В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (здесь и далее по тексту в редакции, действующей на дату заключения государственного контракта (далее - Закон о контрактной системе), п. "б" ч.13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) и на основании Приказа Оренбургского УФАС России N 143/24 от 27.03.2024 г., Комиссией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок в составе:
Председателя Комиссии: Членов Комиссии:
в присутствии посредством видеоконференцсвязи представителя Министерства здравоохранения Оренбургской области - (на основании доверенности),
представитель Общества с ограниченной ответственностью "Сильвер-Авто ГРУПП" на рассмотрение обращения не явился, о дате, времени и месте рассмотрения извещен, прислал письменные пояснения,
рассмотрев обращение Министерства здравоохранения Оренбургской области о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Сильвер-Авто ГРУПП" (ИНН 7456003755, ОГРН 1117456000980) в связи с односторонним расторжением контракта на поставку автомобилей для доставки пациентов в медицинские организации, медицинских работников до места жительства пациентов, а также для перевозки биологических материалов для исследований, доставки лекарственных препаратов до жителей отдаленных районов (номер извещения N 0853500000323005762),
УСТАНОВИЛА:
26.03.2024 г. в Оренбургское УФАС России поступило обращение Министерства здравоохранения Оренбургской области (далее - Заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Сильвер-Авто ГРУПП" (далее - Общество, ООО "Сильвер-Авто ГРУПП", Поставщик) в связи с односторонним расторжением контракта на поставку автомобилей для доставки пациентов в медицинские организации, медицинских работников до места жительства пациентов, а также для перевозки биологических материалов для исследований, доставки лекарственных препаратов до жителей отдаленных районов (номер извещения N 0853500000323005762) (далее - Закупка).
Согласно обращению Заказчика ООО "Сильвер-Авто ГРУПП" не осуществлена поставка автомобилей для доставки пациентов в медицинские организации, медицинских работников до места жительства пациентов, а также для перевозки биологических материалов для исследований, доставки лекарственных препаратов до жителей отдаленных районов в рамках государственного контракта N 0853500000323005762 от 25.07.2023 г., что явилось причиной принятия Министерством здравоохранения Оренбургской области одностороннего отказа от исполнения Контракта и дальнейшего обращения в антимонопольный орган о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Сильвер-Авто ГРУПП". Присутствующий на рассмотрении дела представитель Заказчика поддрежал доводы, указанные в обращении.
Согласно письменным пояснениям Общества в связи с тем, что производитель Товара АО "АВТОВАЗ" изменил модификацию автомобилей, что в свою очередь привело к увеличению стоимости, Общество с ограниченной ответственностью "Сильвер-Авто ГРУПП" не смогло исполнить требования государственного контракта N 0853500000323005762 от 25.07.2023 г.
Комиссия Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, заслушав приведенные доводы, установила следующее:
29.06.2023 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке было размещено извещение о проведении совместного аукциона в электронной форме на поставку автомобилей для доставки пациентов в медицинские организации, медицинских работников до места жительства пациентов, а также для перевозки биологических материалов для исследований, доставки лекарственных препаратов до жителей отдаленных районов (номер извещения N 0853500000323005762).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 74 165 000,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.07.2023 г. N ИЭА1 победителем закупки признано ООО "Сильвер-Авто ГРУПП" с предложением о цене контракта 73 794 175,00 руб.
25.07.2023 г. между Министерством здравоохранения Оренбургской области и ООО "Сильвер-Авто ГРУПП" заключен государственный контракт N 0853500000323005762 на поставку автомобилей для доставки пациентов в медицинские организации, медицинских работников до места жительства пациентов, а также для перевозки биологических материалов для исследований, доставки лекарственных препаратов до жителей отдаленных районов (далее - Контракта).
Согласно разделу 1 Контракта "Предмет Контракта" установлено следующее:
"1.1. Поставщик обязуется поставить автомобили для доставки пациентов в медицинские организации, медицинских работников до места жительства пациентов, а также для перевозки биологических материалов для исследований, доставки лекарственных препаратов до жителей отдаленных районов (ОКПД 2: 29.10.20.000) (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
1.2. Наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в спецификации (приложение к Контракту), являющейся неотъемлемой частью Контракта".
Пунктами 3.1 Контракта установлены следующие условия:
"3.1. Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: г. Оренбург, ул. Немовская, 157 (далее - место доставки), с даты заключения контракта в течение 180 календарных дней, но не ранее 15.12.2023 года для следующих получателей:
1. ГАУЗ "Соль-Илецкая межрайонная больница", (2 шт.);
2. ГБУЗ "Городская больница" г. Бугуруслана, (1 шт.);
3. ГБУЗ "Саракташская районная больница", (1 шт.);
4. ГБУЗ "Новосергиевская районная больница", (2 шт.);
5. ГБУЗ "Северная районная больница", (1 шт.);
6. ГБУЗ "Восточная территориальная межрайонная больница", (5 шт.);
7. ГБУЗ "Асекеевская районная больница", (2 шт.);
8. ГБУЗ "Александровская районная больница", (1 шт.);
9. ГБУЗ "Первомайская районная больница", (3 шт.);
10. ГБУЗ "Тоцкая районная больница", (5 шт.);
11. ГБУЗ "Переволоцкая районная больница", (3 шт.);
12. ГБУЗ "Сакмарская районная больница", (5 шт.);
13. ГБУЗ "Ташлинская районная больница", (1 шт.);
14. ГБУЗ "Октябрьская районная больница", (2 шт.);
15. ГБУЗ "Шарлыкская районная больница", (1 шт.);
16. ГАУЗ "Кваркенская районная больница", (2 шт.);
17. ГБУЗ "Тюльганская районная больница", (1 шт.);
18. ГБУЗ "Адамовская районная больница", (2 шт.);
19. ГБУЗ "Городская больница" города Гая, (1 шт.);
20. ГБУЗ "Курманаевская районная больница", (1 шт.);
21. ГБУЗ "Грачевская районная больница", (1 шт.);
22. ГБУЗ "Беляевская районная больница", (1 шт.);
23. ГБУЗ "Илекская районная больница", (1 шт.);
24. ГБУЗ "Городская больница" г. Медногорска, (1 шт.);
25. ГАУЗ "Оренбургская районная больница", (5 шт.);
26. ГАУЗ "Больница скорой медицинской помощи" г. Новотроицка (7 шт.);
27. ГАУЗ "Детская городская больница" г. Новотроицка, (1 шт.);
28. ГАУЗ "Городская больница" города Орска, (5 шт.);
29. ГАУЗ "Городская клиническая больница N 1" г. Оренбурга, (8 шт.);
30. ГАУЗ "Детская городская клиническая больница" г. Оренбурга, (8 шт.);
31. ГАУЗ "Городская клиническая больница им. Н.И.Пирогова" г. Оренбурга, (3 шт.);
32. ГАУЗ "Оренбургская областная клиническая больница N2", (3 шт.);
33. ГАУЗ "Детская городская больница" г. Орска, (4 шт.);
34. ГАУЗ "Оренбургская областная больница N 3", (1 шт.).
Поставщик не менее чем за 5 дней до осуществления поставки Товара направляет в адрес Заказчика уведомление о времени и дате доставки Товара в место доставки".
Пунктами 4.1-4.2 Контракта установлены следующие права и обязанности Поставщика:
"4.1. Поставщик обязан:
4.1.1. поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом и спецификацией;
4.1.2. обеспечить соответствие поставляемого Товара требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), сертификации, лицензирования, установленным законодательством Российской Федерации и Контрактом;
4.1.3. обеспечить за свой счет устранение выявленных недостатков Товара или осуществить его соответствующую замену в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом;
4.1.4. в случае принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта:
а) поставщик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе.
б) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
в) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п.п. б) пункта 4.1.4. настоящего Контракта считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
4.1.5. предоставлять Заказчику по его требованию документы, относящиеся к предмету Контракта, а также своевременно предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта;
4.2. Поставщик вправе:
4.2.1. требовать от Заказчика произвести приемку Товара в порядке и в сроки, предусмотренные Контрактом;
4.2.2. требовать своевременной оплаты на условиях, установленных Контрактом, надлежащим образом поставленного и принятого Заказчиком Товара;
4.2.3. принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством;
4.2.4. требовать возмещения убытков, уплаты неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с разделом VI Контракта;
4.2.5. по согласованию с Заказчиком (путем заключения дополнительного соглашения) поставить Товар, качество, технические и функциональные характеристики которого являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в Контракте (за исключением случаев, которые предусмотрены и нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктами 4.3-4.4 Контракта установлены следующие права и обязанности Заказчика:
"4.3. Заказчик обязуется:
4.3.1. обеспечить своевременную приемку и оплату поставленного Товара надлежащего качества в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом;
4.3.2. принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что:
а) поставщик и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд") и (или) поставляемому товару;
б) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) поставщик (подрядчик, исполнитель) представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4.3.3. в случае принятия Заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур:
а) Заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
б) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
в) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пп. б) п. 4.3.3. Контракта считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
4.3.4. требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с разделом VI Контракта;
4.3.5. провести экспертизу поставленного Товара для проверки его соответствия условиям Контракта в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4.4. Заказчик вправе:
4.4.1. требовать от Поставщика надлежащего исполнения обязательств по Контракту;
4.4.2. требовать от Поставщика своевременного устранения недостатков, выявленных как в ходе приемки, так и в течение гарантийного периода;
4.4.3. проверять ход и качество выполнения Поставщиком условий Контракта без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность Поставщика;
4.4.4. требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней), возмещения убытков в соответствии с разделом VI Контракта;
4.4.5. предложить увеличить или уменьшить в процессе исполнения Контракта количество Товара, предусмотренного Контрактом, не более чем на десять процентов в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
4.4.6. отказаться от приемки и оплаты Товара, не соответствующего условиям Контракта;
4.4.7. принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством;
4.4.7. до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта провести экспертизу поставленного Товара с привлечением экспертов, экспертных организаций".
Разделом 11 Контракта "Рассмотрение и разрешение споров" установлено следующее:
"11.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть из Контракта между Сторонами, будут разрешаться путем переговоров, в том числе в претензионном порядке.
11.2. В случае обмена документами при применении мер ответственности и совершении иных действий в связи с нарушением поставщиком или заказчиком условий контракта в отношении контракта, заключенного по результатам электронного аукциона, такой обмен осуществляется с использованием единой информационной системы путем направления электронных уведомлений. Такие уведомления формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, поставщика, и размещаются в единой информационной системе без размещения на официальном сайте.
11.3 В претензии перечисляются допущенные при исполнении Контракта нарушения со ссылкой на соответствующие положения Контракта или его приложений, отражаются стоимостная оценка ответственности (неустойки), а также действия, которые должны быть произведены Стороной для устранения нарушений.
11.4. Срок рассмотрения претензии не может превышать 10 дней.
11.5. При неурегулировании Сторонами спора в досудебном порядке, спор разрешается в судебном порядке в Арбитражном суде Оренбургской области".
Разделом 13 Контракта "Срок действия и порядок расторжения Контракта" установлено следующее:
"13.1. Контракт вступает в силу с момента его подписания обеими Сторонами и действует по 31 декабря 2024 г. Окончание срока действия Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по Контракту, в том числе гарантийных обязательств Поставщика.
13.2. Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно обращению Заказчика 30.10.2023 г. в адрес Министерства здравоохранения Оренбургской области поступило письмо от Поставщика с предложением изменить существенное условие контракта в части увеличения его цены до 80 551 835,00 руб. в связи с тем, что производитель Товара АО "АВТОВАЗ" изменил модификацию автомобилей, что в свою очередь привело к увеличению стоимости.
14.11.2023 г. Заказчиком было получено письмо от Поставщика с просьбой рассмотреть вопрос об изменении существенного условия контракта в части увеличения его цены до 78 578 500,00 руб.
Согласно п. 2.4 Контракта цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и контрактом, а именно:
- цена контракта может быть снижена по соглашению Сторон без изменения, предусмотренного контрактом количества и качества поставляемого Товара и иных условий контракта;
- если по предложению Заказчика увеличиваются или уменьшаются предусмотренные контрактом количество товара не более, чем на десять процентов.
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Поставщик письмом от 06.12.2023 г. N 132 предложил Заказчику расторгнуть Контракт по соглашению сторон в связи с невозможностью исполнения принятых на себя обязательств по контракту.
Заказчик исходящим письмом от 16.01.2024 г. N 343/10 пояснил, что возражает против увеличения цены контракта. Основания невозможности изменения существенного условия контракта указаны выше, а также в виду ограниченных лимитов финансирования программы "Модернизация первичного звена здравоохранения Оренбургской области".
Таким образом, обязательства по поставке Товара Поставщиком не были исполнены.
Допущенные Поставщиком нарушения условий Контракта являются существенными, поскольку данные нарушения фактически не позволили Заказчику получить требуемый результат в установленный срок, то есть воспрепятствовали исполнению региональной программы "Модернизация первичного звена здравоохранения Оренбургской области".
Согласно пояснениям представителя заказчика срыв Поставщиком срока поставки Товара по Контракту негативно отражается на работе подведомственных Министерству здравоохранения Оренбургской области медицинских организаций. Так, получатели автомобилей (34 медицинские организации) лишены возможности должным образом организовать доставку пациентов в медицинские организации, медицинских работников до места жительства пациентов, а также перевозку биологических материалов для исследований, доставку лекарственных препаратов до жителей отдаленных районов, что, безусловно, влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на получение качественного, доступного и своевременного медицинского обслуживания.
Согласно абзацу третьему пункта 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случае неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Поставщик неоднократно нарушил срок поставки Товара, который изначально был установлен контрактом, а также не отреагировал должным образом на полученное им требование о поставке Товара по контракту.
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
С учетом требований ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
14.03.2024 г. в связи с тем, что ООО "Сильвер-Авто ГРУПП" не исполнены условия Контракта, Заказчик, руководствуясь ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 1 ст. 523 ГК РФ, п. 13.2 Контракта принял решение об одностороннем отказе (исх. N 3011/10 от 14.03.2024 г.) от исполнения государственного контракта N 0853500000323005762 от 25.07.2023 г.
14.03.2024 г. 12:34 (МСК) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено Заказчиком в Единой информационной системе (Решение об одностороннем отказе N 3011/10 от 14.03.2024 г. Поставщик Получено 14.03.2024 г. 12:34 (МСК) Заказчик Подписано 14.03.2024 г. 12:34 (МСК).
Следовательно, при расторжении контракта заказчиком соблюдена процедура, предусмотренная положениями ст. 95 Закона о контрактной системе.
Таким образом, учитывая положения ч. 12.1, ч. 13, ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе, односторонний отказ Заказчика от исполнения Контракта вступил в силу 26.03.2024 г.
На основании вышеизложенного, на дату заседания Комиссии Оренбургского УФАС России решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта считается вступившим в силу.
Доказательств того, что ООО "Сильвер-Авто ГРУПП" после принятия Заказчиком решения о расторжении контракта в одностороннем порядке приступило к исполнению обязательств, в материалы дела не представлено.
Согласно ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно письменным пояснениям Общества в связи с тем, что производитель Товара АО "АВТОВАЗ" изменил модификацию автомобилей, что в свою очередь привело к увеличению стоимости, Общество с ограниченной ответственностью "Сильвер-Авто ГРУПП" не смогло исполнить требования государственного контракта N 0853500000323005762 от 25.07.2023 г.
Согласно пункту 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации существенным признается нарушение Контракта одной из сторон, влекущее для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении Контракта.
Принимая решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, заказчик указал на неисполнение Поставщиком принятых на себя обязательств.
Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что существенное нарушение условий Контракта заключается в том, что ООО "Сильвер-Авто ГРУПП" не поставлены автомобили для доставки пациентов в медицинские организации, медицинских работников до места жительства пациентов, а также для перевозки биологических материалов для исследований, доставки лекарственных препаратов до жителей отдаленных районов по государственному контракту N 0853500000323005762 от 25.07.2023 г.
Исполнитель на основании субъективного заключения, исходя из своих возможностей, пришел к выводу о невозможности исполнения условий Контракта.
Комиссией Оренбургского УФАС России не принимается во внимание ссылка ООО "Сильвер-Авто ГРУПП" на повышение цены исполнения Контракта, поскольку Исполнителем не были приняты меры для исполнения контракта, а также не представлены как доказательства возникновения указанных Обществом обстоятельств, так и доказательства влияния этих обстоятельств на возможность исполнить условия контракта.
В соответствии с п. 8 постановления Пленума ВС РФ N 7 в силу п. 3 ст. 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Комиссия Оренбургского УФАС России обращает внимание, что, направляя заявку на участие в аукционе, Общество должно понимать последствия совершения таких действий и принимать организационные и экономические меры для исполнения Контракта в случае признания его победителем.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе из Контрактов и иных сделок, предусмотренных законом, а также из Контрактов и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации разъясняет, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации Контракт может быть изменен по соглашению сторон или в судебном порядке.
В силу пункта 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации основанием для расторжения Контракта является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении Контракта, если иное не предусмотрено Контрактом или не вытекает из его существа.
Заключая контракт, Поставщик должен был учесть все возможные варианты развития событий, предвидеть наступление предпринимательских рисков. Изложенные в письменных пояснениях обстоятельства относятся к факторам экономического риска, которые Общество как профессиональный участник рынка должно было учесть при заключении контракта на поставку товара при должной степени заботливости и осмотрительности.
ООО "Сильвер-Авто ГРУПП", являясь коммерческой организацией, вступая с Заказчиком в Контрактные отношения на поставку автомобилей для доставки пациентов в медицинские организации, медицинских работников до места жительства пациентов, а также для перевозки биологических материалов для исследований, доставки лекарственных препаратов до жителей отдаленных районов не могло исключать вероятность наступления любых хозяйственных рисков, сопряженных с оказанием вышеназванных услуг. Рост цен, на который ссылается Общество, не относятся к числу обстоятельств, возникновение которых нельзя предвидеть.
Изменение цен является предпринимательским риском сторон (абзац 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации), о данном обстоятельстве как специфике предпринимательской деятельности не могло не быть известно Обществу и данное обстоятельство не могло не быть им учтено при проявлении должной степени заботливости и осмотрительности как стороны гражданского оборота. Инфляционные процессы не относятся к числу обстоятельств, возникновение которых нельзя предвидеть. Стороны, вступая в Контрактные отношения, должны были прогнозировать экономическую ситуацию, в связи с чем не могли исключать вероятность роста цен в период исполнения сделки.
Из анализа пункта 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что существенно изменившиеся обстоятельства могут являться основанием для изменения Контракта в судебном порядке только в том случае, если они вызваны причинами, которые Общество не могло преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру контракта и условиям оборота, и Общество не несет риск изменения указанных обстоятельств.
Вместе с тем, изложенные Обществом обстоятельства не являются существенно изменившимися обстоятельствами по смыслу пункта 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку в данном случае риск изменения стоимости оказания услуг на рынке несет именно исполнитель, осуществляющий профессиональную деятельность, то есть Общество с ограниченной ответственностью "Сильвер-Авто ГРУПП".
Добровольно заявляя об участии в аукционе, ООО "Сильвер-Авто ГРУПП" должно было реально оценить возможность выполнения положений контракта, риски, связанные с исполнением контракта. Следовательно, правовых оснований для невыполнения работ по контракту у общества не было.
Кроме того, в соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Вместе с тем, доказательств того, что Общество после принятия Заказчиком решения о расторжении контракта в одностороннем порядке приступило к исполнению обязательств, в материалы дела не представлено.
Частью 1 статьи 421 Гражданского Кодекса РФ установлено, что понуждение к заключению Контракта не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить Контракт предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Следовательно, у Поставщика отсутствовали правовые основания для неисполнения условий контракта, поскольку, выражая согласие с условиями документации об электронном аукционе, подавая заявку на участие в электронном аукционе, ООО "Сильвер-Авто ГРУПП" приняло на себя обязательства по исполнению условий Контракта. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Предпринимательская деятельность осуществляется самостоятельно и на свой риск. Как следует из материалов дела, ООО "Сильвер-Авто ГРУПП" уклонилось от исполнения Контракта в установленные сроки. Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения условий указанного Контракта, представлено не было.
Участник закупки, подавший заявку на участие в закупке, осуществляет такими действиями свою предпринимательскую деятельность.
Принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, участник несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, подавая заявку на участие в закупке, лицо, ее подающее, должно осознавать наступление определенных последствий своих действий, в том числе и наступление неблагоприятных для него последствий.
Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе, заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Реализуя указанный принцип, заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
Одним из таких средств, обеспечивающих заказчикам возможность достижения "заданных результатов", является ведение реестра недобросовестных поставщиков, в который включается информация об участниках закупок, нарушивших существенные условия контракта.
Участие таких лиц в последующих закупках не позволит заказчикам с оптимальными издержками добиться "заданных результатов", приведет к неэффективному расходованию бюджетных средств и нарушению конкуренции.
Исходя из правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 25 от 23.06.2015 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны. По общему правилу части 5 статьи 10 ГК добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Кроме того, принцип эффективного правосудия предполагает возможность превентивной судебной защиты субъекта гражданского оборота от действий, создающих угрозу нарушения его прав (абзац третий статьи 12 ГК РФ), то есть допускает активную правовую охрану интересов такого субъекта от еще не состоявшихся, но потенциально неизбежных последствий.
Вместе с тем, доказательств того, что действия Заказчика, а также решение Заказчика от 14.03.2024 г. об одностороннем отказе от исполнения контракта обжалуются в судебном порядке, в материалы дела не представлено.
Согласно данным с сайта https://kad.arbitr.ru/, на дату заседания Комиссии Оренбургского УФАС России исковое Арбитражным судом Оренбургской области не рассматривается дело об обжаловании решения Заказчика от 14.03.2024 г. об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, сведения о том, что принятое Заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на дату заседания Комиссии Оренбургского УФАС России было отменено либо обжаловано, в материалах дела также отсутствуют.
В настоящем случае, ожидаемым и добросовестным поведением ООО "Сильвер-Авто ГРУПП" явилось бы надлежащее исполнение условий контракта.
Вместе с тем, Поставщиком не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью исполнения условий государственного контракта N 0853500000323005762 от 25.07.2023 г., в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и при таких обстоятельствах включение Общества в реестр недобросовестных поставщиков является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков.
Также Комиссией Оренбургского УФАС России учитывается тот факт, что сведения в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Сильвер-Авто ГРУПП" ранее неоднократно включены в Реестр недобросовестных поставщиков (реестровые записи N 24001677 от 16.02.2024 г., N 24001311 от 06.02.2024 г.)
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Порядок принятия решения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиком определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
Пунктом 11 Постановления предусмотрено, что в процессе рассмотрения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков контрольный орган осуществляет проверку поступивших информации и документов, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика.
В соответствии с ч. 9 ст. 104 Закона о контрактной системе информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, Комиссия Оренбургского УФАС России, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Обращение Министерства здравоохранения Оренбургской области о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Сильвер-Авто ГРУПП" (ИНН 7456003755, ОГРН 1117456000980) в связи с односторонним расторжением контракта на поставку автомобилей для доставки пациентов в медицинские организации, медицинских работников до места жительства пациентов, а также для перевозки биологических материалов для исследований, доставки лекарственных препаратов до жителей отдаленных районов (номер извещения N 0853500000323005762) удовлетворить.
2. Сведения, представленные Министерством здравоохранения Оренбургской области в отношении:
- общества с ограниченной ответственностью "Сильвер-Авто ГРУПП" (сокращенное наименование: ООО "Сильвер-Авто ГРУПП", ИНН 7456003755, ОГРН 1117456000980, КПП: 025601001 адрес: 453505, Республика Башкортостан, Белорецкий район, город Белорецк, улица Ленина, дом 41, кабинет 203, адрес электронной почты: silveravto174@mail.ru);
- директора Общества с ограниченной ответственностью "Сильвер-Авто ГРУПП" Ставицкого Андрея Витальевича (ИНН 744406877316);
- учредителей Общества с ограниченной ответственностью "Сильвер-Авто ГРУПП":
а) Войтина Николая Евгеньевича (ИНН 744408707831);
б) общества с ограниченной ответственностью "СЕРЕБРЯНЫЙ САКВОЯЖ" (ИНН 7444044002, ОГРН 1057420004960);
включить в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта сроком на два года.
Датой включения сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Сильвер-Авто ГРУПП" в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд.
3. Исключить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью "Сильвер-Авто ГРУПП" из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
|
Члены Комиссии |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 2 апреля 2024 г. N 056/10/104-315/2024 (ключевые темы: решение об одностороннем отказе от исполнения контракта - реестр недобросовестных поставщиков - медицинские организации - работник - товар. работа. услуга.)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.04.2024