На основании пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссий ФАС России по контролю в сфере закупок" комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ООО "РСТ-Генподряд" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ГБУ МО "Мосавтодор" (далее - Заказчик), Комитета по конкурентной политике Московской области (далее - Уполномоченный орган), комиссии по осуществлению закупок Уполномоченного органа (далее - Комиссия по осуществлению закупок), при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Комиссией по осуществлению закупок, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку асфальтобетонной смеси (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0148200005424000038) (далее - Аукцион, Извещение, Товар),
УСТАНОВИЛА:
В связи с поступлением в ФАС России обращения, содержащего информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Аукциона Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа, Комиссии по осуществлению закупок:
1) Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте государственного контракта Извещения (далее - Проект контракта) ненадлежащим образом установлен срок оплаты поставленного товара;
2) Заказчиком, Уполномоченным органом в приложении N 2 к Проекту контракта не установлен срок для подписания Заказчиком документа о приемке Товара;
3) Заказчиком, Уполномоченным органом в описании объекта закупки Извещения (далее - Описание объекта закупки) неправомерно установлено требование о соответствии Товара нормативно-техническим документам;
4) Заказчиком, Уполномоченным органом в Описании объекта закупки неправомерно установлено требование о согласовании поставщиком состава асфальтобетонной смеси с Заказчиком;
5) Комиссией по осуществлению закупок неправомерно принято решение о признании заявки участника закупки с идентификационным номером заявки "115926953" (далее - Победитель) соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
6) Заказчиком, Уполномоченным органом в Извещении неправомерно установлено требование о соответствии участников закупки положениям части 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами обращения Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган, Комиссия по осуществлению закупок действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Аукциона:
1) Извещение размещено в ЕИС - 13.02.2024;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) Начальная (максимальная) цена контракта - 408 275 484,44 руб.;
4) источник финансирования - закупка за счет собственных средств организации;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 29.02.2024;
6) на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников закупки;
7) по результатам рассмотрения заявок на участие в Аукционе все заявки признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
8) Заказчиком с Победителем заключен государственный контракт от 21.03.2024 N 0148200005424000038 по цене 406 234 107,01 руб.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в Проекте контракта ненадлежащим образом установлен срок оплаты поставленного товара.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать проект контракта.
Частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупке направлены с 1 января по 30 апреля 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 мая 2022 года не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
В соответствии с пунктом 2.6 Проекта контракта порядок и сроки оплаты товара установлены в разделе "Порядок и сроки оплаты" приложения N 2 к Проекту контракта.
Так, в приложении N 2 к Проекту контракта установлено, что оплата Товара осуществляется Заказчиком в течении 5 рабочих дней с даты подписания документа о приемки Товара, что соответствует положениям части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречат положениям Закона о контрактной системе, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в приложении N 2 к Проекту контракта не установлен срок для подписания Заказчиком документа о приемке Товара.
В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона о контрактной системе, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе требования обеспечения гарантийных обязательств.
Комиссией установлено, что приложение N 3 к Проекту контракта содержит таблицу 3.1, в которой установлены сроки подписания Заказчиком документов о приемке Товара.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречат положениям Закона о контрактной системе, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в Описании объекта закупки неправомерно установлено требование о соответствии Товара нормативно-техническим документам.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться правилом использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
На заседании Комиссии установлено, что согласно Описанию объекта закупки, поставляемый Товар должен соответствовать положениям нормативно-технических документов, установленным в Описании объекта закупки (ГОСТ).
Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем Заявителем в составе жалобы и на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в Описании объекта закупки неправомерно установлено требование о согласовании поставщиком состава асфальтобетонной смеси с Заказчиком.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться правилом, согласно которому в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Пунктом 2.2 Описания объекта закупки установлено, что поставщик обязан согласовать с Заказчиком рецепт состава асфальтобетонной смеси до начала поставки. Поставщик в течение 3 рабочих дней направляет рецепт Заказчику на согласование, а Заказчик рассматривает направленный рецепт в течении 3 рабочих дней на соответствие требованиям ГОСТ и Описания объекта закупки и в случае отсутствия замечаний согласовывает рецепт и направляет согласованный рецепт поставщику.
При этом вышеуказанное требование ставит поставщика в зависимость от волеизъявления Заказчика.
На заседании Комиссии установлено, что согласно Описанию объекта закупки работы, подлежащие выполнению в рамках исполнения государственного контракта, должны осуществляться в соответствии с ГОСТ.
Таким образом, требование о согласовании рецепта состава асфальтобетонной смеси с Заказчиком является излишним, поскольку составы смесей, используемых для выполнения работ по государственному контракту регулируются соответствующими национальными стандартами (ГОСТ).
Изучив Описание объекта закупки, Комиссия приходит к выводу, что требование о согласовании составов асфальтобетонных смесей с Заказчиком является неправомерным.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, Уполномоченного органа, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно доводу Заявителя Комиссией по осуществлению закупок неправомерно принято решение о признании заявки Победителя соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям.
Пунктом 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Так, перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким дополнительным требованиям, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
Пунктом 4 Постановления N 2571 установлено, что информацией и документами, подтверждающими соответствие участника закупки дополнительному требованию, установленному в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, являются информация и документы, предусмотренные хотя бы одним из следующих подпунктов:
а) номер реестровой записи в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре контрактов, заключенных заказчиками (в случае исполнения участником закупки контракта, информация и документы в отношении которого включены в установленном порядке в такой реестр и размещены на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет");
б) выписка из предусмотренного Законом о контрактной системе реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну (в случае исполнения участником закупки контракта, информация о котором включена в установленном порядке в такой реестр);
в) исполненный контракт, заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе, или договор, заключенный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также акт приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
В соответствии с пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Согласно Извещению к участникам закупки установлены дополнительные требования в соответствии c пунктом 4 Постановления N 2571.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.03.2024 N ИЭА1 (далее - Протокол подведения итогов) заявка Победителя признана соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что в качестве подтверждения соответствия Победителя дополнительным требованиям, предусмотренным частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе представлен номер реестровой записи контракта от 31.03.2020 N 2500000152520000228 (далее - Контракт) содержащийся в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре контрактов заключенных заказчиками, в соответствии с положением подпункта "а" пункта 4 Постановления N 2571.
Кроме того, согласно сведениям, размещённым в ЕИС, Контракт исполнен 22.12.2020.
Таким образом, Контракт исполнен ранее чем за три года до даты окончания подачи заявки на участие в Аукционе, в связи с чем Контракт не соответствует положениям части 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе и Постановлению N 2571.
Учитывая изложенное, действия Комиссии по осуществлению закупок, принявших решение о признании заявки Победителя соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в Извещении неправомерно установлено требование о соответствии участников закупки положениям части 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с Извещением начальная (максимальная) цена контракта составляет 408 275 484,44 руб.
Таким образом, Комиссией установлено, что начальная (максимальная) цена контракта составляет более двадцати миллионов рублей, в связи с чем Заказчиком, Уполномоченным органом к участникам закупки установлено требование о соответствии положениям части 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем Заявителем в составе жалобы и на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системы.
2. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что контракт заключен, предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать
4. Передать материалы от 22.03.2024 по делу N 24/44/99/49 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 марта 2024 г. N 24/44/99/49
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.04.2024