Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 14.03.2024 N 76/24 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "Сити витал лимит" (далее - Комиссия), в присутствии представителей: заказчика, уполномоченного учреждения - ОГКУ Белгородской области "Центр закупок" по доверенности), в отсутствие представителя заявителя ООО "Сити витал лимит" (о времени и месте заседания Комиссии надлежаще уведомлено), рассмотрев материалы дела N 031/06/106-134/2024 по жалобе ООО "Сити витал лимит" на положения извещения об осуществлении электронного аукциона "Поставка продукции радиоэлектронной промышленности" (закупка N 0826500000924001198) (далее - Электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "Сити витал лимит" на положения извещения об осуществлении Электронного аукциона.
Из жалобы следует, что заказчик, включив в извещение об осуществлении закупки требования к закупаемому товару, которые свидетельствуют о конкретной модели и его конкретном производителе, без возможности поставки аналогичного оборудования, ограничил количество участников закупки.
Так, согласно Приложению N1 "Описание объекта закупки" к извещению об осуществлению закупки к поставке требуется устройство, печатающее шрифтом Брайля.
При этом по совокупности выбранных характеристик из КТРУ, указанной позиции соответствует только одна единственная модель, производимая компанией Index Braille (Королевство Швеция), а именно модель Принтер Брайля Index Everest-D V5: https://www.indexbraille.com/en-us/braille-embossers/everest-d-v5.
Официальный дистрибьютор на территории РФ - ООО "Элита Групп" (РФ): https://elitagroup.ru/pages/prod-IBPrinters.php.
К данному устройству для работы, в комплекте, поставляется Программное обеспечение, а именно: программа для печати тактильной графики на принтерах Брайля Duxbury BrailleTranslator: https://www.duxburysystems.com/.
При этом заказчиком установлен запрет, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236.
При указанных обстоятельствах к поставке возможен единственный похожий аналог программного обеспечения, производимого на территории РФ, а именно: ElPicsPrint - программа для печати тактильной графики на принтерах Брайля, производителем которой является ООО "Элита Групп" (РФ): https://reestr.digital.gov.ru/reestr/306010/?sphrase_id=904760.
Таким образом, в данной закупке может участвовать исключительно официальный дистрибьютор на территории РФ по поставке исследуемого оборудования и программного обеспечения - ООО "Элита Групп".
Заказчик, уполномоченное учреждение с доводами, изложенными в жалобе, не согласны, представили возражение на жалобу, просят признать жалобу необоснованной.
На заседании Комиссии представители заказчика и уполномоченного учреждения поддержали доводы, изложенные в своих возражениях, считают жалобу необоснованной.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) www.zakupki.gov.ru 08.02.2024 размещено извещение об осуществлении электронного аукциона
Объект закупки - поставка продукции радиоэлектронной промышленности.
Начальная (максимальная) цена контракта - 770 000,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Сити витал лимит" контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки, в том числе должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, согласно статьи 33 Закона о контрактной системе заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. При этом при описании объекта закупки заказчики должны таким образом установить требования к закупаемому товару, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничивать количество участников закупки.
На основании пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Согласно извещению об осуществлении закупки требуемому к поставке товару соответствует код позиции КТРУ 26.20.16.120-00000102.
Комиссией установлено, что извещение об осуществлении закупки содержит ограничение допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N878 и условия допуска участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018.
Кроме того, в извещении об осуществлении закупки содержится запрет в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2025 N 1236.
Указанный выше код позиции КТРУ входит в Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 (пункт 10).
Соответствующая информация об ограничении допуска установлена заказчиком в извещении об осуществлении закупки.
Таким образом, заказчик правомерно установил ограничение допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами в извещении об осуществлении закупки в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878.
Кроме того, пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 16.11.2025 N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Подпунктом "б" пункта 2(1) Постановления Правительства РФ от 16.11.2025 N 1236 установлено, что для целей применения пункта 2 Постановления Правительства РФ от 16.11.2025 N 1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения контрактных обязательств в части поставки, технического обслуживания персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта.
Из пояснений заказчика следует, что программное обеспечение, требуемое к поставке предназначено для конвертирования плоскопечатного шрифта в Брайль и подлежит установке в результате исполнения контракта.
Заявитель на заедание Комиссии не явился, доказательств обратному не представил.
При указанных обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о правомерности действий заказчика по установлению в извещении об осуществлении закупки запрета в соответствии с Постановлением Правительства N1236
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу пункта 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Таким образом, в исследуемой закупке заказчик не вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Комиссией установлено, что характеристики, требуемого к поставке товара согласуются с позицией КТРУ.
На заседании Комиссии заказчик представил в материалы дела таблицу с анализом технических характеристик принтеров, соответствующих требуемому к поставке товару.
Таким оборудованием являются: VP Delta (ViewPlus (США), IRIE BrailleSheet 120 (Irie-AT (США), BrailleBox V5 и Everest-D V5 (Index Braille (Швеция), то есть товары трех различных производителей.
Также заказчиком в материалы дела представлены коммерческие предложения по поставке принтеры для печати рельефно-точечным шрифтом Брайля "VP Delta" (ViewPlus (США) и принтеры для печати рельефно-точечным шрифтом Брайля "Index Everest-D V5" (Index Braille (Швеция).
Кроме того, анализ заявки на участие в закупке показал, что к поставке предложен принтер VP Delta (ViewPlus (США),
Таким образом, существует как минимум два производителя принтера для печати рельефно-точечным шрифтом Брайля, соответствующих потребностям заказчика.
Из жалобы ООО "Сити витал лимит" следует, что к поставке возможен единственный похожий аналог программного обеспечения, производимого на территории РФ, а именно: ElPicsPrint - программа для печати тактильной графики на принтерах Брайля, производителем которой является ООО "Элита Групп".
Вместе с тем, согласно заявке на участие в закупке к поставке предложено программное обеспечение в соответствии с требованиями КТРУ "Русифицированное программное обеспечение для перевода текста в Брайль" "ElEdit", которое входит в реестр Российских программ.
Из жалобы также следует, что в данной закупке может участвовать исключительно официальный дистрибьютор на территории РФ по поставке исследуемого оборудования и программного обеспечения - ООО "Элита Групп".
При этом в своих возражениях заказчик пояснил, что множество поставщиков предлагают на своих сайтах данные принтеры, кроме того, доступна покупка он-лайн от самих производителей.
При этом ссылки на сайты производителя с возможностью он-лайн покупки принтера Брайля Index BrailleBox V5 и Everest-D V5 (Index Braille, Швеция), а также сайты 12 поставщиков в РФ, реализующих данные модели принтеров представлены в материалы дела.
Заказчиком также представлены в материалы дела ссылки на компании, реализующие принтеры моделей VP Delta (ViewPlus, США) и IRIE BrailleSheet 120 (Irie-AT, США)
Кроме того, ссылки на сайты компаний, реализующих Программное обеспечение ElPicsPrint (входящее в реестр Российских программ) и ElEdit (входящее в реестр российских программ) также представлены заказчиком в материалы дела.
При этом материалы дела не содержат доказательств, опровергающих выше указанные доводы.
Таким образом, доводы заявителя о том, что в данной закупке может участвовать исключительно официальный дистрибьютор на территории РФ по поставке принтера для печати рельефно-точечным шрифтом Брайля и программного обеспечения - ООО "Элита Групп" не нашли своего подтверждения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 99 и 106 Закона о контрактной системе Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Сити витал лимит" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 25 марта 2024 г. N 031/06/106-134/2024 (ключевые темы: товар. работа. услуга. - государственные и муниципальные нужды - характеристика - товары, происходящих из иностранных государств - электронный аукцион)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.03.2024