Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Балтыковой Е.М. - заместителя руководителя - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Астраханского УФАС России (далее - Управление);
членов комиссии:
Умеровой Р.Р.- главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Теосевой Е.И. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в отсутствие заявителя индивидуального предпринимателя Зубко Б.Л. (далее также - Заявитель), в присутствии представителей государственного заказчика ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Астрахань) (далее также - Заказчик) Авдеевой Т.Г. (доверенность) и Гутник М.И. (доверенность), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для рентгенэндоваскулярной хирургии (реестровый N 0325100016024000136), на основании ст.99, ст.105, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 18.03.2024 поступила жалоба ИП Зубко Б.Л. на действия государственного заказчика ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Астрахань) при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для рентгенэндоваскулярной хирургии (реестровый N 0325100016024000136) (далее - электронный аукцион).
Согласно жалобе Заказчик в нарушение ч. 4 ст. 29 Закона о контрактной системе включил в объект закупки товары, включенные в перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества организациям инвалидов, и не включенные в него.
Рассмотрение жалобы было назначено на 10 часов 30 минут 22.03.2024.
В рассмотрении жалобы объявлялись перерывы до 14 часов 30 минут 22.03.2024, 13 часов 30 минут 25.03.2024 и 15 часов 30 минут 25.03.2024.
Заявитель участие в рассмотрении жалобы не принимал, представители Заказчика Авдеева Т.Г. (доверенность) и Гутник М.И. (доверенность) принимали участие во всех заседаниях Комиссии.
До перерыва на 15 часов 30 минут 25.03.2024 жалобу рассматривала Комиссия Управления в составе председателя Комиссии заместителя руководителя - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Балтыковой Е.М., членов Комиссии - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Умеровой Р.Р. и специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Крупиной Е.М.
После объявления указанного перерыва вместо специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Крупиной Е.М. обязанности члена Комиссии исполняла главный специалист-эксперт отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Теосева Е.И.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
11.03.2024 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) Заказчиком размещено извещение о проведении электронного аукциона (далее также - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 459 000,00 руб.
Объектом закупки является поставка расходных материалов для рентгенэндоваскулярной хирургии.
Согласно извещению Заказчиком установлены преимущества организациям инвалидов в соответствии со ст. 29 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 29 Закона о контрактной системе в случае заключения по результатам применения конкурентных способов контракта с участником закупки, являющимся организацией инвалидов, цена контракта, цена каждой единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) увеличивается на пятнадцать процентов соответственно от цены контракта, предложенной таким участником закупки, от цены единицы товара, работы, услуги, определенной в соответствии с настоящим Федеральным законом на основании предложения такого участника о сумме цен единиц товара, работы, услуги. Предусмотренное настоящей частью увеличение не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, начальные цены единиц товара, работы, услуги.
В силу ч. 3 ст. 29 Закона о контрактной системе перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества в соответствии с настоящей статьей, утверждается Правительством Российской Федерации.
Указанный перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 08.12.2021 N 3500-р "Об утверждении перечней товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества участникам закупки, являющимися учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы, организацией инвалидов в соответствии со статьями 28 и 29 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Перечень).
Перечень содержит указание на коды товаров по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (ОКПД2) и соответствующие им наименования товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых применяются преимущества согласно ст. 29 Закона о контрактной системе.
При этом в силу ч. 4 ст. 29 Закона о контрактной системе объектом закупки не могут быть товары, работы, услуги помимо товаров, работ, услуг, включенных в перечень, предусмотренный частью 3 настоящей статьи.
В Перечень включены товары, в том числе, с кодом ОКПД2 32.50.50 (п. 96 Перечня).
Поскольку в ОКПД 2 использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования, то Перечень включает в себя коды всех категорий и подкатегорий, входящих в код вида 32.50.50.
Согласно Извещению в объект закупки Заказчиком включены стенты для повздошной артерии и стент для периферических артерии, относящиеся к коду по ОКПД2 32.50.50.190 (позиции 1 - 5 приложения N 3 к Извещению "Описание объекта закупки"), которые, как выше указано, включены в Перечень.
При этом в объект закупки Заказчиком включены также следующие товары:
- стент для периферических артерий, металлический непокрытый, код позиции КТРУ 32.50.50.000-00139 (поз. 6 приложения N 3 к Извещению "Описание объекта закупки");
- стент для периферических артерий, металлический непокрытый, код позиции КТРУ 32.50.50.000-00126 (поз. 7 приложения N 3 к Извещению "Описание объекта закупки");
- стент для периферических артерий, металлический непокрытый, код позиции КТРУ 32.50.50.000-00116 (поз. 7 приложения N 3 к Извещению "Описание объекта закупки").
В Извещении для таких товаров Заказчик указал код по ОКПД2 32.50.50.000.
Однако приказом Росстандарта от 29.12.2018 N 1190-ст указанный код исключен с 01.01.2021.
Кроме того, согласно справочной информации, указанной в Каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), правила формирования, ведения и использования которого утверждены постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", позициям КТРУ 32.50.50.000-00139, 32.50.50.000-00126 и 32.50.50.000-00116 соответствуют коды по ОКПД2 32.50.22.190 "Протезы органов человека, не включенные в другие группировки" и 32.50.22.195 "Стенты".
При этом коды по ОКПД2 32.50.22.190 и 32.50.22.195 отсутствуют в Перечне.
Таким образом, Заказчик, объединив в один объект закупки товары, включенные в Перечень и не включенные в него, нарушил ч. 4 ст. 29 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения жалобы представители Заказчика не согласились с нарушением ч. 4 ст. 29 Закона о контрактной системе, указав, что в силу требований законодательства о контрактной системе Заказчик обязан был применить коды позиций КТРУ, которые формируются на основе кодов ОКПД2. Поскольку коды позиций КТРУ 32.50.50.000-00139, 32.50.50.000-00126 и 32.50.50.000-00116 начинаются с числового обозначения 32.50.50.000, то, по мнению Заказчика, позициям КТРУ соответствует именно код по ОКПД2 32.50.50.000. Также представители Заказчика указали, что содержащуюся в КТРУ справочную информацию о кодах ОКПД2 Заказчик применять не обязан.
Однако, во-первых, как было указано выше, код по ОКПД2 32.50.50.000 исключен с 01.01.2021.
Во-вторых, Комиссия отмечает, что применять позиции КТРУ при описании объекта закупки Заказчик действительно был обязан в силу ч. 6 ст. 23, п. 5 ч. 1 ст. 42, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе. Обязанность указывать в описании объекта закупки справочную информацию на Заказчика действительно действующим законодательством не возложена.
Однако указанное не свидетельствует об отсутствии нарушения ч. 4 ст. 29 Закона о контрактной системе, поскольку в данном случае нарушение касается не описания объекта закупки, а применения преференций для организаций инвалидов.
При применении указанных преференций, в том числе при объединении товаров в одну закупку, Заказчик должен руководствоваться именно кодами товаров по ОКПД2, поскольку Перечень сформирован на основании таких кодов.
В соответствии с информационным письмом Минфина России, который осуществляет формирование и ведение КТРУ, от 13.07.2023 N 24-03-08/65656 "О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при осуществлении закупок с использованием позиций каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в соответствии с пунктом 12 Правил формирования и ведения каталога, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, на каждую позицию каталога формируется уникальный цифровой код на основе кода ОКПД 2.
При этом, как указывает Минфин России, код позиции каталога и код ОКПД 2 не тождественны и являются разными кодами.
Учитывая, что позиция каталога может соотноситься с несколькими кодами ОКПД 2 и иными классификаторами, в каждой позиции каталога предусмотрена справочная информация (подпункт "д" пункта 10 вышеуказанных правил), которая содержит относящиеся к ней коды ОКПД 2, иных классификаторов.
В данном случае в позициях КТРУ 32.50.50.000-00139, 32.50.50.000-00126 и 32.50.50.000-00116 содержится справочная информация об отнесении товаров, описание которых соответствует таким позициям, к кодам по ОКПД2 32.50.22.190 и 32.50.22.195.
Основания считать информацию, содержащуюся в КТРУ, недостоверной отсутствуют.
Кроме того, как следует из указанного письма Минфина России от 13.07.2023 N 24-03-08/65656, во исполнение пункта 2 поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Голиковой Т.А. от 28 декабря 2022 г. N ТГ-П45-22694 проведена дополнительная проработка вопроса соотнесения позиций каталога (сформированных в отношении товаров, работ, услуг, включенных в Перечень) с позициями Перечня.
К письму Минфина России от 13.07.2023 N 24-03-08/65656 приложена таблица, в которой позиции каталога, сформированные в отношении содержащихся в Перечне товаров, работ, услуг, соотнесены с кодами ОКПД 2, указанными в Перечне.
Указанная таблица содержит в себе включенный в Перечень код ОКПД2 32.50.50 и при этом не содержит позиции КТРУ 32.50.50.000-00139, 32.50.50.000-00126 и 32.50.50.000-00116.
Следовательно, Минфин России также подтверждает, что товары, соответствующие позициям КТРУ 32.50.50.000-00139, 32.50.50.000-00126 и 32.50.50.000-00116, не включены в Перечень.
В ходе рассмотрения жалобы представители Заказчика в обоснование отсутствия нарушения ч. 4 ст. 29 Закона о контрактной системе указали, что закупаемый товар (стенты для периферических артерий) не соответствует кодам по ОКПД2 32.50.22.190 и 32.50.22.195, поскольку коду по ОКПД2 32.50.22.190 соответствуют только протезы, а коду по ОКПД2 32.50.22.195 - только стенты для коронарных артерий и стенты урологические.
Однако согласно ОКПД2 код 32.50.22.190 также включает в себя имплантаты и фиксирующие системы ортопедические, протезы сердечно-сосудистые и стенты.
Также, как указано в ОКПД2, код 32.50.22.195 включает в себя стенты. При этом в ОКПД2 содержится информация, что группировка также включает стенты для коронарных артерий и стенты урологические.
Таким образом, использование в ОКПД2 слова "также" означает, что указанный код включает в себя не только стенты для коронарных артерий и урологические стенты, но и другие виды стентов.
В ходе рассмотрения жалобы представители Заказчика сообщили, что при размещении Извещения отсутствовала техническая возможность не устанавливать преимущества организациям инвалидов и применить при этом позиции КТРУ.
Однако, во-первых, указанное не свидетельствует об отсутствии нарушения ч. 4 ст. 29 Закона о контрактной системе.
Во-вторых, Заказчиком не предоставлены какие-либо доказательства, подтверждающие, что именно перед размещением Извещения Заказчик пытался сформировать закупку таким образом, чтобы в ее объект входили только товары, не включенные в Перечень (то есть, только товары с кодами позиций КТРУ 32.50.50.000-00139, 32.50.50.000-00126 и 32.50.50.000-00116).
При этом в случае действительного наличия технических проблем с размещением извещения Заказчик мог обратиться в техническую поддержку ЕИС с целью их устранения. Однако доказательства такого обращения Заказчик Комиссии не предоставил.
В-третьих, в Извещении Заказчик указал исключенный из ОКПД2 код 32.50.50.000, входящий во включенный в Перечень код 32.50.50.
В-четвертых, Комиссией в ходе рассмотрения жалобы был проведен мониторинг ЕИС, в ходе которого установлены факты размещения заказчиками извещений, по которым объектом закупки являются товары, имеющие отличные друг от друга коды позиций КТРУ и ОКПД2 (код позиции КТРУ начитается с 32.50.50.000, а код ОКПД2 начинается с 32.50.22), без установления преимуществ в соответствии со ст. 29 Закона о контрактной системе и с применением КТРУ.
Указанное полностью опровергает довод представителей Заказчика.
Основываясь на изложенном, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Зубко Б.Л. на действия государственного заказчика ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Астрахань) при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для рентгенэндоваскулярной хирургии (реестровый N 0325100016024000136) обоснованной.
2. Признать государственного заказчика ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Астрахань) нарушившим ч. 4 ст. 29 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для рентгенэндоваскулярной хирургии (реестровый N 0325100016024000136).
3. Выдать государственному заказчику ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Астрахань)и его комиссии по осуществлению закупок предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Астраханского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Е.М.Балтыкова
Члены комиссии: Р.Р.Умерова
Е.И. Теосева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 25 марта 2024 г. N 030/06/29-299/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.03.2024