Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Балтыковой Е.М. - заместителя руководителя - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханского УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Крупиной Е.М. - специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления,
в отсутствие представителя заявителя - Индивидуального предпринимателя Гордеева Дмитрия Анатольевича, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы, в присутствии представителя муниципального заказчика - Муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Красноярская средняя общеобразовательная школа N1" Алтаяковой Фирдаус Файзрахмановны (доверенность N221 от 22.03.2024 года), рассмотрев жалобу Индивидуального предпринимателя Гордеева Дмитрия Анатольевича на действия Муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Красноярская средняя общеобразовательная школа N1" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по ежедневной комплексной уборке помещений для нужд МКОУ "Красноярская СОШ N1" (реестровый номер извещения 0325300018324000001), на основании ст. 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 19.03.2024 года поступила жалоба Индивидуального предпринимателя Гордеева Дмитрия Анатольевича (далее также - Заявитель) на действия заказчика - Муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Красноярская средняя общеобразовательная школа N1" (далее также - МКОУ "Красноярская СОШ N1", Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по ежедневной комплексной уборке помещений для нужд МКОУ "Красноярская СОШ N1" (реестровый номер извещения 0325300018324000001) (далее - аукцион).
По мнению Заявителя, Заказчиком допущено нарушение требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Рассмотрение жалобы назначено Управлением на 25.03.2024 года в 10 часов 30 минут по местному времени контролирующего органа по адресу: 414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, каб. 505.
Заявитель участие представителей не обеспечил, в назначенное время к интернет-видеоконференции представители не подключились.
Представитель Заказчика принял участие в рассмотрении жалобы посредством интернет-видеоконференции с использованием системы ВКС (TrueConf).
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
07.03.2024 года Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по ежедневной комплексной уборке помещений для нужд МКОУ "Красноярская СОШ N1" (реестровый номер извещения 0325300018324000001) (далее - извещение).
В извещение Заказчиком вносились изменения.
Измененная (действующая) редакция извещения, размещенная на официальном сайте 12.03.2024 года, является предметом жалобы.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 970 087,03 рублей.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать следующую информацию и документы об участнике закупки: документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
На основании части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки.
При этом, согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 года N2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2571) установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
Согласно пункту 36 Приложения к Постановлению N2571, по наименованию закупаемых работ "Услуги по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий" предусмотрено дополнительное требование - наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий. Цена оказанных услуг по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу подпункта "а" пункта 3 Постановления N2571 установлено, что положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 14, 15 и 36 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.
Объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг по ежедневной комплексной уборке помещений, начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 970 087,03 рублей.
Исходя из содержания жалобы, Заказчик неправомерно не установил дополнительные требования к наличию у участников закупки опыта выполнения работ, предусмотренные пунктом 36 Приложения к Постановлению N2571.
Комиссия Управления, проанализировав материалы жалобы и пояснения Заказчика, пришла к выводу, что в рассматриваемом случае требуется установление дополнительных требований к участникам закупки согласно пункту 36 Приложения к Постановлению N2571.
Следовательно, не установив такие дополнительные требования, Заказчик нарушил часть 2 статьи 31, часть 4 статьи 31, часть 5 статьи 31 и пункт 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Представитель Заказчика в ходе рассмотрения жалобы признал обоснованность довода Заявителя.
Согласно пояснениям представителя Заказчика в файле "Требование к содержанию, составу заявки на участие в закупке" извещения Заказчиком установлено требование к участникам закупки о предоставлении в составе заявки документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Однако, в извещении должен быть установлен перечень документов и информации, которые требуется предоставить участнику закупки в составе заявки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
При этом, в нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 и подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе извещение не содержит указание на конкретные информацию и документы, которые необходимо представить участнику закупки, что образует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Кроме того, в силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования каталога), Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
На основании вышеизложенного, Комиссия отмечает, что при формировании извещения заказчик, руководствуясь приведенными нормами, обязан установить код позиции КТРУ, соответствующий закупаемому товару.
При этом, пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Комиссией установлено, что объектом закупки является оказание услуг по ежедневной комплексной уборке помещений, код позиции КТРУ 81.21.10.000-00000006 "Услуги по уборке".
При этом, Заказчиком установлены дополнительные характеристики, не включенные в КТРУ, без обоснования их установления.
Следовательно, указанные действия Заказчика нарушают требования, установленные частью 6 статьи 23, пунктом 5 части 1 статьи 42, пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что образует признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении вышеуказанных нарушений.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя Гордеева Дмитрия Анатольевича на действия МКОУ "Красноярская СОШ N1" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по ежедневной комплексной уборке помещений для нужд МКОУ "Красноярская СОШ N1" (реестровый номер извещения 0325300018324000001) обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим часть 6 статьи 23, часть 2 статьи 31, часть 4 статьи 31, часть 5 статьи 31, пункт 5 части 1 статьи 42, пункт 12 части 1 статьи 42, пункт 1 части 2 статьи 42, пункт 3 части 2 статьи 42 и подпункт "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по ежедневной комплексной уборке помещений для нужд МКОУ "Красноярская СОШ N1" (реестровый номер извещения 0325300018324000001).
3. Выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по ежедневной комплексной уборке помещений для нужд МКОУ "Красноярская СОШ N1" (реестровый номер извещения 0325300018324000001).
4. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение трех месяцев с даты его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель комиссии Е.М. Балтыкова
Члены комиссии: Р.Р. Умерова
Е.М. Крупина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 25 марта 2024 г. N 030/06/106-302/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.03.2024