Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
_ - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
_ - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
_ - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от уполномоченного учреждения Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" (далее - ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС (Я)"): _. (представитель по доверенности);
в отсутствие:
заявителя Общества с ограниченной ответственностью "ЛАТРЕК" (далее - ООО "ЛАТРЕК", заявитель): не участвовали, уведомлены надлежащим образом;
заказчика ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "РЕСПУБЛИКАНСКАЯ БОЛЬНИЦА N 2 - ЦЕНТР ЭКСТРЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ" (далее - ГБУ РС (Я) "РБ N 2 - ЦЭМП", заказчик): не участвовали, уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев посредством web-видеоконференции жалобу ООО "ЛАТРЕК" на действия (бездействие) заказчика ГБУ РС (Я) "РБ N 2 - ЦЭМП" при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий для нужд рентгенхирургии (извещение N 0816500000624002805), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ)
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "ЛАТРЕК" на действия заказчика.
Из сути жалобы ООО "ЛАТРЕК" следует, что аукционная документация составлена заказчиком с нарушением. А именно: по характеристикам в позициях "Стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство 32.50.13.190-02442" и "Стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство 32.50.13.190-02515" подходят изделия только двух производителей.
Просит признать жалобу обоснованной.
В ходе рассмотрения дела представитель уполномоченного учреждения пояснил, что жалобой заявителя не согласен.
Просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее:
1. Извещение N 0816500000624002805 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки АО "Фабрикант" - 01.03.2024 года;
2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Электронный аукцион;
3. Начальная (максимальная) цена контракта - 30 103 809,79 рублей.
4. На участие в закупке было подано 2 (две) заявки, которые признаны соответствующими требованиям извещения.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу ООО "ЛАТРЕК" необоснованной на основании следующего.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки и его характеристики в соответствии с потребностью в том или ином товаре.
В силу части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Нормы Закона о контрактной системе направлены на обеспечение конкуренции не между товарами и производителями товаров, а между участниками закупок, при этом основной задачей этих норм является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате этого определения лиц, исполнение контракта которыми в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом ему товаре.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе в число основных принципов контрактной системы в сфере закупок входит не только принцип обеспечения конкуренции (создание равных условий между участниками закупки), но и принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также принцип эффективности осуществления закупки, т.е. выявление лица, которое в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования.
В рассматриваемом случае предметом закупки является право на заключение контракта на поставку товара, а не на изготовление предмета закупки, поэтому участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.
Согласно сведениям, представленным в ЕИС заказчиком в "информации об объекте закупки" по позициям, указанным в жалобе установлено следующее:
Заявитель в своей жалобе указал на то, по позиции "Стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство 32.50.13.190-02442" подходят изделия только двух производителей - CRE8 - Alvimedica и Firehawk - Microport. Ограничивающим параметров является "Лекарственное вещество содержится в углублениях (резервуарах) на аблюминальной поверхности балок стента (которая прилегает к стенке артерии): наличие". Данное требование ограничивает возможность подачи заявки изделиями других производителей, в том числе российских производителей. Ограничение не позволяет подать заявку с изделиями российского производителя, поскольку описание объекта закупки сформировано исключительно под иностранных производителей. Дополнительно следует отметить, что параметр "Лекарственное вещество содержится в углублениях (резервуарах) на аблюминальной поверхности балок стента (которая прилегает к стенке артерии)" не является специфическим и уникальным. Включение данного параметра не улучшает качественные характеристики стента и не влияют на эффективность проведения стентирования коронарных артерий. По позиции "Стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство 32.50.13.190-02515" позициям подходят изделия только двух производителей - ORSIRO - Biotronik и Firehawk - Microport. Ограничивающим параметров является "Наличие углублений на аблюминальной поверхности стента или слоя аморфного карбида кремния на поверхности стента". Данное требование ограничивает возможность подачи заявки изделиями других производителей, в том числе российских производителей. Ограничение не позволяет подать заявку с изделиями российского производителя, поскольку описание объекта закупки сформировано исключительно под иностранных производителей. Дополнительно следует отметить, что "Наличие углублений на аблюминальной поверхности стента или слоя аморфного карбида кремния на поверхности стента" не является специфическим и уникальным. Включение данного параметра не улучшает качественные характеристики стента и не влияют на эффективность проведения стентирования коронарных артерий. Акцентируем внимание на том, что стент ORSIRO в 1.5 раза дороже, чем стент Firehawk, что указывает на то, что Заказчик предусматривает получение стента определенного производителя - Microport, так как с учетом цен, указанных в коммерческих предложениях, стенты ORSIRO не попадает в указанные цены. Изложенное может свидетельствовать о ценовом ограничении в поставке медицинских изделий, которое подразумевает поставку товара, соответствующего единственному производителю.
Из письменных пояснений заказчика следует, что по пункту 1 жалобы сообщаем следующее. Совокупности требуемых характеристик в описании объекта закупки соответствует продукция не менее двух производителей: Система коронарного стента с высвобождением рапамицина в стенку сосуда Firehawk Liberty, производитель "Шанхай МайкроПорт Медикал (Груп) Ко., Лтд.", Китай (per. удостоверение N РЗН 2022/18055 от 21.11.2023), Стент коронарный CRE8, сиролимус-элюирующий с системой доставки, производитель "СИД С.п.А.", Италия (per. удостоверение N ФСЗ 2012/13061 от 04.05.2021). Заявитель в тексте жалобы указывает, что "параметр "Лекарственное вещество содержится в углублениях (резервуарах) на аблюминалъной поверхности бачок стента (которая прилегает к стенке артерии)" не является специфическим и уникальным. Включение данного параметра не улучшает качественные характеристики стента и не влияют на эффективность проведения стентирования коронарных артерий".1\о данному доводу сообщаем, что параметр обеспечиваетнаилучший терапевтический эффект у пациентов после имплантации стентов. Технология аблюминальных резервуаров защищает лекарственное вещество от порчи при доставке к месту поражения. Содержание лекарственного вещества в резервуарах обеспечивает сохранность его целостности, тем самым исключая нежелательные реакции и последствия в случае растрескивания лекарственного вещества. Аблюминальное нанесение лекарственного вещества позволяет лекарственному веществу выделяется непосредственно в сосудистую стенку, а не смываться кровотоком. По пункту 2 жалобы сообщаем следующее. Совокупности требуемых характеристик в описании объекта закупки соответствует продукция не менее двух производителей: Стент коронарный FireHawk с рассасывающимся лекарственным покрытием рапамицин, производитель "Шанхай МайкроПорт Медикал Труп Ко., Лтд.", Китай (per. удостоверение N РЗН 2020/10918 от 22.11.2023), Коронарная стентовая система Orsiro с принадлежностями, производитель "БИОТРОНИК АГ", Швейцария (per. удостоверение N ФСЗ 2011/10075 от 21.09.2011). Заявитель в тексте жалобы указывает, что "наличие углублений на аблюминальной поверхности стента или слоя аморфного карбида кремния на поверхности стента" не является специфическим и уникальным. Включение данного параметра не улучшает качественные характеристики стента и не влияют на эффективность проведения стентирования коронарных артерий". По данному доводу сообщаем, что установленный параметр обеспечивает наилучший терапевтический эффект у пациентов после имплантации стента. Показатель способствует более быстрой эндотелизации имплантированного стента, что в свою очередь снижает риски развития осложнений, в том числе тромбоза стента и рестеноза. Заявитель в жалобе указывает следующее: "Акцентируем внимание на том, что стент ORSIRO в 1.5 раза дороже, чем стент Firehawk, что указывает на то, что Заказчик предусматривает получение стента определенного производителя - Microport, так как с учетом цен, указанных в коммерческих предложениях, стенты ORSIRO не попадает в указанные цены. Изложенное может свидетельствовать о ценовом ограничении в поставке медицинских изделий, которое подразумевает поставку товара, соответствующего единственному производителю". По данному доводу сообщаем, что Начальная сумма цен единиц товара по данной закупке была рассчитана в соответствии со статьей 22 Закона N 44-ФЗ и Приказом Минздрава России от 15.05.2020 N 450н. Начальные цены единиц товара сформированы на основании проведенных Заказчиком исследований рынка в соответствии с полученными коммерческими предложениями от потенциальных участников закупки и установлены на основании минимального коммерческого предложения в целях эффективности и экономности расходования денежных средств на основании Статьи 34 Бюджетного кодекса РФ. Согласно расчету начальная (максимальная) цена (НМЦК)единицы товара составила 21 000,00 рублей. Заявитель акцентирует внимание, что Коронарная стентовая система Orsiro в 1,5 раза дороже, чем ее аналог, но проведенный анализконтрактов, размещенных в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) указывает, что данный довод не находит подтверждения. Ниже представлен список контрактов, в которых цена на Коронарную стентовую систему Orsiro ниже установленной НМЦК в 21 000,00 рублей за единицу:
В силу части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Между тем, жалоба ООО "ЛАТРЕК" не содержит документов и сведений, подтверждающих обоснованность жалобы о том, что по указанным характеристикам подходят изделия только двух производителей.
Вместе с тем, заявителем не предоставлено доказательств, свидетельствующих о невозможности закупить товар, соответствующий потребности Заказчика, а также о нарушении его законных прав принять участие в данном аукционе.
При этом, участник закупки не лишен возможности закупить и поставить товар, соответствующий потребности Заказчика у любого контрагента на территории РФ, так как закупка объявлена на поставку товаров, а не производство. Участником закупок может выступить любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, готовые поставить товар, отвечающий требованиям извещения.
Комиссия УФАС также отмечает, что заказчик не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки. Действующее законодательство не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников закупки.
Таким образом, жалоба ООО "ЛАТРЕК" признана необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО "ЛАТРЕК" на действия (бездействие) заказчика ГБУ РС (Я) "РБ N 2 - ЦЭМП" при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий для нужд рентгенхирургии (извещение N 0816500000624002805) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 27 марта 2024 г. N 014/06/49-387/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.03.2024