заказчика и позволяет выявить среди участников закупки квалифицированного подрядчика, обладающего опытом выполнения работ, связанного с предметом контракта, для удовлетворения потребности Заказчика и не противоречит постановлению Правительства РФ N 2604 и требованиям Закона о контрактной системе. При этом указанные предельные значения не ограничивают участников закупки при выявлении среди таких участников квалифицированного подрядчика, обладающего опытом выполнения работ, связанного с предметом контракта.
Комиссия обращает внимание, что согласно представленной информации и документам, на участие в закупочной процедуре подано 5 заявок, что, в свою очередь, также указывает на отсутствие ограничений количества участников закупки.
Кроме того, проанализировав положения извещения, Комиссия пришла к выводу, что Заказчиком правомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 17 Приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".
С учетом изложенного, доводы жалобы не нашли своего подтверждения.
Доказательств обратного в адрес Комиссии не представлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Битумен" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Управление городским хозяйством", закупочной комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице Муниципального казенного учреждения "Управление городским хозяйством", закупочной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
* |
Члены Комиссии |
*
* |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 20 марта 2024 г. N 066/06/106-937/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.03.2024