Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия),
рассмотрев сведения, представленные ГБУЗ "ДККБ" МЗ КК, о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "ЦЕНТР КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ" по результатам проведения электронного аукциона: "Выполнение комплекса услуг по разработке системы защиты информации значимых объектов критической информационной инфраструктуры" (извещение: N 0818500000823007552),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступили сведения ГБУЗ "ДККБ" МЗ КК (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "ЦЕНТР КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ" (далее - Подрядчик) по результатам проведения электронного аукциона: "Выполнение комплекса услуг по разработке системы защиты информации значимых объектов критической информационной инфраструктуры" (извещение: N 0818500000823007552).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.11.2023 NИЭА1 ООО "ЦЕНТР КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ" признано победителем закупки.
04.12.2023 между ГБУЗ "ДККБ" МЗ КК и ООО "ЦЕНТР КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ" заключен контракт на сумму 1 268 999,89 рублей.
07.03.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчиком предоставлены сведения в соответствии с ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе.
- победитель закупки: Общество с ограниченной ответственностью "ЦЕНТР КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ";
- адрес: 454076, г. Челябинск, ул. Генерала Мартынова, д. 3, пом. 1;
- ИНН: 7448223757, КПП: 744801001.
Рассмотрев представленные сведения, Комиссия пришла к следующим выводам.
ГБУЗ "ДККБ" МЗ КК проводился электронный аукцион: "Выполнение комплекса услуг по разработке системы защиты информации значимых объектов критической информационной инфраструктуры" (извещение: N 0818500000823007552).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.11.2023 NИЭА1 ООО "ЦЕНТР КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ" признано победителем закупки.
04.12.2023 между ГБУЗ "ДККБ" МЗ КК и ООО "ЦЕНТР КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ" заключен контракт на сумму 1 268 999,89 рублей.
Согласно п.1.1 контракта Исполнитель обязуется оказать Заказчику выполнение комплекса услуг по разработке системы защиты информации значимых объектов критической информационной инфраструктуры (код ОКПД2 - 74.90.20.149) (далее - услуги) в объеме и с характеристиками согласно спецификации (Приложению N 1) и техническому заданию (Приложение N 2), перечню организационно-распорядительных документов, регламентирующих правила и процедуры обеспечения безопасности значимого объекта (Приложение N3), являющимися неотъемлемой частью настоящего контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить указанные услуги в порядке и размере, установленном настоящим контрактом.
В соответствии с п.3.1 контракта Исполнитель обязан оказать услуги в течение срока: с даты заключения контракта по 15 февраля 2024 года включительно.
В силу п. 1.2 контракта результатом оказанных услуг является предоставление Заказчику организационно-распорядительных документов, регламентирующих правила и процедуры обеспечения безопасности значимого объекта:
- Концепция обеспечения безопасности ЗОКИИ;
- План мероприятий по обеспечению безопасности КИИ;
- Правила безопасной работы при эксплуатации ЗОКИИ;
- Приказ об обеспечении безопасности ЗОКИИ;
- Приказ об установлении границ контролируемой зоны ЗОКИИ;
- Регламент обеспечения безопасности ЗОКИИ;
- Приказ о создании системы безопасности ЗОКИИ;
- Регламент реагирования на компьютерные инциденты.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В обращении о включении ООО "ЦЕНТР КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Заказчик указывает на следующие обстоятельства.
15.02.2024 Исполнитель сформировал и направил Заказчику с использованием единой информационной системы (далее - ЕИС) документ о приемке, выставил счет на оплату услуг на сумму 1 268 999,89 рублей.
Исполнитель 16.02.2024 направил по адресу электронной почты Заказчика требуемые пунктом 1.2. Контракта организационно-распорядительные документы, регламентирующие правила и процедуры обеспечения безопасности значимого объекта.
В связи с тем, что представленные Исполнителем документы не соответствовали требованиям контракта, в том числе, Приложениям к контракту, 20.02.2024 Заказчик сформировал с использованием ЕИС и разместил в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приемке.
Причины отказа Заказчиком отражены в заключении N 1 проведения экспертизы результатов, предусмотренных контрактом.
22.02.2024 Исполнителем на электронную почту Заказчика направлен пакет документов с исправлениями, и передан представителем Исполнителя на бумажном носителе Заказчику.
22.02.2024 Исполнителем выставлен счет на оплату через ЕИС.
26.02.2024 на электронную почту Исполнитель направил дополнительный пакет документов.
28.02.2024 Заказчик сформировал и разместил в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин отказа, указанных в заключении N 2 проведения экспертизы результатов, предусмотренных контрактом.
01.03.2024 представитель Исполнителя передал Заказчику в бумажном виде пакет документов, предусмотренных п. 1.2. Контракта, также Исполнитель сформировал в ЕИС исправленный документ о приемке N 2.
Заказчик пояснил, что представленные Исполнителем документы не соответствуют требованиям, указанным в контракте, требованиям законодательства Российской Федерации в области защиты информации.
В связи с чем, 06.03.2024 Заказчик сформировал и разместил в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин отказа, указанных в заключении N 3 проведения экспертизы результатов, предусмотренных контрактом.
По состоянию на 07.03.2024 Исполнителем не устранены замечания, являющиеся существенными и указанные в мотивированном отказе, не оказаны качественные услуги, предусмотренные Контрактом.
Заказчиком для проверки предоставленных исполнителем результатов услуг в части их соответствия условиям контракта привлечена к проведению экспертизы результатов услуг экспертная организация ООО "ИСА" на основании договора N24ПД от 06.03.2024.
В соответствии с экспертным заключением ООО "ИСА" о результатах проверки N 00642276.00001-3 от 14.03.2024 по результатам оценки установлено следующее:
1. Разработка документации, предусмотренной контрактом в соответствии с действующим законодательством в области защиты информации, проведена не в полном объеме.
2. Анализ исходных данных и предварительное ознакомление с ЗОКИИ Заказчика проведены не в полном объеме.
19.03.2024 Заказчиком сформирован и размещен в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин отказа, указанных в заключении N 4 проведения экспертизы результатов, предусмотренных контрактом.
Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством (п.11.6 контракта).
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
07.03.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
07.03.2024 Заказчиком размещена информация в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе).
Согласно пояснениям ООО "ЦЕНТР КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ", Исполнителем услуги в рамках заключенного Контракта оказывались надлежащим образом.
Услуги оказаны Исполнителем 15 февраля 2024 года, в сроки, предусмотренные условиями Контракта.
Результат оказанных услуг представлен Заказчику, соответствующая информация размещена в ЕИС.
11 марта 2024 года Исполнителем в ЕИС размещен исправленный Акт оказанных услуг, в котором устранены предъявленные Заказчиком замечания.
В соответствии с п. 1.2. Контракта, результатом оказанных услуг является предоставление Заказчику организационно-распорядительных документов, регламентирующих правила и процедуры обеспечения безопасности значимого объекта:
Концепция обеспечения безопасности ЗОКИИ;
План мероприятий по обеспечению безопасности КИИ;
Правила безопасной работы при эксплуатации ЗОКИИ;
Приказ об обеспечении безопасности ЗОКИИ;
Приказ об установлении границ контролируемой зоны ЗОКИИ;
Регламент обеспечения безопасности ЗОКИИ;
Приказ о создании системы безопасности ЗОКИИ;
Регламент реагирования на компьютерные инциденты.
В соответствии с п. 4.1.11. Контракта Исполнитель обязуется разработать и передать организационно-распорядительную документацию по безопасности значимых объектов согласно перечня (Приложению N 3) при помощи средств телекоммуникации посредством направления на адрес электронной почты Заказчика: ivc@dkkb-kk.ru.
ООО "ЦЕНТР КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ" пояснило, что необходимые документы направлены Заказчику в порядке, предусмотренной Контрактом.
Замечания, предъявляемые Заказчиком в Заключениях, Обществом устранялись в регламентированные сроки.
Ввиду устранения предъявленных замечаний Исполнителем, в адрес Заказчика повторно направлен ответ на решение 14 марта 2024 года, в котором обозначены следующие просьбы Заказчику: отменить принятое Решение от 07 марта 2024 года, принять результат оказанных услуг и оплатить его.
19 марта 2024 года в ЕИС Заказчиком размещено экспертное заключение о результатах проверки, подготовленное ООО "ИСА", лицензия на деятельности по технической защите конфиденциальной информации N2 Л024-00107-77/00642276 (виды работ, услуг по лицензируемому виду деятельности а; б; г; д; е) от "01" марта 2023 г., срок действия лицензии - бессрочно.
ООО "ЦЕНТР КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ" не согласно с экспертным заключением.
В свою очередь Исполнителем пакет документации направлен для оценки комплекта документов в Управление ФСБ России по Челябинской области (исх. N 16/03 от 14 марта 2024 года).
На дату рассмотрения Обращения (25.03.2024) заключение в материалы дела не представлено.
ООО "ЦЕНТР КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ" представлена в материалы дела Рецензия на Экспертное заключение о результатах проверки N00642276.00001-3 от 14 марта 2024 года от Федерального государственного унитарного предприятия "Главный научно-исследовательский вычислительный центр" Управления делами Президента Российской Федерации, в которой содержатся следующие выводы:
1. Экспертное заключение о результатах проверки N00642276.00001-3 от парта 2024 года содержит нарушения требований современных методик проведения экспертизы и законодательства, проявляющиеся в том числе:
отсутствие описания примененной методики;
отсутствие результатов опроса сотрудников;
отсутствие обоснованности выводов;
наличие многочисленных неясностей и противоречий;
проведение исследований не в полном объеме.
2. Экспертное заключение о результатах проверки N00642276.00001-3 от 14 марта 2024 года не соответствует требованиям достаточности, ясности и полноты исследования, в ходе исследования и выводах присутствуют противоречия.
Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением подрядчиком условий контракта не является безусловным основанием для включения сведений о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков). В каждом конкретном случае антимонопольный орган дает оценку действиям подрядчика на предмет принятия им достаточных и разумных мер для надлежащего исполнения контракта.
При рассмотрении вопроса о законности решения антимонопольного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2015 N 301-КГ15-632).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение от исполнения контракта, которое свидетельствует о недобросовестном поведении (определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.02.2016 N 305-КГ15-19295).
При применении санкции учитывается характер правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя и иные существенные для такого нарушения обстоятельства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2023 N 301-ЭС23-9136).
Решение о включении (не включении) сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта принимается контрольным органом в сфере закупок в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела и представленных заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документов и доказательств (Письмо Федеральной антимонопольной службы от 12 марта 2019 г. N ИА/18794/19 "По вопросам рассмотрения обращений о включении сведений об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
В силу п. 15 постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078
"О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Изучив представленные материалы, Комиссия Краснодарского УФАС России пришла к выводу о том, что односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, не является безусловным основанием для включения сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку в настоящем случае установлена добросовестность Исполнителя, принятие им мер, направленных на исполнение контракта, в том числе регулярное исправлении ошибок, уведомление заказчика о действиях, устранения ошибок для продолжения дальнейшей работы (Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции дело N А32-19223/2023).
Доказательств наличия в действиях исполнителя признаков недобросовестности на стадии исполнения рассматриваемого контракта в материалы дела не представлено.
В связи с чем информация в отношении ООО "ЦЕНТР КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ" не подлежит включению в Реестр.
Согласно ч.2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ГБУЗ "ДККБ" МЗ КК в отношении ООО "ЦЕНТР КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ" (ИНН: 7448223757, КПП: 744801001), не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 25 марта 2024 г. N РНП-23-213/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.03.2024