Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "ОРОС Групп" (далее - Заявитель) на действия ГКУ ФГБОУ "ВДЦ "Орлёнок" при проведении электронного аукциона: "Поставка и ввод в эксплуатацию комплекса рентгеновского" (извещение N 0318100047924000033) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что Заказчиком ошибочно выбран код ОКПД2, который не соответствует "Объекту закупки". Заявитель считает, что Заказчик должен был установить КТРУ 26.60.11.113-00000094 и 26.60.11.113-00000095, которые соответствуют предмету закупки.
Заказчиком представлены письменные пояснения. С доводами жалобы не согласен.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФГБОУ "ВДЦ "Орлёнок" проводился электронный аукцион: "Поставка и ввод в эксплуатацию комплекса рентгеновского" (извещение N 0318100047924000033).
Начальная (максимальная) цена контракта - 15 000 000,00 руб.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно подпункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 145) установлено, что под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.
Подпунктом "а" пункта 10 Постановления N 145 установлено, что в позицию каталога включается следующая информация:
а) код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил.
Пунктом 12 Постановления N 145 установлено, что код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Заказчиком в целях описания объекта закупки, выбран ОКПД2 26.60.11.113.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Заказчиком в извещении установлены ограничения, предусмотренные ст.14 Закона о контрактной системе:
Ограничения | ||||||
1 Запрет на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными ст. 14 Закона N 44-ФЗ | ||||||
Дополнительная информация к ограничению отсутствует | ||||||
|
Согласно "Описанию объекта закупки" Заказчику требуется: "Аппараты рентгенографические", ОКПД2 26.60.11.113.
Вышеуказанный код входит в Перечень ПП РФ N878.
На основании ч.5 ст.42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
15.03.2024 г. Заказчику был направлен запрос о разъяснении положений извещения электронного аукциона.
В установленные Законом сроки Заказчиком дан ответ:
В каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) включены позиции с кодом 26.60.11.113-00000094, 26.60.11.113-00000095, 26.60.11.113-00000096, 26.60.11.113-00000097, 26.60.11.113-00000098 соответствующие кодам вида МИ 191220.
Аппараты рентгеновские на два рабочих места относятся к коду общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД2) - 26.60.11.113 "Аппараты рентгенографические".
При этом аппараты рентгенографические с кодом ОКПД2 26.60.11.113 включены в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 (далее - Перечень радиоэлектронной продукции).
Соответственно, при осуществлении закупки данных аппаратов требуется установить ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Исходя из положений подпункта "а" пункта 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила использования КТРУ), заказчик не вправе указывать дополнительные характеристики в случае осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в Перечень радиоэлектронной продукции, и в отношении которой установлено ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Пунктом 7 Правил использования КТРУ установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в КТРУ отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ заказчик при описании объекта закупки руководствуется следующими правилами:
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки;
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно части 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из вышеизложенного, описание объекта закупки должно быть сформулировано таким образом, чтобы, с одной стороны, обеспечить приобретение товара с необходимыми заказчику характеристиками и довести до участников сведения о характеристиках требуемого товара, в наибольшей степени удовлетворяющих потребности заказчика, а, с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Следовательно, при описании объекта закупки - медицинского оборудования заказчик, прежде всего, руководствуется своими потребностями в целях оказания качественной медицинской помощи пациентам. Подчеркиваем, что ФГБОУ ВДЦ "Орленок" (далее- Центр) является социально-значимым объектом, на территории которого одномоментно находится до 3500 тыс. детей из всех регионов Российской Федерации без сопровождения родителей. Ответственность за жизнь и здоровье детей в период их пребывания в Центре несет исключительно Центр. В этой связи диагностические мероприятия любого характера, в том числе рентгенодиагностические, в отношении детей должны быть проведены Центром максимально качественно и в краткие сроки. В особенности это касается эпидемиологически значимых случаев (дифференциальная диагностика бронхита и вирусной пневмонии и т.д.).
При подготовке описания объекта закупки на поставку аппарата рентгеновского на два рабочих места проведен анализ рынка аппаратов рентгеновских на два рабочих места, зарегистрированных в установленном порядке на территории Российской Федерации, а также анализ характеристик в КТРУ.
В ходе проведенного анализа выявлено несоответствие характеристик, установленных в КТРУ, потребности заказчиков с приведенной таблицей.
Кроме того, указание одной характеристики "пространственное разрешение, пар линий/мм" недостаточно для описания потребности заказчика. В КТРУ не указаны характеристики излучателя, рентгеновского питающего устройства, отсутствует описание типа приемника рентгеновского изображения. При этом заказчику к поставке необходим только полноформатный цифровой приемник рентгеновского изображения. При обзорном снимке органов грудной клетки крупного пациента легкие не поместятся на снимок целиком - обрежутся синусы, в связи с этим необходимо значение рабочего поля от 35х43 см и более.
Для проведения полноценного исследования также необходимо указать такие параметры как:
Количество пикселей, шт. |
Установлено Заказчиком в соответствии с ГОСТ Р 57084-2016 п.7.1 и для получения цифровых рентгеновских снимков диагностического качества в высоком разрешении |
- продольное перемещение ЭСУ |
Продольное перемещение ЭСУ обеспечивает увеличение продольной области исследования |
Штатив для рентгенографии минимальное расстояние от пола до оси вращения стрелы излучателя- максимальное расстояние от пола до оси вращения стрелы излучателя |
для учета требований к минимальному и максимальному расстоянию от пола до центра приемника рентгеновского изображения стойки для вертикальной рентгенографии (п.6.2.2.2 прим.2) |
Стойка для вертикальной рентгенографии - минимальное расстояние от пола до центра приемника рентгеновского изображения - максимальное расстояние от пола до центра приемника рентгеновского изображения |
ГОСТ Р 55772-2021 п. 6.2.3.1 Для выполнения исследований любых областей в прямых и наклонных проекциях |
- разрядность аналого-цифрового преобразователя |
Установлено Заказчиком в соответствии с ГОСТ Р 57084-2016 п.7.1 для получения изображения с широким диапазоном отображаемых плотностей |
- скорость вращения анода рентгеновской трубки, об/мин |
Установлено Заказчиком в соответствии с ГОСТ Р 55772-2021 п. 6.2.2.3 для меньшего нагрева трубки и повышения надежности аппарата. |
При этом важно отметить, что многие из вышеуказанных характеристик, отсутствующих в описании КТРУ, присутствуют в "ГОСТ Р 55772-2021 Изделия медицинские электрические. Комплексы рентгеновские цифровые для просвечивания и снимков. Технические требования для государственных закупок" (далее - ГОСТ Р 55772-2021)
Таким образом, на основании пункта 7 Правил использования КТРУ и ввиду того, что в КТРУ отсутствуют позиции, которые в полной мере удовлетворяют потребностям заказчика, описание объекта закупки на поставку аппарата рентгеновского на два рабочих места подготовлено в соответствии с положениями статьи 33 Закона N 44-ФЗ и содержит характеристики аппарата рентгеновского на два рабочих места согласно требованиям ГОСТ Р 55772-2021.
Согласно п.4 Правил 145 Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно "Описанию объекта закупки" Заказчиком установлен код ОКПД2 26.60.11.113.
Согласно сведений из ЕИС есть соответствующий КТРУ 26.60.11.113-00000094 "Система рентгеновская диагностическая стационарная общего назначения, цифровая", КТРУ 26.60.11.113-00000095 "Система рентгеновская диагностическая стационарная общего назначения, цифровая" применение данного КТРУ обязательно с 01.01.2023 г.
Заказчик не применил обязательные для применения позиции КТРУ 26.60.11.113-00000094 или 26.60.11.113-00000095, которые соответствуют предмету закупки, так как при описании объекта закупки Заказчик не вправе указать какие-либо характеристики, кроме перечисленных в позиции КТРУ из-за ограничений, установленных в закупке ПП РФ N878.
Таким образом, в случае применения ограничений, установленных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 878), заказчик не вправе указывать дополнительные функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги при закупке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
В обоснование неприменения КТРУ заказчик пояснил, что КТРУ 26.60.11.113-00000094 или 26.60.11.113-00000095 не могут быть применены, так как не отражают всего перечня необходимых заказчику свойств и характеристик.
По смыслу п.7 Правил его применение обусловлено отсутствием в каталоге кода закупаемого товара как такового. Иное толкование по своей сути исключает целесообразность классификации товаров в принципе, поскольку предметом каждой закупки выступает конкретный товар (работа, услуга), обусловленный потребностями заказчика, тогда как классифицирование призвано унифицировать его характеристики и предъявляемые требования с целью рационализации как процедуры закупок в целом, так и обеспечения доступа к таковой максимального количества потенциальных претендентов и обеспечить конкурентные условия ее проведения (Постановление 19-го арбитражного апелляционного суда от 28.02.2022 по делу NА48-9099/2021, Постановление 20-го арбитражного апелляционного суда А23-6210/2022 от 04.05.2023). Из письма Минфина России от 12.07.2022 N24-03-07/67085 следует, что описание позиций каталога формируется по результатам анализа всех характеристики всех конкретных зарегистрированных медицинских изделий, содержащихся в соответствующих регистрационных досье.
Таким образом, заказчиком в нарушение ч.6 ст.23, п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, Правил при описании товара не использовалась позиция КТРУ с обязательными характеристиками. Использование кода ОКПД2 вместо КТРУ свидетельствует о намерении заказчика обойти требования законодательства относительно применения КТРУ и использовать характеристики, не предусмотренные КТРУ.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ОРОС Групп" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - ФГБУ "ВДЦ" "Орлёнок" нарушение ч.3 ст.7, ч.6 ст.23, п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ФГБУ "ВДЦ" "Орлёнок" (комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 25 марта 2024 г. N 264/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.03.2024