Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
- начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии,
- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Долгуновой А.А. - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заказчика КОМИТЕТА ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ НЕРЮНГРИНСКОГО РАЙОНА (далее также - КЗИИО, заказчик): (представитель по доверенности);
от заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "ОРГТЕХКОНСАЛТ" (далее также - ООО "ОТК", заинтересованное лицо, исполнитель): (представитель по доверенности);
рассмотрев посредством web-видеоконференцсвязи обращение, представленное заказчиком КЗИИО об участнике закупки ООО "ОТК" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на оказание услуг по обследованию несущих строительных конструкций и оценке технического состояния объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский муниципальный район, п. Чульман, Аэропорт территория, Здание длительного ожидания (гостиница) (изв. N 0316300088823000003), действуя на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", (далее - Закон о контрактной системе), пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 (далее также - Правил),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили сведения, представленные заказчиком КЗИИО об участнике закупки ООО "ОТК" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на оказание услуг по обследованию несущих строительных конструкций и оценке технического состояния объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский муниципальный район, п. Чульман, Аэропорт территория, Здание длительного ожидания (гостиница).
Из пояснений заказчика следует, что основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта явилось не исполнение заинтересованным лицом обязательств, предусмотренных контрактом.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, заслушав лиц, участвующих в деле, установила следующее:
1) 06.12.2023 г. заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение N 0316300088823000003 на оказание услуг по обследованию несущих строительных конструкций и оценке технического состояния объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский муниципальный район, п. Чульман, Аэропорт территория, Здание длительного ожидания (гостиница);
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 2 503 000,00 рублей;
3) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.12.2023 заявка на участие в закупке поданная ООО "ОТК" признана соответствующей требованиям извещения.
4) 26.12.2023 г. между заказчиком и заинтересованным лицом был заключен муниципальный контракт N 0316300088823000003 на оказание услуг по обследованию несущих строительных конструкций и оценке технического состояния объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский муниципальный район, п. Чульман, Аэропорт территория, Здание длительного ожидания (гостиница);
5) 04.03.2024 г. заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
6) 15.03.2024 г. контракт расторгнут.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приняла решение не включать сведения об участнике закупки ООО "ОТК" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации по следующим основаниям.
Статьей 104 Закона о контрактной системе регламентирован порядок включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, который формируется в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с абзацем 1 статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из пункта 1 статьи 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 статьи 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абзаце 4 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" вина должника в нарушении обязательства, предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
26.12.2023 г. между заказчиком и заинтересованным лицом был заключен муниципальный контракт N 0316300088823000003 на оказание услуг по обследованию несущих строительных конструкций и оценке технического состояния объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский муниципальный район, п. Чульман, Аэропорт территория, Здание длительного ожидания (гостиница) (далее - контракт).
Согласно разделу 1 "Предмет и цена контракта", контракта установлено следующее:
"1.1. В сроки, установленные настоящим Контрактом, Исполнитель обязуется оказать Заказчику услуги по обследованию несущих строительных конструкций и оценке технического состояния объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский муниципальный район, п. Чульман, Аэропорт территория, Здание длительного ожидания (гостиница) (далее - Услуги), а Заказчик обязуется принять и оплатить за оказанные Услуги.
1.2. Состав и объем Услуг, иные данные об Услуге определяются (Приложением N 1) к Контракту (код предмета Контракта по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) - 71.12.12.190 Услуги по инженерно-техническому проектированию зданий прочие, не включенные в другие группировки).
1.3. Место оказания Услуг: Территория Аэропорта, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, п. Чульман с кадастровым номером: 14:19:206002:1982.
1.4. Цена Контракта составляет 648 000 (шестьсот сорок восемь тысяч) рублей 00 копеек. НДС не облагается.
Цена Контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Контрактом или законодательством Российской Федерации.
1.4.1. Авансовые платежи по Контракту не предусмотрены.
1.4.2. В цену Контракта включены стоимость оказываемых Услуг, включая все расходы, связанные с выполнением обязательств Исполнителя, все налоги, пошлины, сборы, отчисления и другие платежи, которые Исполнитель должен оплачивать при исполнении Контракта или на иных основаниях.
1.5. Исполнитель приступает к оказанию Услуг с момента заключения Контракта и обязуется оказать Услуги по Контракту в полном объеме в срок по "27" февраля 2024 г., включительно.
1.6. Этапы оказания Услуг указываются в Графике оказания услуг (Приложение N 2) к Контракту, сдача и приемка этапа Услуг ведется в соответствии с общим порядком сдачи и приемки
_"
Согласно разделу 5 "Срок исполнения, место и условия выполнения работ", контракта установлено следующее:
"5.1. Срок исполнения Контракта с учетом приемки работ: с момента заключения по 26 марта 2024 года.
5.2. Место оказания Услуг: территории Аэропорта, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, п. Чульман с кадастровым номером: 14:19:206002:1982
5.3. Условия оказания Услуг: в соответствии с Техническим заданием (Приложение N1), согласно Графика оказания услуг (Приложение N2), являющиеся неотъемлемой частью Муниципального контракта, согласованного с Заказчиком."
Из представителя заказчика следует, что заказчиком принято решение об одностороннем расторжении контракта в связи с тем, что заинтересованным лицом не исполнены обязательства, предусмотренные контрактом. Товар не поставлен.
Согласно разделу 10 "Порядок расторжения Контракта", контракта предусмотрен следующий порядок расторжения контракта:
"10.1. Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
10.2. По соглашению Сторон допускается расторжение Контракта, если это не противоречит законодательству Российской Федерации.
10.3. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения данного вида обязательства.
10.4. Если Заказчиком проведена экспертиза оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято Заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта.
10.5. Заказчик может в любое время до сдачи ему оказанной Услуги отказаться от исполнения Контракта, уплатив Исполнителю часть установленной цены пропорционально части Услуги, выполненных до получения извещения об отказе Заказчика от исполнения Контракта. Заказчик также обязан возместить Исполнителю убытки, причиненные прекращением Контракта, в пределах разницы между ценой, определенной за всю Услугу, и частью цены, выплаченной за оказанную Услугу.
10.6. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях, установленных частью 15 статьи 95 Закона N 44-ФЗ и относящихся к предмету Контракта.
10.7. Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу и Контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
10.8. Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Исполнителя о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта устранено нарушение условий Контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также Заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы оказанной Услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения Исполнителем условий Контракта, которые в соответствии с настоящим разделом являются основанием для одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта.
10.9. Исполнитель вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств."
Пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
04.03.2024 г. заказчиком принято решение об одностороннем расторжении контракта.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе подрядчиком 04.03.2024 г. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, размещено в ЕИС.
Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
В силу пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании изложенного, датой надлежащего уведомления заказчика о принятом подрядчиком решении является 04.03.2024 г.
04.03.2024 г. согласно сведениям ЕИС, решение об одностороннем расторжении контракта доставлено в личный кабинет заказчика.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, 15.03.2024 г. контракт расторгнут.
Материалами дела установлено следующее:
26.12.2023 г. между заказчиком и заинтересованным лицом был заключен муниципальный контракт N 0316300088823000003 на оказание услуг по обследованию несущих строительных конструкций и оценке технического состояния объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский муниципальный район, п. Чульман, Аэропорт территория, Здание длительного ожидания (гостиница);
15.01.2024 г. заинтересованным лицом заказчику направлено письмо N 3 с просьбой о предоставлении следующих материалов:
- инвентаризационные поэтажные планы и технический паспорт на здание;
- акты осмотров здания, выполненные персоналом эксплуатирующей организации, в том числе ведомости дефектов;
- акты и отчеты ранее проводившихся обследований здания;
- проектную документацию на здание;
- информацию, в том числе проектную, о перестройках, реконструкциях, капитальном ремонте
и т.п.;
- геоподоснову, выполненную специализированной организацией;
- материалы инженерно-геологических изысканий за последние пять лет;
- информацию о местах расположения вблизи здания засыпанных оврагов, карстовых провалов, зон оползней и других опасных геологических явлений. Без перечисленных выше документов достичь результата оказанных услуг по первому этапу пункта 9 Технического задания (составить программу обследования) не представляется возможным.
19.01.2024 г. заказчиком заинтересованному лицу направлено письмо N 34 в ответ на обращение от 15.01.2024 N 3 со следующим содержанием: в виду того, вышеуказанный объект незавершенного строительства был принят в собственность муниципального образования "Нерюнгринский район" по решению суда, предоставить запрашиваемую информацию не представляется возможным. Направляем копии документов, в соответствии с пунктом 14 Технического задания (Приложение N 1 к Контракту), а также фото объекта, подлежащего обследованию. Приложение:
1. Декларация об объекте недвижимости (Аэропорт), на 4 л.
2. Схема геодезических построений, на 1 л.
3. Схема расположения объекта незавершенного строительства (части объекта недвижимости) в границах земельного участка, на 1 л.
4. Чертеж контура объекта незавершенного строительства (части объекта недвижимости), на 1 л.
5. Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости, на 7 л.
6. Фото объекта.
22.01.2024 г. заинтересованным лицом заказчику направлено письмо N 15 в ответ на письмо от 19.01.2024 N 34 о следующем: согласно указанным документам, а также п. 9 Технического задания, обследование технического состояния конструкций предваряет сбор и анализ проектно-технической документации на объект. Кроме того, в письме Вы указываете, что основанием возникновения права на объект явилось решение суда, однако, сам документ-основание Исполнителю предоставлен не был. В запросе ООО "ОТК" от 15.01.2024 N 3 также содержался перечень прочих исходных документов, в отсутствие которых оказание услуги с надлежащим качеством и в срок не представляется возможным. К сожалению, они также не представлены.
26.01.2024 г. заказчиком заинтересованному лицу направлено письмо N 83 в ответ на уведомление от 22.01.2024 N 15 о несогласии с указанным уведомлением и его необоснованностью на основании следующего: в своем уведомлении вы (далее - заинтересованное лицо) ссылаетесь на пункт 9 Технического задания (1-й этап "Подготовка к проведению обследования), согласно которому, обследование технического состояния конструкций, предваряет сбор и анализ проектно-технической документации на объект. При этом, указанный пункт не содержит предваряющее условие в нем указано, что первый этап включает: "ознакомление со зданием, объёмно-планировочным и конструктивным решением, сбор и анализ проектно-технической документации совместно с Заказчиком", а не самим Заказчиком. В связи с чем, основания приостановки работ по Контракту отсутствуют. Кроме того, из содержания аукционной документации, с которой вы ознакомлены заблаговременно, до заключения Контракта, а также в соответствии с содержанием пункта 14 Технического задания Вам был известен перечень исходных данных, которые имеются у Заказчика и которые предоставляются до начала производства работ, а именно:
- декларация об объекте недвижимости (Аэропорт);
- схема геодезических построений;
- схема расположения объекта незавершенного строительства (части объекта недвижимости) в границах земельного участка;
- чертеж контура объекта незавершенного строительства (части объекта недвижимости);
- выписка из ЕГРН об объекте недвижимости.
Указанные документы предоставлены незамедлительно в ответ на обращение от 15.01.2024 N 3. Дополнительно предоставлены фото объекта, с уведомлением о том, что иная документация в отношении объекта незавершенного строительства отсутствует у Заказчика, ввиду оформления права собственности на объект после вступления в законную силу решения Нерюнгринского городского суда от 28.08.2023 г. (копия прилагается). В связи с чем, в соответствии с частью 1 статьи 718 ГК РФ Заказчик в полной мере оказал Исполнителю содействие в выполнении работы в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных Контрактом. Каких-либо иных требований и условий по предоставлению конкретной документации по объекту Контракт не содержит.
06.02.2024 г. заказчиком заинтересованному лицу направлена претензия N 131 из содержания которого следует, что в связи с просрочкой исполнения условий контракта необходимо оплатить в пользу заказчика пеню.
20.02.2024 г. заказчиком заинтересованному лицу направлена претензия N 274 с требованием исполнить претензию заказчика от 06.02.2024 г.
04.03.2024 г. заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
06.03.2024 г. заинтересованным лицом заказчику направлено письмо N 79 с просьбой сообщить, находится ли на хранении в фондах архива техническая документация аэропорта Чульман (с 1987 аэропорт Нерюнгри). В частности, проектная и исполнительная документация здания длительного ожидания (гостиницы) на территории аэропорта, либо любая иная техническая документация, связанная с проектированием и строительством аэропорта п. Чульман (аэропорт строился как комплекс зданий).
06.03.2024 г. заинтересованным лицом заказчику направлено ответное письмо N 80 на решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
14.03.2024 г. заказчиком заинтересованному лицу направлено письмо N 388 о нижеследующем.
На письмо, направленное в ответ на уведомление Заказчика от 04.03.2024 N 347 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 26.12.2023 N0316300088823000003, от 06.03.2024 N 80 Комитет земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района сообщает следующее: По изложенным в письме доводам, Заказчиком не однократно давались пояснения и мотивированные аргументы об их отклонении. В соответствии с разделом 3 "СП 13-102-2003. Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений" (далее - СП 13-102-2003) поверочный расчет - расчет существующей конструкции по действующим нормам проектирования с введением в расчет полученных в результате обследования или по проектной и исполнительной документации геометрических параметров конструкции, фактической прочности строительных материалов, действующих нагрузок, уточненной расчетной схемы с учетом имеющихся дефектов и повреждений. То есть, расчеты возможно производить не только по проектной и исполнительной документации, но и по действующим нормам проектирования! Очевидно, что при наличии проектно-сметной документации, 90% услуг по обследованию несущих строительных конструкций и оценке технического состояния объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский муниципальный район, п. Чульман, Аэропорт территория, Здание длительного ожидания (гостиница), могут быть выполнены дистанционно. Однако, отсутствие проектно-сметной документации, не является основанием невозможности выполнения вышеуказанных услуг. Соответственно, доводы о невозможности достигнуть результата выполнения муниципального контракта без проектно - сметной документации, не обоснованы. Заказчику не понятны мотивы, когда в каждом своем письме вы ссылаетесь на одно и то же, на непредоставление проектно - сметной документации.
15.03.2024 г. контракт расторгнут.
19.03.2024 г. заинтересованным лицом заказчику направлена встречная претензия N 95 на претензию заказчику от 20.02.2024 г. из краткого содержания которого следует, что в отсутствие проектной документации невозможно определить, являются ли принятые при строительстве инженерные решения проектными (то есть нормативно допускаемыми) либо отклонениями от проекта, то есть, дефектами. То же касается повреждений: отклонение от, например, геометрических параметров строительных конструкций возможно по заданию заказчика и в данном случае факт наличия или отсутствия повреждения строительной конструкции устанавливается сертификатом на конструкцию. Поскольку учет имеющихся дефектов и повреждений необходим для выполнения поверочных расчетов, а их определение без проектной документации невозможно, требование ТЗ о выполнении поверочных расчетов недостижимо, что и было Заказчику доведено ранее. Так же, невозможно составление корректных схем и ведомостей дефектов и повреждений с указанием мест, характера и геометрических параметров, необходимых для разработки рекомендаций по их устранению (п.З Второго этапа раздела 9 "Этапность выполнения работ" Задания). Исходя из возможности выполнения обследования с учетом отсутствия проектной документации, Вам было предложено снизить объем обследования, направлена программа работ с учетом вновь полученных данных (об отсутствии проектной документации) и подтверждена готовность выезда на объект для проведения обследования после получения подтверждения согласования направленной программы. Однако, все попытки Исполнителя выйти из сложившегося правового тупика и начать работу по Контракту, встретили сопротивление Заказчика. Действуя формально, Заказчик в возникшей ситуации злоупотребляет правом, что в соответствии со ст. 10 ГК РФ, влечет к отказу в его защите. В настоящее время исполнение Контракта приостановлено в порядке ст. 719 ГК РФ, о чем Заказчику направлено соответствующее извещение, игнорируя которое Заказчик также злоупотребляет правом, пользуясь своим преимущественным положением.
Сторонами Комиссии Якутского УФАС России предоставлены следующие материалы к делу: решение суда от 28.08.2023 г. сведения об объекте незавершенного строительства, независимая банковская гарантия от 25.12.2023 г. запросы в организации о предоставлении документов, ответы организаций, архив направленный исполнителю от ГКУ РС (Я) "НА РС (Я)".
Комиссия Якутского УФАС России изучив приложение N 1 к контракту "Техническое задание" установила, что пунктом 9 Технического задания предусмотрено: "ознакомление со зданием, объёмно-планировочным и конструктивным решением, сбор и анализ проектно-технической документации совместно с Заказчиком" в котором не содержится сведений о том, что у заказчика не имеется часть документов. Заказчик в вышеуказанных письмах не отрицает того, что документация в отношении объекта незавершенного строительства отсутствует у Заказчика кроме тех, которые, были направлены исполнителю. Комиссия согласна с доводами исполнителя в части того, что исполнение в отсутствие необходимых для заинтересованного лица документов, а именно документов "проектно-технического" характера для исполнения обязательства по контракту с надлежащим качеством и в срок не представляется возможным.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта. Исходя из предоставленных сторонами сведений и документов в материалы дела Обществом в рамках исполнения контракта совершались действия, направленные на исполнение своих обязательств, и предпринимались меры для корректировки сложившейся ситуации. При указанных обстоятельствах, Комиссия не усматривает в действиях Общества однозначных признаков уклонения от выполнения работ, предусмотренных контрактом.
Согласно пункту 15 Правил N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При осуществлении гражданских прав добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (пункт 5 статьи 10 ГК РФ).
Следует отметить, что при применении гражданского законодательства в гражданских правоотношениях (пункт 2 статьи 6 ГК РФ), в том числе при осуществлении закупок и исполнении договоров изначально презюмируются принципы добросовестности, разумности и справедливости, основные начала гражданского законодательства, провозглашенные статьей 1 ГК РФ, также предусматривают, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 3 статьи 1 ГК РФ); никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ).
Учитывая приведенные выше обстоятельства, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), рассмотрев обстоятельства и факты дела, поведение лица, направленное на исполнение контрактных обязательства, провела оценку всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи и считает, что ООО "ОТК" не подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации.
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Якутского УФАС России,
р е ш и л а:
Сведения, представленные заказчиком КЗИИО об участнике закупки ООО "ОТК" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на оказание услуг по обследованию несущих строительных конструкций и оценке технического состояния объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский муниципальный район, п. Чульман, Аэропорт территория, Здание длительного ожидания (гостиница) (изв. N 0316300088823000003) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 25 марта 2024 г. N 014/06/104-381/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.03.2024