резолютивная часть решения объявлена 21.03.2024 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
_
в присутствии представителя Муниципального казенного учреждения "Центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности" г.о. Нальчик (далее - Заказчик) ... по доверенности от 18.03.2024 г., представителя Местной администрации г.о. Нальчик (далее - Уполномоченный орган) ... по доверенности от 11.01.2024 г., представителя Общества с ограниченной ответственностью "ТСКом" (далее - Заявитель) ... по доверенности от 20.03.2024 г., в отсутствии иных лиц,
рассмотрев, в режиме видео-конференц связи, жалобу, Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона N0104300014424000260 "Поставка оборудования, монтаж и пуско-наладочные работы для создания муниципальной автоматизированной системы центрального оповещения населения городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики (1-этап)." (далее - Аукцион, Закупка), руководствуясь ст.99,105,106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Правила),
Установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
Согласно жалобе Заявителя, извещение об осуществлении Закупки не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии, Заказчик представил возражения на жалобу Заявителя, в которых не согласился с доводами, изложенными в жалобе и просил признать жалобу необоснованной.
Рассмотрев доводы Заявителя, выслушав пояснения Заказчика, а также изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
06.03.2024 г. на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) электронного аукциона N0104300014424000260 "Поставка оборудования, монтаж и пуско-наладочные работы для создания муниципальной автоматизированной системы центрального оповещения населения городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики (1-этап)." с начальной (максимальной) ценой контракта 9 106 855,98 руб. В извещении указано: дата и время окончания срока подачи заявок 18.03.2024 г. 09:00; дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги 18.03.2024 г.; дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя 20.03.2024 г.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Кабардино-Балкарским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком при описании объекта закупки допущено нарушение в части установления требования в пункте 2.2 Технического задания о том, что настройка систем звукового оповещения без дополнительных устройств сопряжения, является излишним, не
предусмотренным действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно п. 2.3 Технического задания поставляемое оборудование должно удовлетворять требованиям ГОСТ Р 42.3.01-2021.
В силу пункта 3.23 ГОСТ Р 42.3.01-2021 "сопряжение технических средств оповещения населения: Комплекс технических, аппаратных и программных мероприятий по настройке взаимодействия и контроля технических средств оповещения населения разного уровня".
В соответствии с пунктом 7 положения о системах оповещения населения (утверждено приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 578/365, далее - Положение N 578/365) системы оповещения населения создаются на следующих разных уровнях функционирования РСЧС:
на региональном уровне - региональная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - региональная система оповещения);
на муниципальном уровне - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - муниципальная система оповещения);
на объектовом уровне - локальная система оповещения.
В пункте 2.2 Технического задания указано "Управление новыми оконечными средствами оповещения (технические средства речевого оповещения) в предусмотреть из пункта управления ГКУ "Кабардино-Балкарская противопожарно-спасательная служба" (г. Нальчик, ул. Пачева, 14), с повседневного пункта управления МКУ "Центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности" городского округа Нальчик построенных на базе КТСО П-166-М (версия ПО 694.505.362.) без применения дополнительных устройств сопряжения."
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что в рамках данного контракта создание системы оповещения не проводится, а устанавливаются оконечные средства оповещения - "системы звукового оповещения". В 2020 году в единой дежурно-диспетчерской службе (ЕДДС) МКУ "Центр по делам ГО, ЧС и ПБ" г.о. Нальчик (г. Нальчик, пр. Шогенцукова, 17) в рамках модернизации региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Кабардино-Балкарской Республики (РАСЦО КБР) было установлено автоматизированное рабочее место (АРМ) комплекса технических средств оповещения (КТСО) П-166-М (КПУ), которое программно и технически сопряжено с пунктом управления (ПУ) РАСЦО КБР, построенном на оборудовании КТСО П-166-М. Дальнейшее взаимодействие АРМ с оконечными средствами оповещения осуществляются по каналам и линиям связи, и не имеет отношения к сопряжению систем оповещения разного уровня.
Кроме того, согласно пункту 5.1.8.1 ГОСТ Р 42.3.01-2021 ТСО различных производителей должны программно-технически сопрягаться напрямую или через устройства сопряжения.
Таким образом, у Заказчика нет безусловной обязанности по установлению требования о наличии дополнительных устройств сопряжения к имеющемуся техническому оборудованию.
При таких обстоятельствах, довод Заявителя не находит своего подтверждения.
Более того, на участие в Аукционе было подано 2 заявки, которые в последующем были признаны соответствующими требованиям извещения и положениям Закона о контрактной системе и допущены до участия в Аукционе.
Вместе с тем, НМЦК была снижена с 9 106 855,98 р. на 7 922 964,70 р., что составляет 13% от НМЦК.
2. Заявитель считает, что требование Заказчика о соответствии выпущенного в 2023 году оборудования, положениям ГОСТ Р 42.3.01-2021 "Гражданская оборона. Технические средства оповещения населения. Общие технические требования" (далее - ГОСТ Р 42.3.01-2021) является незаконным, основанным на требованиях утративших законную силу правовых актов.
Согласно статье 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - ФЗ N 184-ФЗ) технический регламент - это документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Также в соответствии со статьей 2 ФЗ N 184-ФЗ техническое регулирование - это правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
Согласно статье 7 ФЗ N 184-ФЗ технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:
- безопасность излучений;
- биологическую безопасность; взрывобезопасность; механическую безопасность; пожарную безопасность;
- безопасность продукции (технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте);
- термическую безопасность; химическую безопасность; электрическую безопасность; радиационную безопасность населения;
- электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;
- единство измерений;
- другие виды безопасности в целях, соответствующих пункту 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.
Требования технических регламентов не могут служить препятствием к осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, ГОСТ - это национальный стандарт, разрабатываемый государственными органами по сертификации и не содержит обязательных к исполнению требований к объекту регулирования согласно статье 2 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 162-ФЗ).
При этом в соответствии со статьей 15 ФЗ N 162-ФЗ документы национальной системы стандартизации не должны противоречить международным договорам Российской Федерации.
Учитывая изложенное, следует отметить, что объект технического регулирования, обращающийся на рынке продукции, обязан соответствовать принятому в отношении к нему техническому регламенту, и может соответствовать также определенному ГОСТу.
В ходе заседания Комиссии, представитель Заказчика сообщил, что согласно положениям абзаца 2 подпункта "а" пункта 1 решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 01.02.2022 N 18 "О переходных положениях технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ТР ЕАЭС 050/2021)": "с даты вступления в силу технического регламента выдача или принятие документов об оценке соответствия продукции обязательным требованиям, ранее установленным актами, входящими в право Союза, или законодательством государства-члена, не допускается" - относятся к техническим регламентам, а не к ГОСТам.
Также, Комиссия отмечает, что информация о прекращении действия ГОСТ Р 42.3.01-2020 или ограничения действия документов о соответствии ГОСТ в информационно-поисковых правовых системах отсутствует.
При указанных обстоятельствах, исследуемый довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
В рамках внеплановой проверки, нарушений не выявлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Решила:
1. Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 26 марта 2024 г. N 007/06/42-256/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.03.2024