На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), приказа ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки на основании полученной информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку автомобиля специального - передвижного комплекса по поиску и обезвреживанию взрывоопасных объектов "Аракс" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0195400000221000438) (далее - Извещение, Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В связи с поступлением в ФАС России информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в части действий Заказчика в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Согласно поступившей информации Заказчиком ненадлежащим образом определена начальная (максимальная) цена по Аукциону (далее - НМЦК).
В ходе проведения внеплановой проверки 04.03.2024 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 28.03.2024.
В соответствии с Извещением, документацией об Аукционе (далее - Документация), протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 20.12.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) НМЦК - 105 812 350 рублей;
4) источник финансирования - федеральный бюджет в рамках ГОЗ,КБК - 18003035020292019211;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 09.02.2022;
6) в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе (далее в редакции от 02.07.2021) Аукцион признан несостоявшимся, поскольку по окончании срока подачи заявок подана одна заявка, признанная соответствующей требованиям Документации и Закона о контрактной системе;
7) Заказчиком с ООО "Комплексные системы" заключен государственный контракт от 21.02.2022 N 2222180200492007722377866/01954000002210004380001 (реестровый номер контракта в ЕИС - 1772237786622000056).
В соответствии с Документацией закупка осуществляется в рамках государственного оборонного заказа в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон о государственном оборонном заказе) (далее в ред. от 23.11.2021).
Частью 21 статьи 22 Закона о контрактной системе установлено,что особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении включаемых в состав государственного оборонного заказа закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд устанавливаются в соответствии с Законом о государственном оборонном заказе.
На основании пункта 1 статьи 6 Закона о государственном оборонном заказе размещение государственного оборонного заказа осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом особенностей, предусмотренных
Законом о государственном оборонном заказе.
В соответствии с частью 4 статьи 6 Закона о государственном оборонном заказе определение начальной (максимальной) цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем использования конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков),а также цены государственного контракта в случае размещения государственного оборонного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 7 Закона о государственном оборонном заказе государственный заказчик формирует начальную (максимальную) цену государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем использования конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков), а также цену государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 6 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 N 1465 "О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1465, Положение), установлен перечень продукции,в отношении которой осуществляется государственное регулирование цен.
На основании пункта 105 Положения государственными заказчиками государственного оборонного заказа при осуществлении закупок конкурентной продукции из числа указанной в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 6 Положения начальная (максимальная) цена государственного контракта формируется в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок с учетом объемов финансирования государственного оборонного заказа, предусмотренных по соответствующим видам расходов и номенклатурным позициям, с учетом особенностей и в порядке, которые установлены пунктами 106 - 112 Положения.
Пунктом 108 Положения установлен порядок определения цены на продукцию и начальной (максимальной) цены государственного контракта в случае, если на календарный год, соответствующий году поставки конкурентной продукции, была определена прогнозная цена на эту продукцию, но государственный заказчик не установил начальную (максимальную) цену в соответствии с пунктом 107 Положения, либо если прогнозная цена на продукцию не была определена.
Так, в силу подпункта "а" пункта 108 Положения государственный заказчик выбирает не менее 2 потенциальных поставщиков из числа организаций, производящих удовлетворяющую его требованиям продукцию, и включает их в перечень потенциальных поставщиков.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 108 Положения государственный заказчик направляет одновременно всем потенциальным поставщикам, включенным в перечень потенциальных поставщиков, одинаковые по содержанию запросы о цене на продукцию, удовлетворяющую требованиям государственного заказчика,по формам, устанавливаемым Федеральной антимонопольной службой по согласованию с отраслевыми органами и Министерством обороны Российской Федерации, и информацию о том, что при формировании начальной (максимальной) цены государственного контракта государственным заказчиком будут учитываться их предложения о цене на продукцию, поступившие в течение 20 рабочих дней со дня направления государственным заказчиком соответствующего запроса о цене.
Согласно пункту 109 Положения предложение о цене включает обосновывающие документы в составе предложения о цене в объеме, предусмотренном пунктом 37 Положения (с учетом применяемых методов определения цены).
На основании пункта 110 Положения в случае если потенциальные поставщики конкурентной продукции не представили в установленный срок предложения о цене, государственный заказчик осуществляет расчет начальной (максимальной) цены государственного контракта на основании сведений о ценах на продукцию, планируемую к поставке, либо сведений о ценах на ту же или сравнимую продукцию, содержащихся в государственных контрактах, ранее заключенных от имени Российской Федерации и включенных в реестр контрактов, а в случае отсутствия информации о ценах на такую продукцию - на основании самостоятельных расчетов, в том числе на основании ценовых показателей, рассчитанных исходя из количества продукции и объема ассигнований, предусмотренных государственным оборонным заказом (проектом государственного оборонного заказа).
Согласно Извещению объектом закупки является поставка автомобиля специального - передвижного комплекса по поиску и обезвреживанию взрывоопасных объектов "Аракс" (далее - Товар).
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 N 976-р "Об утверждении перечня продукции по государственному оборонному заказу, на которую распространяется государственное регулирование цен (за исключением ядерного оружейного комплекса)" (далее в редакции от 02.02.2021) утвержден перечень продукции по государственному оборонному заказу, на которую распространяется государственное регулирование цен (за исключением ядерного оружейного комплекса) (далее - Перечень).
Так, пункт 11 Перечня включает в себя специальную бронетанковую и инженерную технику.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком закупаемый Товар принят на снабжение приказом от 03.04.2018 N 116дсп и включен в раздел инженерной техники.
Таким образом, на закупаемый Товар распространяется государственное регулирование цен, а НМЦК должна быть сформирована Заказчиком в соответствии с требованиями Положения.
Так, на заседании Комиссии установлено, что с целью определения НМЦК Заказчиком направлен запрос о цене на продукцию, удовлетворяющую требованиям Заказчика, от 28.09.2021 N 21/7015 (далее - Запрос) в адрес трех потенциальных поставщиков, в ответ на который Заказчиком получены коммерческие предложения от ООО "Комплексные системы" от 07.10.2021 N 60, ООО "Нижегородский Автомобильный Завод" от 15.10.2021 N 76 (далее соответственно - Потенциальные поставщики, Коммерческие предложения).
Согласно представленным материалам Запрос сформирован в соответствии с подпунктом "б" пункта 108 Положения, а также содержит требование о необходимости при подготовке коммерческих предложений руководствоваться подпунктами "в", "г" пункта 108, пунктом 109 Положения.
На заседании Комиссии установлено, что в связи с тем, что Потенциальные поставщики не представили к Коммерческим предложениям обосновывающие документы, предусмотренные пунктом 37 Положения, Заказчиком на основании пункта 110 Положения осуществлен поиск сведений о ценах на планируемую к закупке или сравнимую с ней продукцию, содержащихся в государственных контрактах, ранее заключенных от имени Российской Федерации и включенных в реестр контрактов, заключенными заказчиками.
Согласно обоснованию начальной (максимальной) цены контракта Документации (далее - Обоснование НМЦК) расчет НМЦК произведен на основании цен Товара, указанных в Коммерческих предложениях, а также цены Товара, содержащейся в государственном контракте от 24.05.2021
N 2121180202602007722377866/019540000221001710001, с учетом индекса цен производителей на продукцию машиностроения, установленного письмом Минэкономразвития России от 05.10.2021 N 33918-ПК/Д03и "О применении показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в целях ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу".
При этом согласно Обоснованию НМЦК Заказчиком при формировании НМЦК использован метод индексации базовой цены.
В силу пункта 2 Положения метод индексации базовой цены - это метод определения цены на продукцию, заключающийся в установлении цены на продукцию на очередной год и плановый период путем индексации сформированной ранее базовой цены с применением соответствующих индексов.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что базовая цена на Товар не определялась, метод индексации базовой цены при расчете НМЦК
не применялся и указан в Обосновании НМЦК в связи с технической ошибкой.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом указавшего в Обосновании НМЦК примененный метод формирования НМЦК, нарушают часть 21 статьи 22 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
При этом согласно положениям статьи 4.5 КоАП постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за вышеуказанное нарушение истек.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 21 статьи 22 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
3. В связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности материалы от 28.03.2024 по делу N П-89/24 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа
ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 28 марта 2024 г. N П-89/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.04.2024