Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
... - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии,
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
... - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Стандарт+" (далее также - ООО "Стандарт+", заинтересованное лицо, поставщик): ... (представитель по доверенности);
от заказчика АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "АЛДАНСКИЙ РАЙОН" РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) (далее также - АДМИНИСТРАЦИЯ МР "АЛДАНСКИЙ РАЙОН" РС (Я), заказчик): ..., ... (представители по доверенностям);
рассмотрев обращение, представленное заказчиком АДМИНИСТРАЦИЕЙ МР "АЛДАНСКИЙ РАЙОН" РС (Я) об участнике закупки ООО "Стандарт+" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на строительство объекта капитального строительства "Культурно-спортивный комплекс в с.Кутана" (изв. N 0816300014518000054), действуя на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", (далее - Закон о контрактной системе), пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 (далее также - Правил),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили сведения, представленные заказчиком АДМИНИСТРАЦИЕЙ МР "АЛДАНСКИЙ РАЙОН" РС (Я) об участнике закупки ООО "Стандарт+" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на строительство объекта капитального строительства "Культурно-спортивный комплекс в с.Кутана" (изв. N 0816300014518000054).
Из пояснений заказчика следует, что основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта явилось исполнение обязательств, предусмотренных контрактом не в полном объеме.
Из письменных пояснений заинтересованного лица ООО "Стандарт +" следует, что работы по данному контракту в настоящее время ведутся и будут выполнены на сумму 17 901 123, 51 рублей.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, заслушав лиц, участвующее в деле, установила следующее:
1) 01.03.2018 г. заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение N 0816300014518000054 на строительства "Культурно-спортивный комплекс в с.Кутана".
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 34 532 780,00 рублей;
3) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.05.2018 г. заявка участника закупки ООО "Стандарт+" признана соответствующей требованиям извещения об электронном аукционе.
4) 24.05.2018 г. между заказчиком и заинтересованным лицом был заключен муниципальный контракт на строительства "Культурно-спортивный комплекс в с.Кутана" (реестровый номер контракта N 3140201339318000093) с ценой контракта 21 732 439,50 рублей.
5) 26.02.2024 г. заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
6) 11.03.2024 г. контракт расторгнут.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приняла решение не включать сведения об участнике закупки ООО "Стандарт+" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации по следующим основаниям.
Статьей 104 Закона о контрактной системе регламентирован порядок включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, который формируется в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с абзаца 1 статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из пункта 1 статьи 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 статьи 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абзаца 4 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
24.05.2018 г. между заказчиком и заинтересованным лицом был заключен муниципальный контракт на строительства "Культурно-спортивный комплекс в с.Кутана" (реестровый номер контракта N 3140201339318000093) с ценой контракта 21 732 439,50 рублей.
(далее - контракт).
Разделом 1 "Предмет Контракта" муниципального контракта установлено следующее:
"1.1. Подрядчик обязуется выполнить для Заказчика работы по строительству культурно-спортивного комплекса в с.Кутана в соответствии со описанием объекта закупки (Приложение N1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять результат Работ и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом."
Разделом 2 "Цена Контракта и порядок расчетов" муниципального контракта установлено следующее:
"2.1. Цена работ по смете составляет 19 756 763,50 (девятнадцать миллионов семьсот пятьдесят шесть тысяч семьсот шестьдесят три рубля пятьдесят копеек), НДС не облагается в связи с применением Подрядчиком упрощенной системы налогообложения в соответствии с ч. 2 ст.346.11 НК РФ."
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно разделу 9 "Срок действия, порядок изменения и расторжения Контракта" контракта предусмотрен следующий порядок расторжения контракта:
"9.3. Контракт может быть расторгнут:
- по соглашению Сторон;
- по решению суда;
- в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством."
9.5. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Подрядчик не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения подрядчика.
9.6. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения контракта подряда, в том числе в следующих случаях:
9.6.1. в любое время до сдачи Заказчику результата Работы, уплатив Подрядчику часть установленной цены пропорционально части Работы, выполненной до получения извещения об отказе Заказчика от исполнения Контракта (ст. 717 ГК РФ);
9.8. Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта в течение 1 (одного) рабочего дня, следующего за датой принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется Подрядчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Подрядчика, указанному в Контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение Заказчиком подтверждения о его вручении Подрядчику. Выполнение Заказчиком требований настоящего пункта считается надлежащим уведомлением Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения Заказчиком подтверждения о вручении Подрядчику указанного уведомления либо дата получения Заказчиком информации об отсутствии Подрядчика по его адресу, указанному в Контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении 30 (тридцати) календарных дней с даты размещения решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта в единой информационной системе.
9.9. Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу и Контракт считается расторгнутым через 10 (десять) календарных дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
9.10. Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в течение 10 (десяти) календарных дней с даты надлежащего уведомления Подрядчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта устранено нарушение условий Контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также Заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с п. 9.7 Контракта. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения Подрядчиком условий Контракта, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта.
9.11. Подрядчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации."
22.02.2024 г. заказчиком принято решение об одностороннем расторжении контракта.
26.02.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта вручено лично, о чем свидетельствуют личная подпись Подрядчика о получении решения.
11.03.2024 г. контракт расторгнут.
Материалами дела установлено следующее:
24.05.2018 г. между заказчиком и заинтересованным лицом был заключен муниципальный контракт на строительства "Культурно-спортивный комплекс в с.Кутана" (реестровый номер контракта N 3140201339318000093) с ценой контракта 21 732 439,50 рублей.
Абз.З п.2.3. Контракта предусмотрено предоставление аванса в размере 25 % от цены Контракта, что составляет 4 939 190,87 рублей из расчета: (19 756 763, 50 рублей х 25 %). Заказчик обязательство по перечислению авансового платежа выполнил, что подтверждается платежным поручением N4305 от 06.06.2018 г.
19 ноября 2019 года в адрес администрации поступило письмо от ООО "Стандарт-+" с просьбой продлить срок выполнения работ по муниципальному контракту в связи форсмажорными обстоятельствами, а именно спад уровня реки Алдан по которой возможно доставить материал для выполнения работ в с.Кутана, в связи с чем не был вовремя доставлен материал.
20.11.2019 г. заключено Дополнительное соглашение к Контракту (далее - Дополнительное соглашение), которым стороны пришли к соглашению изменить срок окончания работ до 01.10.2020 г., и в связи увеличением объемов работ на 10% цена работ составила 21 732 439, 50 рублей. Увеличение объемов работ связано с тем, что при заключении контракта не были учтены работы по подготовке площадки под строящийся объект.
В период с апреля по октябрь 20219 года ООО "Стандарт+" выполнило и предъявило к оплате работы:
- акт о приемке выполненных работ от 15.04.2019 г. и справка стоимости выполненных работ и затрат от 18.04.2019 г.
Заказчиком 07.05.2019 г. произведен платеж в размере 3 323 710,71 рублей, что подтверждается платежным поручением N2928 от 07.05.2019 г.;
- акт о приемке выполненных работ от 20.08.2019 г. и справка стоимости выполненных работ и затрат от 20.08.2019 г.
Заказчиком 23.08.2019 г. произведен платеж в размере 5 875 559,79 рублей, что подтверждается платежным поручением N5638 от 23.08.2019 г.;
- акт о приемке выполненных работ от 08.10.2019 г. и справка стоимости выполненных работ и затрат от 08.10.2019 г.
Заказчиком 10.10.2019 г. произведен платеж в размере 3 762 662,14 рублей, что подтверждается платежным поручением N6670 от 10.10.2019 г.
Общая сумма денежных средств, перечисленная Заказчиком Подрядчику по Контракту составляет 17 901 123, 51 рублей (в том числе: сумма авансового платежа, в размере 4 939 190,87 рублей, оплата выполненных работ в сумме 12 961 932,64 руб.)
В ходе рассмотрения дела представитель ООО "Стандарт-+" пояснил, что работы по данному контракту в настоящее время ведутся и будут выполнены на сумму 17 901 123, 51 рублей, задержка вызвана труднодоступностью населенного пункта с. Кутана, и пандемией в 2020 году.
Заинтересованным лицом для подтверждения своего добросовестного поведения в материалы дела представлены исполненные контракты на сумму соразмерную или большую чем сумму данного контракта: N 3142500348023000007, 2143300936522000226, 3141400967320000011, 3142100799818000004.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика не настаивали о включение в реестр недобросовестных поставщиков ООО "Стандарт-+"
Как следует из материалов дела заинтересованным лицом были приняты меры к исполнению контракта, от исполнения контракта не уклонялся, что отражается в предоставленных документах.
По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта.
Согласно пункту 15 Правил N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При осуществлении гражданских прав добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (пункт 5 статьи 10 ГК РФ).
Следует отметить, что при применении гражданского законодательства в гражданских правоотношениях (пункт 2 статьи 6 ГК РФ), в том числе при осуществлении закупок и исполнении договоров изначально презюмируются принципы добросовестности, разумности и справедливости, основные начала гражданского законодательства, провозглашенные статьей 1 ГК РФ, также предусматривают, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 3 статьи 1 ГК РФ); никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ).
Управление также обращает внимание на то, что сам по себе факт неисполнения Контракта не может свидетельствовать о недобросовестном поведении общества, как то понимается в статье 10 Гражданского кодекса РФ, и которая запрещает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку обстоятельства дела не содержат доказательств, что Общество осуществляло свои гражданские права связанные с исполнением контракта исключительно с намерением причинить вред Заказчику, либо действовало в обход закона с противоправной целью, либо заведомо недобросовестно осуществляло гражданские права (злоупотребление правом).
Учитывая приведенные выше обстоятельства, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), рассмотрев обстоятельства и факты дела, поведение лица, направленное на исполнение контрактных обязательства, провела оценку всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи и считает, что заинтересованное лицо не подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации.
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Якутского УФАС России,
р е ш и л а:
Сведения, представленные заказчиком АДМИНИСТРАЦИЕЙ МР "АЛДАНСКИЙ РАЙОН" РС (Я) об участнике закупки ООО "Стандарт+" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на строительство объекта капитального строительства "Культурно-спортивный комплекс в с.Кутана" (изв. N 0816300014518000054) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии _
Члены комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 20 марта 2024 г. N 014/06/104-367/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.03.2024