Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
заместителя руководителя управления - начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов управления,
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов управления,
При участии в режиме видеоконференцсвязи:
от Заказчика - представителей по доверенности;
от Подрядчика - директор;
от Подрядчика - представителя по доверенности,
рассмотрев обращение Заказчика - МУ "Дирекция муниципального заказа" обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 0190300003722000459 от 17.08.2022 на благоустройство: "Арт-резиденция в городе Ноябрьск в рамках капитального ремонта объекта "МБУ "Дворец молодежи", расположенный по адресу: ЯНАО, г. Ноябрьск, ул. Советская, д. 27/1", цена контракта 65 842 166,40 рублей, (извещение N 0190300003722000459), с ООО "ПРОМСТРОЙСЕРВИС" (далее - Подрядчик), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлены материалы и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения Заказчика от 06.03.2024 об одностороннем отказе следует, что 17 августа 2022 года между МУ "Дирекция муниципального заказа" (далее - Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "ПРОМСТРОЙСЕРВИС", именуемое в дальнейшем "Подрядчик", заключен муниципальный контракт N90190300003722000459 на благоустройство: "Арт-резиденция в городе Ноябрьск в рамках капитального ремонта объекта "МБУ "Дворец молодежи", расположенный по адресу: ЯНАО, г. Ноябрьск, ул. Советская, д. 27/1" (далее - муниципальный контракт).
Пунктом 1.4 статьи 1 муниципального контракта установлено, что Подрядчик обязуется выполнить работы: благоустройство территории - с момента заключения контракта по 31.08.2022, работы по архитектурной подсветке, наружному освещению, защите трубопроводов ТВС - с момента заключения контракта по 30.03.2023, в соответствии с графиком выполнения работ, утвержденным Заказчиком (приложение N 3 к контракту).
По состоянию на 06.03.2024 Подрядчик не исполнил обязательства, предусмотренные условиями контракта, в установленный срок, в соответствии с графиком выполнения работ (приложение N 3 к контракту), работы в полном объеме не выполнены.
О ненадлежащем исполнении обязательств по муниципальному контракту в адрес Подрядчика направлялись претензии 21.08.2023 N 89-178-1/10121-09/6043, 01.09.2023 N 89-178-1-10121-09-6358, 12.09.2023 N 89-178-1/10121-09/6626, 21.09.2023 N 89 178-1/10121-09/6853, 05.10.2023 N 89-178-1-10121-09-7249, 13.11.2023 N 89-178-1/10121-09/8290, 05.12.2023 N 89-178-1/10121-09/8873 требования Заказчика Подрядчиком не исполнены.
Тем самым в действиях Подрядчика усматривается существенное нарушение условий муниципального контракта.
Заказчик, планируя свою закупочную деятельность, рассчитывал на его качественное исполнение в установленные сроки, однако, действия Подрядчика по неисполнению обязательств по контракту в установленный срок не привело к достижению Заказчиком целей осуществления закупки и эффективного использования бюджетных средств.
В соответствии со ст. 10 муниципального контракта предусмотрена возможность одностороннего отказа Заказчиком от исполнения муниципального контракта:
-п. 10.1. Настоящий контракт расторгается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ.
-п. 10.2. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ.
Согласно ст. 450.1 Гражданского кодекса РФ предусмотрен отказ от договора (исполнения договора) или от осуществления прав по договору.
В соответствии с пунктом 3 статьи 723 Гражданского кодекса РФ установлено, что если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
На основании вышеизложенного, муниципальное учреждение "Дирекция муниципального заказа", действующее в силу ст. 72 Бюджетного кодекса РФ от имени муниципального образования город Ноябрьск, руководствуясь ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", ст. 10 муниципального контракта от 17.08.2022 N0190300003722000459, ст. 450.1 и п. 3 ст. 723 Гражданского кодекса РФ.
Подрядчик на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 20.03.2024 N АД/924/24, представил письменные пояснения по делу N 089/10/104-186/2024 из которых следует, что приступив к исполнению Контракта, Подрядчик обнаружил, что на территории производства работ находится строительный мусор, складируемый организацией, проводящий капитальный ремонт в здании МБУ "Дом молодёжи", а также строительные материалы сторонних организаций, участвующих в строительстве Объекта, что в ходе осуществления строительного контроля за ходом качества выполняемых работ 27.09.2022 не было отмечено Заказчиком. Это подтверждается видеозаписями от 05.10.2022 и письмом от 12.10.2022 Исх. N НО/2022/47. Так же стоит принимать в расчет тот факт, что весь мусор в последующем был вывезен силами и за счет ООО "Промстройсервис".
15.09.2022 Письмом N 89-178-1/121-10/7584 Заказчик заявил, что у него отсутствует потребность в выполнении работ по защите сетей теплоснабжения в рамках Контракта и соответственно такие работы приняты и оплачены Заказчиком не будут. Но в графике выполнения строительно-монтажных работ по благоустройству объекта, направленного письмом от 19.12.2022. N НО/2022/83 Заказчик утвердил, что работы по защите ТВС должны быть выполнены в срок до 28.06.2023. Стоит отметить, что с учетом сдвига сроков выполнения работ в графике, срок в Контракте не увеличивались, хотя Подрядчик письмом Исх. N НО/2023/35 от 21.04.2023, которое осталось без ответа, просил Заказчика продлить срок Контракта.
Помимо этого, письмом от 08.11.2022 N 89-178-1/121-09/9285 Заказчик просил перенести выполнение работ в меж отопительный период 2023 года. То есть работы были продолжены лишь в августе месяце, так как трубы заменены лишь к тому моменту лишь частично, что подтверждается фотографиями и видеоматериалами.
Также были приостановлены раскопки траншеи в связи с тем, что необходимо было получить ордер на земляные работы, с согласованием с соответствующими службами города (Письмо от 30.08.2023 Исх. N НО/2023/101) для выполнения дополнительных работ по прокладке кабельных линий электроснабжения Объекта и водоснабжения. При этом некорректно был составлен локальный сметный расчет, так как не были учтены работы и материалы по монтажу электрооборудования.
Кроме того, касаемо остальных работ по Контракту, перечисленных в претензиях Заказчика, стоит отметить следующее:
-Архитектурная подсветка фасада здания не установлена в связи с тем, что фасад здания не был готов к монтажу оборудования, что подтверждается электронным аукционом N 0190300003723000862 на проведение работ по фасаду, по которому муниципальный контракт был заключен лишь 19.09.2023 г. При этом вся проводка по фасаду была смонтирована, а светильники закуплены и переданы Заказчику.
-Лавочки и урны установлены, что подтверждается видеозаписями объекта;
-Не установлены контейнеры и не выполнены работы по устройству контейнерной площадки;
-Договор на торшеры и тумбы в количестве 62 штук заключен, с Заказчиком согласован, но не оплачен в полном объеме в связи с большим сроком застоя из-за переноса выполнения работ, а не установлены они по причине того, что локальный сметный расчет по Контракту не предусматривает их установку;
-Не произведено озеленение прилегающей территории согласно письму от 01.09.2023. N 89-178-1/10121-09/6361, так как по срокам это было физически невозможно, учитывая срок поставки рулонов газона и то, что озеленение территории производится до октября месяца, в связи с тем, что в Ямало-Ненецком автономном округе средняя температура октября ниже нуля на уровне -3 градусов;
-Не поставлены на объект малые архитектурные формы - опровергается видеозаписью, где запечатлены установленные малые архитектурные формы;
-Не произведено устройство наружного освещения территории объекта в полном объеме - опровергается видеозаписью, где запечатлены установленные устройства наружного освещения на территории объекта.
Данные обстоятельства не по вине Подрядчика привели к срыву утвержденного производства работ.
Подрядчик при выполнении работ уведомлял Заказчика о возникших проблемах и просил их устранить. Это подтверждается письмом 06.06.2023 г. Исх. N НО/2023/65.
Стоит также учесть, что Подрядчик систематически направлял письма с просьбами согласовать тот или иной материал в связи с его отсутствием или иной причиной, что подтверждается следующими письмами:
1.Письмо от 29.08.2022 г. N НО/2022/31;
2.Письмо от 01.09.2022 г. N НО/2022/33;
3.Письмо от 16.09.2022 г. N НО/2022/38;
4.Письмо от 05.10.2022 г. N НО/2022/44;
5.Письмо от 19.10.2022 г. N НО/2022/55;
6.Письмо от 19.10.2022 г. N НО/2022/54;
7.Письмо от 20.10.2022 г. N НО/2022/56;
8.Письмо от 01.12.2022 г. N НО/2022/73;
9.Письмо от 07.12.2022 г. N НО/2022/75;
10.Письмо от 13.12.2022 г. N НО/2022/78;
11.Письмо от 15.12.2022 г. N НО/2022/81;
12.Письмо от 27.02.2023 г. N НО/2023/09;
13.Письмо от 30.05.2023 г. N НО/2023/61;
14.Письмо от 03.07.2023 г. N НО/2023/76;
15.Письмо от 18.10.2023 г. N НО/2023/109;
16.Письмо от 19.10.2023 г. N НО/2023/112;
17.Письмо от 01.11.2023 г. N НО/2023/31;
Также в адрес Заказчика отправлялись следующие письма:
-Письмо от 13.11.2023 г. N НО/2023/118 с просьбой проверить и подписать документацию на выполненные дополнительные работ по прокладке кабельных линий, учтенных проектной документацией на Объекте, но не учтенные основной сметой к Контракту;
-Письмо от 20.11.2023 г. N НО/2023/119 с просьбой рассмотреть и согласовать, откорректированные согласно замечаниям Заказчика локальные сметы на дополнительные работы по разборке асфальтобетонного покрытия и демонтажу дорожных плит в рамках исполнения Контракта;
-Письмо от 05.12.2023 г. N НО/2023/120 с просьбой проверить и подписать откорректированные согласно замечаниям Заказчика документацию на выполненные дополнительные работы по прокладке кабельных линий, учтенных проектной документацией на Объекте, но не учтенные основной сметой к Контракту;
-Письмо от 07.12.2023 N НО/2023/121 с просьбой рассмотреть и согласовать пересчет ведомости цены Контракта с учетом дополнительных и не учтенных основными локальными сметными расчетами выполненных работ к Контракту;
-Письмо от 26.12.2023 г. N НО/2023/173 с просьбой проверить и подписать откорректированные согласной замечаниям Заказчика акты выполненных работ по Контракту за декабрь месяц 2023 г.;
-Письмо от 11.01.2024 г. NАР/2024/01 с просьбой вернуть проверенные, согласованные и подписанные техническим отделом и техническим надзором в присутствии представителей Заказчика экземпляры Подрядчика формы КС-2 и КС-3;
-Письмо от 16.01.2024 г. N АР/2024/02 с повторной просьбой рассмотреть и согласовать сметную документацию, отправленную письмом от 07.12.2023 N НО/2023/121, так как она не была согласована на момент отправки письма;
-Письмо от 16.01.2024 г. N АР/2024/03 с просьбой согласовать повторно откорректированные в связи с устными замечаниями Заказчика ведомости объемов работ, локальные сметы и акты выполненных работ за декабрь месяц 2023 г.
Но все эти просьбы были оставлены без удовлетворения.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п.9.1 Контракта настоящий контракт расторгается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
17.08.2022 между Заказчиком и Подрядчиком заключен муниципальный контракт N 0190300003722000459 (далее - Контракт).
06.03.2024принято Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 19.03.2024.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Подрядчиком объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту, при условии соблюдения порядка, установленного статьей 95 Закона о контрактной системе, принятия соответствующего решения, являются документально подтвержденные следующие обстоятельства:
-неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта несоответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, установленным документацией о закупке;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта факта представления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) недостоверной информации о своем соответствии установленным документацией о закупке требованиям.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Исходя из статьи 104 Закона о контрактной системе, реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона о контрактной системе).
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Подрядчиком и является ли это нарушение существенным.
Из материалов обращения следует, что Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с нарушением Подрядчика не исполнение обязательства, предусмотренные условиями контракта, в установленный срок, в соответствии с графиком выполнения работ (приложение N 3 к контракту), работы в полном объеме не выполнены и ненадлежащим исполнением условий муниципального контракта.
Комиссией Ямало-Ненецкого УФАС России установлено, что контракт заключен 17.08.2022.
Согласно п.1.1. Контракта Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства по благоустройству: "Арт-резиденция в городе Ноябрьск в рамках капитального ремонта объекта "МБУ "Дворец молодежи", расположенный по адресу: ЯНАО, г. Ноябрьск, ул. Советская, д. 27/1" (далее - объект, работы).
Согласно п.1.2 Контракта Подрядчик выполняет работы в соответствии с дефектными ведомостями (приложение N 1 к контракту) и сметной документацией (приложение N 2 к контракту), разработанной Подрядчиком и утвержденной Заказчиком.
Согласно п.1.3. Контракта Подрядчик выполняет работы собственными силами и средствами, с применением своих инструментов, конструкций, с использованием своего оборудования, из своих материалов, в соответствии с условиями настоящего контракта и нормами действующего законодательства РФ.
Согласно п.1.4. Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы: благоустройство территории - с момента заключения контракта по 31.08.2022, работы по архитектурной подсветке, наружному освещению, защите трубопроводов ТВС - с момента заключения контракта по 30.03.2023, в соответствии с графиком выполнения работ, утвержденным Заказчиком (приложение N 3 к контракту).
Изучив документы, имеющиеся в материалах дела, оценив поведение ООО "ПРОМСТРОЙСЕРВИС" на предмет добросовестности/недобросовестности и фактические обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России приходит к следующим выводам.
Статьей 104 Закона о контрактной системе предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и установлены полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, по ведению данного реестра.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков участников (подрядчиков, исполнителей) является одним из средств, позволяющих заказчикам обеспечить реализацию закрепленного в части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе принципа ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок. Необоснованный отказ антимонопольного органа во включении участников закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) прямым образом затрагивает права заказчика, поскольку участие таких лиц в последующих закупках не позволит заказчику с оптимальными издержками добиться "заданных результатов", приведет к неэффективному использованию бюджетных средств и нарушению конкуренции (пункт 42 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Следовательно, решение вопроса о включении (отказе во включении) сведений в реестр недобросовестных поставщиков не является предметом усмотрения уполномоченного органа, ведение данного реестра должно обеспечивать реализацию вышеуказанного публичного интереса.
Таким образом, при решении вопроса о включении сведений о поставщике в реестр антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт неисполнения (ненадлежащего) исполнения своих обязательств поставщиком и является ли это нарушение существенным. Отказ заказчика от исполнения контракта имеет значение не как такового основания для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а выступает поводом для передачи сведений о допущенных нарушениях уполномоченному органу, для проведения проверки этих сведений в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Противоположный подход к толкованию положений Закона о контрактной системе носит формальный характер, противоречит публично-правовым целям ведения реестра недобросовестных поставщиков, позволяя поставщикам, сорвавшим выполнение государственного (муниципального) контракта, сохранять право на участие в закупочных процедурах, ставя под угрозу удовлетворение государственных (муниципальных) нужд, затрудняя формирование должной конкурентной среды.
При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Частью 1 статьи 401 ГК РФ установлено, что лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся в существенном нарушении им условий контракта.
Из представленных документов и указанных выше сведений не усматривается наличие прямого умысла подрядчика, направленного на уклонение от исполнения контракта. Неустранимые сомнения относительно вины лица трактуются в пользу этого лица. В связи с указанным отсутствуют достаточные основания полагать, что Подрядчик допустил виновное недобросовестное поведение, за которое подлежит применению ответственность в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с пп. "в" п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Проанализировав совокупность сведений и документов, представленных Заказчиком и Подрядчиком в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, Комиссия не установила оснований для включения сведений об ООО "Промстройсервис" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с положениями Закона о контрактной системе в связи с отсутствием в действиях Исполнителя признаков недобросовестного поведения при исполнении контракта.
Кроме того, оценив представленные доказательства Комиссия считает, что в действиях исполнителя отсутствуют безусловные, доказанные признаки недобросовестности, направленность на уклонение от исполнения контракта.
У Комиссии отсутствуют доказательства того обстоятельства, что Исполнитель совершал действия, выражающиеся в умышленном и намеренном уклонении от исполнения контракта. Заказчиком в адрес Комиссии документы, подтверждающие факт умышленного уклонения Исполнитель от исполнения контракта также не представлены
На заседании Комиссии были рассмотрены представленные Подрядчиком документы, подтверждающие, что он не прекращал исполнение контракта, не отказывался от исполнения обязательств по контракту и принимал меры, направленные на его надлежащее исполнение. Из материалов дела следует, что Подрядчик предпринял все необходимые меры для исполнения муниципального контракта. Однако из-за отсутствия подготовки фасада здания к установке оборудования не была выполнена установка архитектурной подсветки. Установка лавочек и урн подтверждена видеозаписями объекта, но контейнеры не установлены, работы по устройству контейнерной площадки не выполнены. Договор на торшеры и тумбы заключен, согласован с Заказчиком, но не оплачен полностью из-за задержки выполнения работ. Озеленение прилегающей территории было отложено из-за задержки поставки рулонов газона и климатических особенностей региона. На объекте установлены малые архитектурные формы и наружное освещение, что подтверждается видеозаписями.
Подрядчик неоднократно уведомлял Заказчика, что необходимо устранить выше указанные обстоятельства, которые препятствуют нормальному течению работ.
Кроме того, из представленных сторонами информации не следует, что Подрядчик отказывался от обязательств по контракту.
Заказчик подтверждает, что контракт исполнялся.
Комиссия, учитывая материалы дела (ход реализации контракта), представленные сторонами не усматривает намеренного умышленного уклонения Подрядчика от исполнения контракта.
Комиссия полагает, что вышеуказанные обстоятельства могут свидетельствовать об отсутствии виновного поведения подрядчика при исполнении контракта, однако разрешение споров, связанных с исполнением контракта, регулируется нормами гражданского законодательства Российской Федерации.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России, в силу своей компетенции проверив действия Сторон на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной Законом о контрактной системе, в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
С учетом конкретных обстоятельств дела и степени вины Подрядчика Комиссия приходит к выводу об отсутствии в его поведении таких признаков не добросовестности, как злоупотребление и умышленность, в связи с чем Ямало-Ненецкое УФАС считает возможным не включать сведения о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "ПРОМСТРОЙСЕРВИС", представленную МУ "Дирекция муниципального заказа" по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 0190300003722000459 от 17.08.2022 на благоустройство: "Арт-резиденция в городе Ноябрьск в рамках капитального ремонта объекта "МБУ "Дворец молодежи", расположенный по адресу: ЯНАО, г. Ноябрьск, ул. Советская, д. 27/1", цена контракта 65 842 166,40 рублей, (извещение N 0190300003722000459), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Председатель комиссии
Члены комиссии
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 26 марта 2024 г. N 089/10/104-186/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.03.2024