Комиссия Краснодарского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Комиссия) в составе:
в отсутствие представителя ИП Ермакова А.М., в отсутствие представителя ГБУЗ "Каневская ЦРБ", рассмотрев жалобу ИП Ермакова А.М. (далее Заявитель) на действия заказчика - ГБУЗ "Каневская ЦРБ" при проведении электронного аукциона: "Оказание услуг по сбору, транспортированию и обезвреживанию медицинских отходов классов "А", "Б" (патологоанатомические отходы), "Б" "В" (обеззараженных физическим методом)" (извещение N 0318300009224000073) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Краснодарское УФАС России поступила жалоба ИП Ермакова А.М., согласно которой заказчиком допущено нарушение Закона о контрактной системе: заказчик в документации сократил количество допустимых к применению участником закупки термическое уничтожение медицинских отходов при оказании услуг, по сравнению с установленными СанПин 2.1.3684-21. Заказчиком необоснованно исключен физический метод, химический метод обеззараживания медицинских отходов класса Б и В, технологии утилизации, в том числе с сортировкой отходов, после предварительного аппаратного обеззараживания медицинских отходов класса Б и В. То есть, если установка для обеззараживания медицинских отходов участника закупки работает на исключенных заказчиком физических методов, он не сможет принять участие в закупочной процедуре.
Заказчиком предоставлены письменные пояснения, согласно которым при размещении закупки исходил из своих потребностей и применением наилучших доступных технологий.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГБУЗ "Каневская ЦРБ" МЗ КК в ЕИС 13.03.2024 размещено извещение о проведении электронного аукциона: "Оказание услуг по сбору, транспортированию и обезвреживанию медицинских отходов классов "А", "Б" (патологоанатомические отходы), "Б" "В" (обеззараженных физическим методом)" (извещение N 0318300009224000073) с НМЦК 600 000,00 рублей.
В соответствии с п.1) ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В Описании объекта закупки заказчиком установлено:
3. Обезвреживание отходов - обработка отходов с применением технологий, ведущих к утрате всех опасных свойств отходов в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.
Обезвреживание (термическое уничтожение) медицинских отходов классов "А", "Б" (патологоанатомические отходы), "Б" и "В" (обеззараженных физическим методом), осуществляется централизованным способом на объекте (мусоросжигательный завод).
СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" устанавливает следующие методы обеззараживания и (или) обезвреживания медицинских отходов классов Б и В, применяемые при наличии специального оборудования - установок для обеззараживания медицинских отходов:
- физический метод обеззараживания медицинских отходов классов Б и В, включающий воздействие водяным насыщенным паром под избыточным давлением, высокой температурой, в том числе плазмой, радиационным, электромагнитным излучением, применяется при наличии специального оборудования - установок для обеззараживания медицинских отходов;
- химический метод обеззараживания медицинских отходов классов Б и В, включающий воздействие растворами дезинфицирующих средств, обладающих бактерицидным (включая туберкулоцидное), вирулицидным, фунгицидным (спороцидным - по мере необходимости) действием в соответствующих режимах; применяется с помощью специальных установок или способом погружения отходов в промаркированные емкости с дезинфицирующим раствором в местах их образования;
- термическое уничтожение медицинских отходов классов Б и В может осуществляется децентрализованным способом (инсинераторы или другие установки термического обезвреживания, предназначенные к применению в этих целях).
Термическое уничтожение обеззараженных медицинских отходов классов Б и В может осуществляться централизованным способом (мусоросжигательный завод);
- применение технологий утилизации, в том числе с сортировкой отходов, возможно только после предварительного аппаратного обеззараживания медицинских отходов класса Б и В физическими методами.
Таким образом, Заказчик в документации необоснованно сократил количество допустимых к применению участником закупки термическое уничтожение медицинских отходов при оказании услуг, по сравнению с установленными СанПиН 2.1.3684-21. Так, Заказчиком необоснованно исключен физический метод, химический метод обеззараживания медицинских отходов классов Б и В, технологии утилизации, в том числе с сортировкой отходов, после предварительного аппаратного обеззараживания медицинских отходов класса Б и В. То есть, если установка для обеззараживания медицинских отходов участника закупки работает на одном из исключенных Заказчиком физических методов, он не сможет принять участие в закупочной процедуре.
Следовательно, сокращение Заказчиком в документации количества допустимых СанПиН 2.1.3684- 21 термических методов обеззараживания отходов при оказании услуг нарушает п.1) ч.1 ст.33
Так же Разделом "Описание объекта закупки установлено:
Осуществление деятельности по обезвреживанию (термическому уничтожению) медицинских отходов классов "А", "Б" (патологоанатомические отходы), "Б" и "В" (обеззараженных физическим методом), должно осуществляться с применением наилучших доступных технологий.
Объект, оказывающий значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящийся к областям применения наилучших доступных технологий, должен соответствовать I категории.
Применение технологических процессов, оборудования, технических способов, методов, обезвреживания (термического уничтожения) должно соответствовать национальной системе стандартизации ИТС 9-2020 "Утилизация и обезвреживание отходов термическими способами", ГОСТ Р 56828.17-2017 Наилучшие доступные технологии "Ресурсосбережение. Стратегии и методы термической обработки опасных отходов", а также в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обезвреживания отходов термическими способами.
К объектам, предназначенным для уничтожения отходов термическим способом, должны относиться такие объекты, на которых применяются наилучшие доступные технологии, которые оказывают значительное негативное воздействие на окружающую среду, а также на которых используется сложное технологическое оборудование имеющее положительное заключение государственной экологической экспертизы, эксплуатация которого должна осуществляться с четким соблюдением технологических режимов, с регулярным обслуживанием оборудования, совершенствованием технических и технологических процессов.
Земельный участок объекта предназначенного для уничтожения отходов термическим способом, должен иметь вид разрешенного использования для обезвреживания (термического уничтожения) медицинских отходов, биологических отходов, радиоактивных отходов, веществ, разрушающих озоновый слой, а также размещение объектов размещения отходов, захоронения, хранения, обезвреживания таких отходов (скотомогильников, мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов, полигонов по захоронению и сортировке бытового мусора и отходов).
Заказчик и Исполнитель, после каждой отгрузки, подписывают двухсторонний акт приема-передачи отходов на обезвреживание (термическое уничтожение).
После обезвреживания медицинских отходов класса "А", "Б" (патологоанатомические отходы), "Б" и "В" (обеззараженных физическим методом), но не реже одного раза в месяц, Исполнитель предоставляет Заказчику "Акт об обезвреживании (термическом уничтожении)" с указанием количества термически уничтоженных медицинских отходов, применяемого оборудования для обезвреживания медицинских отходов, места и даты обезвреживания.
В силу ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 4.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды" объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на категории: по обеззараживанию и (или) обезвреживанию, в том числе термическим способом, биологических и (или) или медицинских отходов могут относится к объектам 1 категории - объекты, оказывающие значительное НВОС с проектной мощностью 10 тонн в сутки и более и объекты 2 категории - объекты, оказывающие умеренное НВОС, с проектной мощностью менее 10 тонн в сутки, что ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, Описание объекта закупки извещения составлено и размещено с нарушением п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 КоАП.
На участие в закупке подано 8 заявок, все заявки допущены.
Комиссия, руководствуясь ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Ермакова А.М. обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - ГБУЗ "Каневская ЦРБ" МЗ КК нарушение п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что допущенное нарушение на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не повлияло предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N N 0318300009224000073).
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 26 марта 2024 г. N 274/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.03.2024