На основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
Инспекция Саратовского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
провела внеплановую проверку на предмет соблюдения ГУЗ СО "Самойловская районная больница" законодательства Российской Федерации и иных нормативно правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона N 0360300058424000007 "Поставка ламп светодиодных".
Срок проведения проверки: 21.03.2024 по 28.03.2024 включительно.
Цель проверки: соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при проведении закупки.
Внеплановая проверка проведена по сведениям и материалам, размещенным на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, а также представленными ГУЗ СО "Самойловская РБ".
Рассмотрев имеющиеся материалы и сведения, Инспекция Саратовского
УФАС России, УСТАНОВИЛА:
22.02.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении Аукциона N 0360300058424000007 "Поставка ламп светодиодных".
Заказчиком Аукциона является ГУЗ СО "Самойловская районная больница" (далее - Заказчик).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 50 665,00 рублей.
Изучив имеющиеся сведения и документы, Инспекция провела внеплановую проверку и пришла к следующим выводам:
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.03.2024 NИЭА1 на участие в закупке было подано 7 заявок, которые были признаны соответствующими требованиям Извещения.
По результатам подведения итогов определения поставщика победителем аукциона признается участник закупки с идентификационным номером N 492627 ООО "ШАНС".
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу пунктов 1, 2 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические икачественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей,требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Описание объекта закупки, в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно описанию объекта закупки, к поставке требует поставка ламп светодиодных со следующими функциональными, техническими и качественными характеристиками:
Nп/ п |
ОК ПД |
Наимен ование |
Наименование характеристик |
Значение характерис |
Единиц а |
Инструкци я по |
Ед . |
Кол -во |
|
2 |
товара |
и |
тики |
измере ния характе ристик и |
заполнени ю характерис тик в заявке (1) |
из м |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
27.4 0.15 .150 - 000 000 02 |
Лампа светодио дная |
Световой поток |
|
Люмен |
Участник закупки указывает в заявке конкретно е значение характерис тики |
Ш ту ка |
500 |
< 2000 | ||||||||
Класс энергетическо й эффективност и |
не ниже А |
|
участник закупки указывает в заявке конкретно е значение характерис тики |
|||||
Коррелирован ная цветовая температура |
|
Кельви н |
участник закупки указывает в заявке конкретно е значение характерис тики |
|||||
Лампа матовая |
Да |
|
значение характерис тики не может изменяться участнико м закупки |
|||||
Номинальная мощность |
|
Ватт |
участник закупки указывает в заявке конкретно е значение характерис |
|||||
|
|
|
|
|
|
тики |
|
|
Тип лампы |
Одноцокол ьная |
|
значение характерис тики не может изменяться участнико м закупки |
|||||
Тип цоколя |
Е27 |
|
значение характерис тики не может изменяться участнико м закупки |
|||||
Форма лампы |
Грушевидн ая |
|
значение характерис тики не может изменяться участнико м закупки |
Извещением к данному Аукциону Заказчиком установлены требования, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее-Постановление Правительства N878).
Приложением N 3 к Извещению установлено, что участник закупки предоставляет в составе заявки информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе, а также информацию и документы, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В силу части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Согласно п.3 Постановления Правительства N878 при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, за исключением установленного пунктом 3(1) настоящего постановления случая, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
Присутствующие на рассмотрении представители Заказчика пояснили, что на участие в Аукционе подано 7 заявок, 3 из которых предлагали товар Российского производства.
При рассмотрении заявок было установлено, что в рамках Детализирующего показателя трое из участников предлагали поставить лампы светодиодные тип цоколя E27, номинальной мощностью 15 и < 20 Вт, производства Китая, в том числе по решению комиссии и ООО "Электротехника" (согласно документам которой, предлагалось поставить лампы совместного производства Россия-Китай, при этом из открытых источников следовало, что производство самих ламп проводится в Китае).
Трое участников, предложивших поставить лампы Российского производства, не подходили по критериям заявленной мощности светоизлучения, при этом данные заявки были признаны соответствующими.
Исходя из имеющихся критериев оценки, ГУЗ СО "Самойловская РБ" правомерно определила ООО "Шанс" победителем, поскольку именно эта заявка наиболее полно соответствовала заявленным требованиям.
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекцией Саратовского УФАС было установлено, что все поданные заявки были признаны Заказчиком соответствующими, несмотря на то, что характеристика товара в части указания номинальной мощности, не соответствовала извещению.
В ходе анализа заявок участников Инспекцией Саратовского УФАС России было установлено, что в качестве документов в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ N 878 в качестве подтверждения страны происхождения товара, участниками представлены:
1. ООО "ШАНС" (идентификационный номер 492627, победитель) предлагали к поставке товар страной происхождения которого является Китайская народная республика. Предоставлен сертификат соответствия ЕАЭС N 0206706 от 21.10.2019.
2. ООО БКС-ТРЕЙД (идентификационный номер 487604) предлагали к поставке товар, страной происхождения которого является Российская Федерация. Предоставлена реестровая запись 3199\5\2022.
3. ООО "Акварель" (идентификационный номер 489710) предлагали к поставке товар страной происхождения которого является Китайская народная республика. Не предоставлены документы, подтверждающие страну происхождения товара.
4. ООО "СОЛДИ" (идентификационный номер 492361) предлагали к поставке товар, страной происхождения которого является Российская Федерация. Предоставлена реестровая запись 3199\5\2022.
5. ООО "ЭЛЕКТРОТЕХНИКА"(идентификационный номер 491003) предлагали к поставке товар, страной происхождения которого является Российская Федерация. Предоставлена реестровая запись 4315\7\2023, а также подтверждение, что предлагается к поставке товар 2 уровня.
6. ООО "ПРОМСНАБ"(идентификационный номер 486674) предлагали к поставке товар, страной происхождения которого является Российская Федерация. Предоставлена реестровая запись 3199\5\2022.
7. ООО "СЭП" (идентификационный номер 492382) предлагали к поставке товар страной происхождения которого является Китайская народная республика. Предоставлен сертификат соответствия ЕАЭС N 0206706 от 21.10.2019.
Таким образом, заявка победителя с идентификационным номером 492627, содержит только сертификат соответствия ЕАЭС, что в соответствии с положениями Постановления Правительств РФ N 878 не является подтверждением страны происхождения товара. Единая комиссия необоснованно признала заявку ООО "ШАНС" с идентификационным номером 492627 победителем аукциона.
Кроме того, в соответствии с нормами Постановления Правительства N 878 Единой комиссией необходимо было отклонить все заявки, которые не подтвердили страну происхождения товара, однако ни одна заявка не была отклонена.
Кроме того, при рассмотрении заявки ООО "Электротехника", в составе которой присутствовал реестровый номер, Заказчиком была найдена информация в интернете, где было указано, что производство поставляемого товара находится в Китае. Данная Заявка также не могла быть признана победителем, поскольку товар не соответствует технических характеристикам.
Закон о контрактной системе не обязывает аукционную комиссию обращаться к источникам информации о характеристиках товара в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет", как и не обязывает производителей товаров вести сайты своей продукции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Кроме того, при наличии соответствующего сайта, информация, размещенная в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", может являться неактуальной.
Проверка соответствия предложенного участником закупки товара требованиям аукционной документации осуществляется заказчиком, принимающим товар (с учетом описания объекта закупки) после заключения контракта на стадии его исполнения.
Таким образом, Заказчиком неправомерно рассмотрены заявки, которые были поданы на участие в Аукционе.
Согласно подпункту а пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 4, 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению, в том числе случаях:
-предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
-непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.
Таким образом, Единая комиссия ГУЗ СО "Самойловская районная больница" допустила нарушение пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе.
21.03.2024 между ГУЗ СО "Самойловская районная больница" и ООО "ШАНС" заключен контракт на поставку ламп светодиодных.
Инспекцией Саратовского УФАС России принято решение не выдавать предписание об устранении допущенных нарушений в связи с заключением контракта.
Учитывая вышеизложенное и на основании ч. 22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Инспекция Саратовского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок,
Р Е Ш И Л А:
1.Признать в действиях ГУЗ СО "Самойловская районная больница" нарушение пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона N 0360300058424000007 "Поставка ламп светодиодных.
2. Предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать в связи с заключением контракта.
3.Передать материалы внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 28 марта 2024 г. N 064/06/49-457/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.04.2024