резолютивная часть решения объявлена 20.03.2024 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе: Гаева Рамазана Алимовича - ведущего заседание Комиссии, заместителя руководителя Управления; членов комиссии: Каракизова Алий Хакимовича - начальника отдела Управления; Даурова Алима Арсеновича - ведущего специалиста-эксперта Управления,
в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "Строительно-отделочная фирма "Баро" (далее - Заявитель), представителей ГБУЗ "Центральная районная больница" городского округа Прохладный и Прохладненского муниципального района (далее - Заказчик), акционерного общества "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператора ЭТП), надлежащим образом извещенных о времени, дате рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме N0804200000124000082 "Поставка шприцов 2" (далее - Аукцион, Закупка), руководствуясь ст.99,105,106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг
для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Правила),
Установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
Из содержания жалобы следует, что извещение об осуществлении закупки размещено с нарушением положений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в связи с неверным определением заказчиком для закупаемого товара (позиции NN 8,16 описания объекта закупки) позиции каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ, Каталог).
Как следует из описания объекта закупки по оспариваемым позициям Заказчик установил следующие дополнительные характеристики товара:
Позиция N8: "Основание поршня имеет технологическое место разрыва для удаления поршня после блокирования уплотнительной манжеты после завершения процедуры";
Позиция N16: "Игла и шприц с безопасными механизмами (помимо защитного колпачка), который приводит к блокированию иглы и поршня шприца после применения".
Таким образом, по мнению Заявителя действия Заказчика в части неприменения КТРУ и детализации объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе на основании пункта 7 Правил в противоречие с положениями пункта 4 Правил N 145, являются нарушением части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе".
Также Заявителем указывалось на ряд несоответствий извещения.
Рассмотрев довод Заявителя, указанный в жалобе, а также изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
01.03.2024 г. на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) был размещен Аукцион с начальной (максимальной) ценой контракта 535 094,28 руб.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Кабардино-Балкарским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Из направленных Заказчиком объяснений следует, что размещенное в составе извещения об осуществлении закупки описание объекта закупки соответствует требованиям Федерального закона о контрактной системе, постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Постановление N 145) и отвечает его потребностям.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона о контрактной системе установлено, что данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В силу частей 1 и 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и состоит из данного закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 данного закона.
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных таким законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 БК РФ одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, заказчики (уполномоченные органы, уполномоченные учреждения) их комиссии по осуществлению закупок должны исходить из целей максимального удовлетворения, как потребностей заказчика, в том числе потребности в качественном товаре, так и результатов расходования бюджетных средств с момента размещения извещения о закупке до исполнения обязательств по контракту.
Статьей 7 Федерального закона о контрактной системе закреплены принципы открытости и прозрачности:
В Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Правила, которыми должен руководствоваться заказчик при описании объекта закупки, установлены в статье 33 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 указанной статьи:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
На основании пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего закона.
Объектом рассматриваемой закупки является поставка медицинских расходных материалов - шприцев.
Характеристики товара были указаны в структурированном виде при формировании извещения об осуществлении закупки, а также конкретизированы в электронном документе "Описание объекта закупки".
В соответствии с оспариваемыми заявителем позициями NN 8,16 описания объекта закупки заказчиком осуществлялась закупка товара с наименованием "Шприц общего назначения" по коду позиции КТРУ 32.50.13.110-00004564.
Во вкладке "общая информация" позиции имеется информация о том, что данному оборудованию в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам (далее - НКМИ) соответствуют следующие коды и описание к ним:
N8 Шприц общего назначения 32.50.13.110-00004564 Стерильное изделие, состоящее из калиброванного цилиндра с поршнем, предназначенное для введения жидкостей/газов (например, лекарственных средств) в медицинское изделие или тело или извлечения жидкостей/газов их медицинских изделий/тела (т.е., используемое и для введения, и для отсасывания); в комплекте идет неубирающаяся игла, съемная или несъемная (обычно в колпачке для защиты пользователя). Изделие может применяться в различных медицинских целях и не предназначено специально только лишь для введения лекарственных средств. Как правило, изготавливается из пластиковых и силиконовых материалов, поршень может обладать противоприлипающими свойствами, обеспечивающими возможность его легкого перемещения вручную или при помощи шприцевого насоса. Это изделие для одноразового использования.
N 16 Шприц общего назначения 32.50.13.110-00004564 Стерильное изделие, состоящее из калиброванного цилиндра с поршнем, предназначенное для введения жидкостей/газов (например, лекарственных средств) в медицинское изделие или тело или извлечения жидкостей/газов их медицинских изделий/тела (т.е., используемое и для введения, и для отсасывания); в комплекте идет неубирающаяся игла, съемная или несъемная (обычно в колпачке для защиты пользователя). Изделие может применяться в различных медицинских целях и не предназначено специально только лишь для введения лекарственных средств. Как правило, изготавливается из пластиковых и силиконовых материалов, поршень может обладать противоприлипающими свойствами, обеспечивающими возможность его легкого перемещения вручную или при помощи шприцевого насоса. Это изделие для одноразового использования.
Согласно информации, размещенной в системе ЕИС код КТРУ 32.50.13.110-00004564 "Шприц общего назначения" имеют следующее описание:
349160: Шприц общего назначения/в комплекте с иглой: "Стерильное изделие, состоящее из калиброванного цилиндра с поршнем, предназначенное для введения жидкостей/газов (например, лекарственных средств) в медицинское изделие или тело или извлечения жидкостей/газов их медицинских изделий/тела (т.е., используемое и для введения, и для отсасывания); в комплекте идет неубирающаяся игла, съемная или несъемная (обычно в колпачке для защиты пользователя). Изделие может применяться в различных медицинских целях и не предназначено специально только лишь для введения лекарственных средств. Как правило, изготавливается из пластиковых и силиконовых материалов, поршень может обладать противоприлипающими свойствами, обеспечивающими возможность его легкого перемещения вручную или при помощи шприцевого насоса. Это изделие для одноразового использования".
260600: Шприц общего назначения, одноразового использования: "Стерильное изделие, состоящее из калиброванного цилиндра с поршнем, предназначенное для введения жидкостей/газов (например, лекарственных средств) в медицинское изделие или тело или извлечения жидкостей/газов из медицинских изделий/тела (т.е., используемое и для введения, и для отсасывания); игла не прилагается. Изделие может применяться в различных медицинских целях и не предназначено специально для перорального введения лекарственных средств. На дистальном конце цилиндра расположен штыревой коннектор (как правило, типа Луер-лок/Луер-слип) для подсоединения иглы для подкожных инъекций или набора для введения лекарственных средств. Как правило, изготавливается из пластиковых и силиконовых материалов, поршень может обладать антиадгезионными свойствами, обеспечивающими возможность его легкого перемещения вручную или при помощи шприцевого насоса. Это изделие для одноразового использования".
Таким образом, вышеуказанные дополнительные характеристики, в названном КТРУ 32.50.13.110-00004564 "Шприц общего назначения", отсутствуют.
В качестве обоснования включение дополнительной характеристики Заказчиком приводится следующее:
Позиция N8: "Принудительное разрушение необходимо для разрушения шприцов перед утилизацией для предотвращения их повторного использования".
Позиция N16: "Игла и шприц оснащены специальными встроенными защитными механизмами, которые приводят к блокированию иглы и поршня шприца после применения и является надежным способом защиты от повторного использования, исключающим человеческий фактор. Также позволяет защитить медицинский персонал и лиц, участвующих в утилизации от случайного укола".
По позиции N16 приведенное описание товара с дополнительными характеристиками "Игла и шприц с безопасными механизмами (помимо защитного колпачка), который приводит к блокированию иглы и поршня шприца после применения" в обоснование необходимости которого указано "Игла и шприц оснащены специальными встроенными защитными механизмами, которые приводят к блокированию иглы и поршня шприца после применения и является надежным способом защиты от повторного использования, исключающим человеческий фактор. Также позволяет защитить медицинский персонал и лиц, участвующих в утилизации от случайного укола" соответствует коду позиции КТРУ 32.50.13.110-00003 "Шприц для вакцинации с механизмом предотвращения повторного использования/игла".
По позиции N8 приведенное описание товара с дополнительными характеристиками "Шприц укомплектован инъекционной иглой" в обоснование необходимости которого заказчик указывает "предназначена для набора и подкожного введения лекарственных препаратов" соответствует коду позиции КТРУ 32.50.13.110-00018 которая называется "Шприц-дозатор для подкожных инъекций/убираемая игла".
Вместе с тем вышеуказанные положения технической части закупочной документации фактически не являются надлежащим обоснованием применения дополнительных характеристик, не предусмотренных положениями КТРУ, в рамках п. 6 Правил использования КТРУ, поскольку используемое Заказчиком описание по позиции N8,16 содержит исключительно отсылку на классификационные признаки вида медицинского изделия, но не описывают потребность Заказчика в применении той или иной характеристики.
Согласно НКМИ, утвержденной приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4н (далее - приказ N 4н), алгоритм формирования, применяемый для ведения номенклатурной классификации медицинских изделий по видам, в качестве классификационных признаков, в том числе использует область применения медицинского изделия, эксплуатационные и конструктивные особенности.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия. Производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия. Требования к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
Из подпункта "з" пункта 9 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416, следует, что в заявлении о государственной регистрации медицинского изделия указывается вид медицинского изделия в соответствии с НКМИ.
Таким образом, регистрация конкретного медицинского изделия осуществляется в рамках НКМИ, при этом указание конкретного кода в числовом выражении осуществляется самим заявителем при подаче указанного заявления. Следовательно, присвоение кода вида медицинского изделия носит заявительный характер и при необходимости такой код может быть изменен по заявлению производителя или его официального представителя.
Минфином России неоднократно было отмечено, что позиции КТРУ по медицинским изделиям формируются на основании НКМИ, утвержденной приказом N 4н соответствующей рабочей группой Экспертного совета по формированию и ведению каталога, действующего на основании приказа Минфина России от 20.07.2017 N 542 (например, письма от 19.05.2022 N 24-03-07/46536, от 12.07.2022 N 24-03-07/67085.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 10 Правил формирования и ведения каталога товаров, работ, услуг в позицию КТРУ включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 таких правил.
Согласно подпункту "д" пункта 10 Правил формирования и ведения каталога товаров, работ, услуг в позицию Каталога может включаться справочная информация - коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии).
В справочную информацию в позиции Каталога по медицинским изделиям включаются вид медицинского изделия в числовом выражении (код), наименование вида медицинского изделия и описание вида медицинского изделия, в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной приказом N 4н, а также код (коды) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (ОКПД 2) в числовом выражении и наименование кода ОКПД 2.
Однако справочная информация (в том числе классификационные признаки вида медицинского изделия) не образует описания товара, работы, услуги в понимании статьи 33 Федерального закона о контрактной системе (данные выводы согласуются с позицией Минфина России (письмо от 25.08.2020 N 24-06-05/74463), Минздрава России (письмо от 08.02.2023 N 25-3/1152).
Из письма Минздрава России от 12.04.2013 N 2041548/25-3 однозначно следует, что назначение классификации заключается в идентификации медицинского изделия при его государственной регистрации.
Кроме того, по мнению Минфина России, изложенному в письме от 04.09.2020 N 24-06-08/77872, неправомерным является отклонение заявки участника, в которой предлагается медицинское изделие с другим кодом вида.
Аналогичное мнение высказано в письме ФАС России от 14.10.2022 N ПИ/28/94973/22, согласно которому различие кода медицинского изделия, указанного в заявке участника закупки, и кода медицинского изделия, указанного в позиции КТРУ, не установлено Федеральным законом о контрактной системе в качестве основания для отклонения участника закупки в случае, если характеристики медицинского оборудования, предложенные участником закупки, соответствуют параметрам, установленным заказчиком в описании объекта закупки.
Из указанного выше можно заключить, что код вида медицинского изделия не является качественной, функциональной, технологической и эксплуатационной характеристикой такого медицинского изделия и не является документом (способом), позволяющим удостовериться в соответствии товара требованиям законодательства Российской Федерации, поскольку таким документом является исключительно регистрационное удостоверение.
Таким образом, определяющее значение при закупке товара имеют наименование и характеристики, включенные в соответствующую позицию Каталога, в свою очередь, НКМИ не представляет собой характеристику товара, указывающую на его функциональные свойства. Отнесение предлагаемого к поставке товара к тому или иному коду НКМИ является оценочным критерием и не изменяет его технических и качественных характеристик.
Комиссия отмечает, что товар, обусловленный потребностями заказчика, с механизмом сцепления поршня с иглодержателем, обеспечивающим втягивание иглы внутрь корпуса после инъекции, в КТРУ присутствует, представлен самостоятельной позицией и имеет описание с присущими ему характеристиками (32.50.13.110-00018).
Доводы Заявителя относительно нарушений порядка формирования требований к составу заявки, отсутствия платежных реквизитов Заказчика, не нашел своего подтверждения, так как установленный Заказчиком перечень требований к составу заявки, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия заказчика, свидетельствуют о нарушении положений части 6 статьи 23, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 5 части 1 статьи 42, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе и постановления Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145.
На основании изложенного, руководствуясь ст.99, 105, 106 Закона о контрактной системе Комиссия,
Решила:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной в части.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 5 части 1 статьи 42, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору ЭТП предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель комиссии |
|
Р.А. Гаев |
Члены комиссии: |
|
А.Х. Каракизов |
|
|
|
|
|
А.А. Дауров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 25 марта 2024 г. N 007/06/49-253/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.03.2024