Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ИП Ермакова А.М. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Ленинградская ЦРБ" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Оказание услуг по сбору, транспортированию и обезвреживанию медицинских отходов класса "Б"" (извещение N 0318300428124000100) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что Заказчиком заявлены избыточные требования к Исполнителю - извещение составлено с нарушениями Закона о контрактной системе, а также необоснованно объединены оказание услуг и поставка холодильного оборудования, одноразовой и многоразовой тары для хранение (накопления) отходов в один лот, что может привести к ограничению конкуренции.
Заказчиком представлены письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой не согласился.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГБУЗ "Ленинградская ЦРБ" МЗ КК проводилась закупка: "Оказание услуг по сбору, транспортированию и обезвреживанию медицинских отходов класса "Б"" (извещение N 0318300428124000100).
Начальная (максимальная) цена контракта - 597 520,00 руб.
Согласно ч.1 ст.49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно "Описанию объекта закупки" Заказчику требуется:
N |
Наименование закупаемых услуг, входящих в объект закупки |
Требования, установленные к функциональным, техническим характеристикам закупаемых услуг, работ, входящих в объект закупки |
Требования, установленные к качественным характеристикам закупаемых услуг, входящих в объект закупки |
Ед. изм. |
1.
|
Оказание услуг по сбору, транспортированию и обезвреживанию медицинских отходов класса "Б"
|
Объекты, подлежащие очистке: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Ленинградская центральная районная больница" министерства здравоохранения Краснодарского края - Краснодарский край, ст. Ленинградская, ул. 302-Дивизии, 24 |
Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, предъявляемым к услугам соответствующего рода в нормативных и правовых актах Российской Федерации: - Федеральный закон от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ. - Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; - СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий". - Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ. - Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ. - Федеральный закон "Об экологической экспертизе" от 23.11.1995 N 174-ФЗ. - Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). - Технический регламент Таможенного союза "ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств". - Постановление Правительства РФ требования "Правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации" от 22 декабря 2020 года N 2216. |
кг
|
Вид отходов: Медицинские отходы (класс Б - эпидемиологически опасные отходы): Инфицированные и потенциально инфицированные кровью и другими биологическими жидкостями отходы: 1.1.- тара стеклянная из-под биологических материалов; 1.2.- использованный медицинский одноразовый мягкий инвентарь (отходы полиэтилена в виде пленки, изделия из нетканого материала); 1.3. - использованные медицинские инструменты одноразового применения; 1.3. - использованные медицинские шприцы, системы для внутривенных инфузий, полимерные изделия; 1.4. - использованный медицинский острый инструментарий; 1.5. - использованные медицинские резиновые изделия; 1.6. - отходы перевязочных материалов 1.7. - отходы из клинико-диагностической и бактериологической лаборатории. 1.8 - патологоанатомические и органические отходы.
| ||||
Характеристика мест первичного сбора (временного хранения) отходов: На период оказания услуги Исполнитель предоставляет Заказчику во временное пользование специализированный накопитель-морозильник, предназначенный для временного хранения необеззараженных медицинских отходов класса Б, внутренним объемом не менее 9 не более 12 м3 , в количестве 1 штука, с возможностью размещения контейнеров объемом 240л. в количестве 8 шт. в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21. В составе накопителя-холодильника должно быть: Устройство охлаждения на основе фреона Источник ультрафиолетового излучения мощностью не менее 18 Вт, не более 20 Вт. Место установки - 353740, Краснодарский край, ст. Ленинградская, ул. 302 Дивизии, 24 Срок установки - в течение пяти дней, с даты заключения контракта. | ||||
Количество емкостей: контейнер с крышкой желтого цвета с маркировкой "отходы класса Б" контейнер с крышкой 240л - 8 шт контейнер с крышкой 12 л - 83 шт контейнер с крышкой 35 л - 6 шт контейнер с крышкой 50 л - 2 шт (многоразовая тара должна соответствовать СанПиН 2.1.3684-21) | ||||
Работы, связанные с обращением отходов, проводимые Исполнителем: | ||||
1. Сбор отходов - предусматривает изъятие упакованных в спецупаковку и складированных в контейнеры медотходов из мест их временного хранения (морозильной камеры). | ||||
Транспортирование отходов - осуществляется специализированным транспортом Исполнителя, оснащенным в соответствии с требованиями п. 207. СанПиН 2.1.3684-21 холодильной установкой, имеющим специальные крепления для транспортных контейнеров с целью дальнейшего термического обезвреживания (уничтожения). Специализированный транспорт, задействованный при оказании услуг по Контракту, должен быть оборудован Глобальной навигационной спутниковой системой - "ГЛОНАСС" в соответствии с постановлением Правительства РФ требования Правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2020 года N 2216. (ДОПОГ, Технический регламент Таможенного союза "ТР ТС 018/2011 О безопасности колесных транспортных средств" Исполнитель обязан в течении 5 (пяти) рабочих дней с момента письменного обращения Заказчика предоставлять "маршрут" транспортирования необеззараженных медицинских отходов класса "Б" с выгрузкой из системы "ГЛОНАСС" с территории Заказчика до участка по обращению с медицинскими отходами Исполнителя. | ||||
2. Обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду. | ||||
Периодичность и сроки транспортирования отходов: еженедельно, со дня заключения контракта до 31.12.2024 г. | ||||
Исполнитель должен предоставить надлежащим образом оформленные документы, в том числе: - имеющиеся у Исполнителя документы, подтверждающие соответствие используемых контейнеров требованиям, установленным СанПиН 2.1.3684-21, выдаваемые в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и иными нормативно-правовыми актами в области технического регулирования (декларации о соответствии, сертификаты соответствия, выданные как в форме обязательной, так и добровольной сертификации или иные допустимые в силу требований действующего законодательства документы); - документы на предоставляемое Исполнителем специализированное морозильное оборудование, предназначенное для хранения медицинских отходов класса "Б", позволяющие Заказчику использовать его по указанному целевому назначению (инструкцию по использованию, технический паспорт и т.п.) и подлежащие передаче в соответствии со ст. 691 ГК Российской Федерации; - имеющиеся у Исполнителя документы, подтверждающие соответствие предоставляемого специализированного морозильного оборудования, предназначенного для хранения медицинских отходов класса "Б", требованиям действующего законодательства Российской Федерации, позволяющее Заказчику идентифицировать данное оборудование как оборудование, предназначенное для хранения медицинских отходов класса "Б" ,выдаваемые в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и иными нормативно-правовыми актами в области технического регулирования (декларации о соответствии, сертификаты соответствия, выданные как в форме обязательной, так и добровольной сертификации или иные допустимые в силу требований действующего законодательства документы). - документы на специализированный автотранспорт (с холодильными установками) | ||||
Контроль качества выполнения услуг:
Контроль качества выполнения услуг производится в виде выездной проверки факта утилизации медицинских отходов. Проверка осуществляется не более чем 1 (один) раз в 3 (три) месяца по предварительному согласованию с Исполнителем.
Заказчик имеет право перед заключением Контракта произвести проверку участка (площадки), на которой планируется осуществление деятельности по утилизации медицинских отходов класса Б, путем выездной комиссионной проверки. |
Таким образом, Заказчик в рамках одной закупки объединяет услуги по сбору, транспортированию и обезвреживанию медицинских отходов класса "Б", и поставку холодильного оборудования, многоразовой тары для хранения (накопления) отходов.
Заказчиком установлен код ОКПД2 38.12.11.000 "Услуги по сбору опасных медицинских и прочих биологически опасных отходов".
Обращение с медицинскими отходами регулирует СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Согласно п.163 СанПиН 2.1.3684-21 система сбора, хранения, размещения и транспортирования, обеззараживания (обезвреживания) медицинских отходов должна включать следующие этапы:
- сбор отходов внутри организаций, осуществляющих медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность;
- перемещение отходов из подразделений и хранение отходов на территории организации, образующей отходы;
- обеззараживание (обезвреживание) отходов;
- транспортирование отходов с территории организации, образующей отходы; размещение, обезвреживание или утилизация медицинских отходов.
1-ый этап - сбор отходов внутри организаций, осуществляющих медицинскую и (или) Фармацевтическую деятельность осуществляется только работниками медицинской организации. Исполнитель не имеет к нему никакого отношения. Именно на этом этапе Заказчику необходима одноразовая и многоразовая тара (контейнеры, пакеты, емкости и т.д.).
Медицинские отходы в медицинских организациях образуются ежедневно. Указанные товары необходимы Заказчику круглый год, каждый день. В случае перерыва между завершенным и новым государственными контрактами даже в несколько дней, Заказчику некуда будет собирать медицинские отходы. В соответствии с СанПиНом 2.1.3684-21 Заказчик может собирать такие отходы только в специальные емкости, контейнеры и пакеты.
Заказчик обязан закупать такой товар отдельно, чтобы не нарушать непрерывное функционирование собственной медицинской организации, в противном же случае это повлечет нарушение санитарно-эпидемиологического и экологического законодательства РФ. В случае окончания Контракта и по какой-то причине задержки нового Контракта Заказчик не сможет собирать отходы, соответственно, не сможет вести свою деятельность, оказывать услуги населению, пациентам и т.д.
2-ой этап - перемещение отходов из подразделений и хранение отходов на территории организации, образующей отходы также осуществляется только работниками медицинской организации. Исполнитель не имеет к нему никакого отношения. На данном этапе Заказчику может потребоваться холодильное оборудование, чтобы отходы хранились до 7 дней. Но в случае отсутствия по каким-либо причинам нового Контракта, Заказчик будет вынужден вернуть холодильное оборудование по Контракту, который окончил свое действие. Тогда Заказчик не сможет не только собирать отходы, так как товары уже не поставляются, а он отдельно их не закупил, но и хранить отходы.
3-й этап - обеззараживание (обезвреживание) отходов подразумевает проведение работниками медицинской организации обеззараживания (обезвреживания) отходов для подготовки их к 4 этапу. Транспортировать медицинские отходы классов Б и В запрещено без предварительного обеззараживания (обезвреживания). На данном этапе по-прежнему принимает участие только медицинская организация.
4-й этап - транспортирование отходов с территории организации, образующей отходы. Именно на этом этапе при централизованном методе утилизации медицинских отходов вступает Исполнитель. В данном случае, Заказчик использует именно централизованный метод. Исполнитель принимает у Заказчика (медицинской организации) отходы, транспортирует их к месту, где будет производится 5 этап.
5-й этап - размещение, обезвреживание или утилизация медицинских отходов. Этот этап также осуществляется только Исполнителем при централизованном методе утилизации.
Из приведенного списка этапов в соответствии с СанПиНом 2.1.3684-21 и их детального рассмотрения следует, что за этапы с 1 по 3 несет ответственность исключительно Заказчик и осуществляет их самостоятельно без участия Исполнителя, но именно такими этапами предусмотрено использование товаров, которые Заказчик считает сопутствующими, однако они не связаны функционально и технологически с услугами по организации сбора, транспортировки и утилизации медицинских отходов, а именно такую услуг закупает Заказчик.
Все емкости, контейнеры, пакеты и холодильное оборудование необходимы Заказчику для непрерывного функционирования его организации, что делает поставку таких товаров отдельной закупкой.
СанПиН 2.1.3684-21 устанавливает, что при наличии холодильного оборудования для хранения медицинских отходов, они могут вывозиться на утилизацию 1 раз в неделю. В случае если, Исполнитель по контракту не сможет по каким-то причинам оказывать услуги или обанкротится в период действия Контракта и не сможет забирать и вывозить у Заказчика отходы для их дальнейшей утилизации, у Заказчика будет еще целая неделя для заключения контракта с единственным поставщиком, по которому услуга будет оказываться до момента одностороннего расторжения действующего Контракта, объявления новой процедуры и заключения нового Контракта. Таким образом, имея отдельно закупленные расходные материалы, пакеты, контейнеры, емкости для медицинских отходов и свое холодильное оборудование Заказчик обеспечит себе непрерывное функционирование.
Расходные материалы (одноразовые пакеты, многоразовые контейнеры, емкости и холодильное оборудование) функционально и технологически не связаны между собой.
Функциональная и технологическая связь определяется в каждом конкретном случае (позиция Минфина РФ) исходя из рода товаров и услуг, их применения, их оборота и т.д. Собирать и хранить отходы можно целую неделю, не имея при этом возможности их вывоза и утилизации. Следовательно, одно без другого может осуществляться.
Таким образом, Заказчик объединил в один лот услуги и поставку товара в электронном аукционе функционально и технологически не связанных между собой, что ограничивает Участников закупки.
Данная позиция подтверждается письмом ФАС России от 27.12.2022 NПИ/117065/22 где в действиях Заказчика, выразившихся в объединении в один лот технологически и функционально не связанных услуг по обращению с медицинскими отходами указанных видов деятельности с поставкой морозильного, холодильного оборудования приводит к ограничению конкуренции.
Заказчик, устанавливая поставку товарно-материальных ценностей в рамках проводимой закупки не указал ссылки на позицию КТРУ, которой соответствует товар:
Количество емкостей: |
контейнер с крышкой желтого цвета с маркировкой "отходы класса Б" |
контейнер с крышкой 240л - 8 шт |
контейнер с крышкой 12 л - 83 шт |
контейнер с крышкой 35 л - 6 шт |
контейнер с крышкой 50 л - 2 шт |
(многоразовая тара должна соответствовать СанПиН 2.1.3684-21) |
Описание объекта закупки составлено с нарушениями требований Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 (далее - Правила использования КТРУ), а именно, в Описании объекта закупки отсутствует информация о соответствующих позициях КТРУ.
В КТРУ включена следующая позиция:
Согласно ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с п.3 письма ФАС России от 19.06.2019 N МЕ/51304/19, письмом Минфина России от 13.02.2020 N 24-03-07/9746 в случае осуществления закупки товаров, работ или услуг, информация о которых включена в КТРУ, описание объекта осуществляется по соответствующей позиции КТРУ.
Заказчиком в нарушение п. 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не использовано описание товара, включенное в соответствующие позиции КТРУ.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Ермакова А.М. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика- ГБУЗ "Ленинградская ЦРБ" нарушение ч.2 ст.8, ч.6 ст.23, п.1) ч.1 ст.33, ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ГБУЗ "Ленинградская ЦРБ" (комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 25 марта 2024 г. N 023/06/33-1407/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.03.2024