Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 18.03.2024 N 81/24 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "Медпроф"" (далее - Комиссия), в составе:
в присутствии представителей заказчика - Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Белгородской области (по доверенности от 25.01.2023 N ИШ-93), (по доверенности от 01.06.2023 N ИШ-128), (по доверенности от 26.09.2023 N ИШ-250), заявителя - ООО "Медпроф" (по доверенности от 27.11.2023 N МП-23/08), рассмотрев материалы дела N 031/06/106-141/2024 по жалобе ООО "Медпроф" на положения извещения о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку технических средств реабилитации сигнализаторов звука для обеспечения ими в 2024 году (N закупки 0326100010324000066), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "Медпроф" на положения извещения о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку технических средств реабилитации сигнализаторов звука для обеспечения ими в 2024 году (N закупки 0326100010324000066) (далее - Запрос котировок).
Из жалобы следует, что извещение о проведении Запроса котировок не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. А именно: сформированное заказчиком описание объекта закупки соответствуют одному производителю ООО "Исток Аудио Трейдинг".
Заказчик представил возражение на жалобу ООО "Медпроф", с доводом, изложенным в жалобе, не согласен, просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "Медпроф", возражение Заказчика, заслушав доводы присутствующих лиц, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 06.03.2024 размещено извещение о проведении Запроса котировок с приложениями.
Объект закупки - поставка технических средств реабилитации сигнализаторов звука для обеспечения ими в 2024 году.
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 043 000,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Медпроф" контракт по результатам Запроса котировок не заключен.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Статьей 33 Закона о контрактной системе установлены правила описания объекта закупки, которыми должен руководствоваться заказчик при описании объекта закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях: сопровождение такого указания словами "или эквивалент"; несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком; осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при составлении описания объекта закупки пользуется показателями, требованиями, условными обозначениями и терминологией, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, следует, что определяющим фактором при установлении заказчиком соответствующих требований являются потребности заказчика. Законом не предусмотрены ограничения по включению в извещение о проведении Запроса котировок требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. Закон предусматривает право заказчика определить в извещении такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности.
Соответственно, заказчик вправе включить в извещение такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций.
Извещение о проведении Запроса котировок содержит приложение к извещению "Описание объекта закупки техническое задание к проведению электронного запроса котировок на поставку технических средств реабилитации сигнализаторов звука для обеспечения ими в 2024 году" (далее - Описание объекта), в котором заказчиком установлены функциональные, технические и качественные характеристики - сигнализатора звука цифрового с световой индикацией, сигнализатора звука цифрового с вибрационной индикацией, сигнализатора звука цифрового с вибрационной и световой индикацией (дверного звонка, домофона и телефона).
В Описании объекта Заказчиком установлено, что сигнализаторы должны соответствовать требованиям следующих стандартов: ГОСТ Р 51632-2021 (Раздел 4), ГОСТ Р 51264-99, ГОСТ Р 70185-2022, ГОСТ Р ИСО 9999-2019, ГОСТ Р 52084-2003, ГОСТ 15150-69 (ГОСТ Р 70185-2022 "Технические средства реабилитации. Сигнализаторы звука световые и вибрационные. Общие технические условия" (далее - ГОСТ Р 70185-2022)).
Из жалобы следует, что такие характеристики, установленные заказчиком в Описании объекта, как
- настольный приемник должен иметь дисплей;
- оповещение пользователя о произошедших бытовых событиях должно быть, в том числе в текстовом виде на русском языке;
- возможность записи и просмотра событий;
- регулировка уровня громкости мелодии звуковых сигналов,
соответствующие указанному ГОСТу и установленные заказчиком в Описании объекта, повторяют технические и функциональные характеристики сигнализаторов, производимых только группой компаний "Исток".
А также установление характеристик: радиус устойчивого приема сигнала в условиях прямой видимости не менее 30 м и рабочая частота: 433.92 МГц +/- 0,2 % неправомерно.
В отношении рабочей частоты Заказчик пояснил, что согласно решению ГКРЧ (государственная комиссия по радиочастотам) при Минкомсвязи России от 02.10.2012 N12-15-05-3 номинальные значения радиочастот допускают частотные отклонения в сторону уменьшения и в сторону увеличения (433,92 МГц +/- 0,2%).
Данная техническая характеристика не влияет на ограничение конкуренции, т.к. таким требованиям соответствуют следующие модели сигнализаторов звука:
- сигнализатор звука "Пульсар-3" (производтво ОАО "Исток Ауди Интернэшнл");
- сигнализатор звука "Senso" (производство ООО "Исток Аудио Трейдинг")
- сигнализатор звука "Вибратон" (производство ООО "Аурика")
- сигнализатор звука "Вибролайн" (производство ООО "КБ Контур")
- сигнализатор звука "Энеджи" (производство ООО "Элита Групп").
Рабочая частота 433,92 МГц +/- 0,2 - это частота утвержденная "Государственной Комиссией по радиочастотам" и разрешенная частота для использования на территории РФ. Под этой частотой работают все радиоэлектронные устройства, включая сигнализаторы звука. Без указания данной характеристики сигнализаторы поставляемые в адрес Заказчика, могут использовать частоты, не разрешенные на территории РФ.
В отношении характеристики - радиус устойчивого приема сигнала в условиях прямой видимости не менее 30 м из пояснений Заказчика следует, что без указания данной характеристики в адрес Заказчика поставлялись бы проводные устройства, которые морально устарели и не отвечают всем требованиям современных сигнализирующих устройств. Проводные устройства не удобны в использовании. Установить такое устройство пользователь самостоятельно не сможет. Также условие "не менее 30 м" оптимальное для использования в любых жилых помещениях без использования ретрансляторов сигнала и соответствует достаточному количеству моделей сигнализаторов.
Кроме того в письменном пояснении Заказчик указывает, что описание объекта закупки составлено, в первую очередь, на основании ГОСТ Р 70185-2022, именно он является подтверждающим документом необходимости сигнализаторов с указанными характеристиками.
Поскольку ГОСТ Р 70185-2022 был принят в соответствии с требованиями действующего законодательства и с 01.12.2022 начал действовать, Заказчик обязан использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара и качественные характеристики объекта закупки, которые указаны данным ГОСТом.
Согласно пункту 5.1.1 ГОСТ Р 70185-2022 в состав изделий, предназначенных для людей с инвалидностью по слуху, должны входить:
- приемники сигнала, содержащие дисплеи с отображением текста на русском языке и/или пиктограммы сигналов и/или стробоскопов и/или вибромоторов, в следующих исполнениях: настольном (настенном), карманном (напоясном), наручном;
- передатчики сигнала;
- датчики событий;
- ретрансляторы сигнала для увеличения дальности.
Следуя из указанного выше пункта ГОСТ Р 70185-2022 не предусматривается альтернативность в наличии или отсутствии у приемников дисплеев, поскольку фразой "_должны входить_ приемники сигнала, содержащие дисплеи_" требование сформулировано императивно
Согласно пункту 5.6.18 ГОСТ Р 70185-2022 приемник сигнала с дисплеем должны отображать текст на русском языке.
Подпунктом 1 пункта 5.6.19 ГОСТ Р 70185-2022 установлено, что приемники сигнала с дисплеем должны содержать меню, позволяющее реализовать функцию записи и просмотра истории событий с указанием времени произошедшего и (или) пропущенного события и описания характера события на русском языке.
В соответствии с пунктом 5.6.20 ГОСТ Р 70185-2022 настольные (настенные) приемники сигнала должны обладать возможностью одновременно в световом (за счет свечения и вспышек и/или пиктограмм), звуковом и текстовом виде (за счет текста на русском языке) информировать инвалидов по слуху о происходящем событии.
Пунктом 5.6.21 ГОСТ Р 70185-2022 установлено, что карманные (напоясные) приемники сигнала должны обладать возможностью одновременно в световом (за счет свечения и вспышек и/или пиктограмм), звуковом и текстовом виде (за счет текста на русском языке) информировать инвалидов по слуху о происходящем событии.
И только наручные приемники исходя из смысла пункта 5.2.22 ГОСТ Р 70185-2022 не имеют дисплея, поскольку должны обладать возможностью одновременно в световом (за счет свечения и вспышек и/или пиктограмм) и в вибрационном виде (за счет вибраций) информировать инвалидов по слуху о происходящем событии.
Правовые основы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 162-ФЗ). В соответствии со статьей 9 Федерального закона N 162-ФЗ полномочия по стандартизации возложены на федеральный орган исполнительной власти.
Порядок разработки и утверждения национального стандарта определен статьей 24 Федерального закона N 162-ФЗ. В соответствии с указанной статьей Приказом Росстандарта от 23.06.2022 N 526-ст "Об утверждении национального стандарта Российской Федерации" был утвержден и введен в действие ГОСТ Р 70185-2022.
Частью 3 статьи 24 Федерального закона N 162-ФЗ, в том числе предусмотрено, что разработчик национального стандарта проводит публичное обсуждение проекта национального стандарта, срок которого не может быть менее чем шестьдесят дней со дня размещения уведомления о разработке проекта национального стандарта на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет". Кроме того, разработчик составляет перечень полученных в электронной форме и на бумажном носителе замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний, включая результаты рассмотрения данных замечаний, дорабатывает проект национального стандарта с учетом полученных замечаний.
Заказчик в своем письменном пояснении отметил, что в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) и постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации осуществляет обеспечение инвалидов и ветеранов техническими средствами реабилитации, к которым относятся и сигнализаторы звука цифровые со световой, цифровые с вибрационной индикацией, цифровые с вибрационной и световой индикацией.
Данные средства реабилитации являются изделиями, ежедневно используемыми инвалидами с нарушением слуха и работа отделения Фонда как Государственного заказчика ориентирована в первую очередь на удовлетворение потребностей инвалидов, а значит на закупку качественных изделий, которые могут обеспечить компенсацию ограничений жизнедеятельности и надлежащий реабилитационный эффект.
Описание объекта закупки составлено Заказчиком с учетом собственных потребностей исходя из специфики деятельности организации и в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе, а также приказа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации N 2178 от 01.11.2023 года "О применении рекомендаций по составлению технических заданий для закупок технических средств реабилитации в территориальных органах СФР".
Рекомендации СФР по составлению описания объекта закупки на обеспечение сигнализаторами звука прошли процедуру согласования с Общероссийской общественной организацией инвалидов "Всероссийское общество глухих" (указанное подтверждается письмом Общероссийской общественной организацией инвалидов "Всероссийское общество глухих" от 24.10.2023), следовательно, вышеуказанные рекомендации в полном объеме отвечают потребностям пользователей с нарушением слуха для их адаптации в бытовой среде.
Кроме того Заказчиком предоставлены копии писем от 19.10.2023 и 23.01.2024, полученные от Белгородского регионального отделения общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих", в которых сообщается, что наиболее востребованными и необходимыми людям с инвалидностью по слуху являются следующие характеристики: наличие дисплея у приемников сигнала; беспроводная передача сигнала от передатчика к приемнику; питание от встроенной батареи (аккумулятора); наличие датчика или передатчика дверного звонка и датчика сотового телефона.
Также в ходе рассмотрения жалобы заказчиком была представлена информация о соответствии техническим требованиям сигнализаторов звука цифровой с вибрационной и световой индикацией для плохослышащих и глухих "Энеджи" производства ООО "ЭЛИТА ГРУПП".
На официальном сайте Федеральной службы по аккредитации https://pub.fsa.gov.ru/rds/declaration/view/18515208/common размещены сведения о декларации о соответствии N ЕАЭС N RU Д-RU.РА11.В.13118/23 от 29.12.2023 на сигнализатор звука цифровых с вибрационной и световой индикацией "Энеджи", изготовитель ООО "ЭЛИТА ГРУПП" (адрес регистрации и местонахождения РФ).
Во вкладке "Сведения о продукте" размещена следующая информация о соответствии товара ГОСТ Р 51632-2021 "Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Общие технические требования и методы испытаний" Раздел 4, ГОСТ Р 51264-99 "Средства связи, информатики и сигнализации реабилитационные электронные. Общие технические условия", ГОСТ Р 70185-2022 "Технические средства реабилитации. Сигнализаторы звука световые и вибрационные. Общие технические условия", ГОСТ Р ИСО 9999-2019 "Вспомогательные средства для людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация и терминология", ГОСТ 27752-88 "Часы электронно-механические кварцевые настольные, настенные и часы-будильники. Общие технические условия", ГОСТ Р 52084-2003 "Приборы электрические бытовые. Общие технические условия", ГОСТ 30804.6.2-2013 "Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к электромагнитным помехам технических средств, применяемых в промышленных зонах. Требования и методы испытаний", ГОСТ 30804.6.4-2013 "Совместимость технических средств электромагнитная. Электромагнитные помехи от технических средств, применяемых в промышленных зонах. Нормы и методы испытаний". Условия хранения продукции в соответствии с ГОСТ 15150-69 "Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды". Дата изготовления, срок годности, условия хранения указаны в прилагаемой к продукции товаросопроводительной документации и/или на упаковке и/или каждой единице продукции. Код ОКПД2 27.90.20.120. Происхождение продукции Россия.
Во вкладке "Исследования, испытания, измерения" размещена информация о протоколе исследования (испытания и измерения) сигнализаторов звука цифровой с вибрационной и световой индикацией для плохослышащих и глухих "Энеджи" N CLS-28-2023-007 от 28.12.2023.
Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
Все хозяйствующие субъекты имеют равные возможности для участия в закупке, целью которой было обеспечение нужд заказчика.
Отсутствие у заявителя оборудования, удовлетворяющего потребности не свидетельствует о неправомерности действий заказчика.
Доказательств того, что требования к закупаемому товару указаны лишь в целях обеспечения победы в Запросе котировок конкретному хозяйствующему субъекту или для исключения участия в торгах конкретного потенциального участника, материалы дела не содержат.
При рассмотрении жалобы Комиссией установлено, что извещение о проведении Запроса котировок не содержит ссылок на требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов либо наименование страны происхождения товара.
Требования извещения о проведении Запроса котировок в равной степени распространены на всех участников закупки.
Объектом Запроса котировок является поставка находящегося в свободном обращении товара, в связи с чем, участвовать в указанной закупке может любое лицо, готовое поставить товар, соответствующий положениям извещения о проведении Запроса котировок и удовлетворяющий потребностям заказчика.
При указанных обстоятельствах Комиссия пришла к выводу, что описание объекта закупки осуществлено в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того Комиссия Белгородского УФАС России поясняет, что согласно пункту 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Комиссия отмечает, что доводы жалобы о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе, поскольку порядок рассмотрения заявлений, поданных в антимонопольный орган о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, а также порядок возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства установлен главой 9 Закона о защите конкуренции.
Следовательно, в рамках рассмотрения жалобы ООО "Медпроф" Комиссия, осуществляющая свои полномочия в рамках Закона о контрактной системе, не вправе давать оценку указанным действиям участников закупки на предмет наличия нарушений Закона о защите конкуренции.
Учитывая выше изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Медпроф" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 21 марта 2024 г. N 031/06/106-141/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.03.2024