Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
... - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от уполномоченного учреждения государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" (далее - ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС (Я)", уполномоченное учреждение, аукционная комиссия): ... (представитель по доверенности);
от заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Нерюнгринская центральная больница" (далее - ГБУ РС (Я) "Нерюнгринская ЦРБ", заказчик): ... (представитель по доверенности);
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Центр утилизации техники и оборудования" (далее - ООО "ЦУТО", заявитель): ... (представитель по доверенности),
рассмотрев посредством web-видеоконференцсвязи жалобу ООО "ЦУТО" на действия (бездействие) заказчика ГБУ РС (Я) "Нерюнгринская ЦРБ" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по вывозу и утилизации рентгеновских трубок для Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Нерюнгринская центральная районная больница" (извещение N 0816500000624003306), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "ЦУТО" на действия заказчика.
Из сути жалобы заявителя следует, что:
1. Требование, установленное заказчиком о наличии в лицензии на осуществление деятельности одновременно на утилизацию, обезвреживание ограничивает круг участников закупки.
2. Виды отходов, включенные в Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО) установлены заказчиком некорректно.
Просит признать жалобу обоснованной.
В ходе рассмотрения дела представитель уполномоченного учреждения пояснил, что с жалобой заявителя не согласен.
Просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
07.03.2024 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0816500000624003306 на оказание услуг по вывозу и утилизации рентгеновских трубок для Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Нерюнгринская центральная районная больница".
Начальная (максимальная) цена контракта составила: 520 000,00 рублей.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу ООО "ЦУТО" обоснованной на основании следующего.
1.Довод жалобы в части того, что требование, установленное заказчиком о наличии в лицензии на осуществление деятельности одновременно на утилизацию, обезвреживание ограничивает круг участников закупки признан обоснованным на основании следующего:
На основании пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии пунктом 1 части 1 стать 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Исходя из абзаца 3 пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий
В силу пункта 30 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ подлежит лицензированию деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (за исключением случаев, если сбор отходов I - IV классов опасности осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения)
Так, подразделом 1 раздела 4 Информационной карты к извещению заказчиком установлено следующее:
1. |
Требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям |
Участник закупки в соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" должен иметь действующую лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, включающую в себя следующие работы: - Сбор отходов IV класса опасности; - Транспортирование отходов IV класса опасности; - Утилизация отходов IV класса опасности; - Обезвреживание отходов IV класса опасности |
Заявитель в ходе рассмотрения дела указал на то, что требование, установленное заказчиком о наличии в лицензии на осуществление деятельности одновременно на утилизацию, обезвреживание ограничивает круг участников закупки, также указал, что заказчику следовало установить следующие виды работ: транспортирование, сбор, утилизация и/или обезвреживание.
В ходе рассмотрения дела представитель заявителя с доводом жалобы согласилась, также пояснила, что закупку на оказание услуг по вывозу и утилизации рентгеновских трубок проводят впервые, по мере поступления запросов на разъяснения заказчиком вносились изменения в извещение.
Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что требование, установленное заказчиком о наличии в лицензии на осуществление деятельности одновременно на утилизацию, обезвреживание ограничивает круг участников закупки, тем самым нарушает пункт 1 части 1 статьи 31, часть 6 статьи 31, пункт 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Довод жалобы признан обоснованным.
Довод жалобы в части того, что виды отходов, включенные в Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО) установлены заказчиком некорректно признан обоснованным на основании следующего:
В соответствии пунктом 1 части 1 стать 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) с учетом положений Закона N 89-ФЗ.
В соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 N 2290 утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (далее - Положение N 2290).
Согласно ст. 4.1 Закона N 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высоко-опасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
Критерии отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду утверждены приказом Минприроды России от 04.12.2014 N 536. Порядка подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности утвержден приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1027.
Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов.
Так, подразделом 1 раздела 4 Информационной карты к извещению заказчиком установлено следующее:
2. |
Требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям |
Код ФККО - 9 49 868 21 52 4 - трубки индикаторные стеклянные, отработанные при технических испытаниях и измерениях или 9 43 000 00 00 0- Отходы технических испытаний оборудования или 9 40 000 00 00 0 -ОТХОДЫ ПРИ ТЕХНИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЯХ, ИЗМЕРЕНИЯХ, ИССЛЕДОВАНИЯХ; б) следующие виды отходов, включенные Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N242: - 46211099203 - Лом и отходы меди несортированные незагрязненные, или 4 62 000 00 00 0 или 4 60 000 00 00 0; - 46102111204 - Лом и отходы черных металлов в виде изделий, кусков, содержащих пластмассовые фрагменты, в смеси, или 4 61 000 00 00 0 или 4 60 000 00 00 0; - 46120001515 - Лом и отходы стальных изделий незагрязненные, или 4 61 000 00 00 0 или 4 60 000 00 00 0; - 34190102204 - Бой стекла малоопасный, или 3 41 000 00 00 0 или 3 40 000 00 00 0. Соответствие требованиям подтверждается предоставлением выписки из реестра лицензий (или копии такого документа). Достоверность сведений, вышеуказанных документов, проверяется в реестре лицензий (за исключением случаев невозможности доступа членов комиссии к указанным реестрам) |
В ходе рассмотрения дела представитель заявителя указала на то, что заказчик заявляет коды, не являющиеся конкретными позициями, а являющиеся подтипом, в которые входит группа, подгруппа и позиция. Это означает, что подтип может включать в себя множество различных позиций, а также Заказчику нужно указать следующие требования в технической части закупки:
"Действующая лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности на основании Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". В приложении к лицензии должны присутствовать:
а) следующие виды отходов, включенные Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N242:
- 46211099203 - Лом и отходы меди несортированные незагрязненные;
- 46102111204 - Лом и отходы черных металлов в виде изделий, кусков, содержащих пластмассовые фрагменты, в смеси;
- 46120001515 - Лом и отходы стальных изделий незагрязненные;
- 34190102204 - Бой стекла малоопасный.
В ходе рассмотрения дела представитель заявителя с доводом жалобы согласилась, также пояснила, что закупку на оказание услуг по вывозу и утилизации рентгеновских трубок проводят впервые, по мере поступления запросов на разъяснения заказчиком вносились изменения в извещение.
Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что виды отходов, включенные в Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО) установлены заказчиком некорректно, тем самым нарушает пункт 1 части 1 статьи 31, часть 6 статьи 31, пункт 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Довод жалобы признан обоснованным.
Жалоба ООО "ЦУТО" признана обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "ЦУТО" на действия (бездействие) заказчика ГБУ РС (Я) "Нерюнгринская ЦРБ" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по вывозу и утилизации рентгеновских трубок для Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Нерюнгринская центральная районная больница" (извещение N 0816500000624003306) обоснованной.
2. Признать заказчика ГБУ РС (Я) "Нерюнгринская ЦРБ" нарушившим пункт 1 части 1 статьи 31, часть 6 статьи 31, пункт 12 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела должностному лицу Якутского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии _
Члены Комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 22 марта 2024 г. N 014/06/49-375/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.03.2024