Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
---------;
в присутствии представителей:
Общества с ограниченной ответственностью ------- "----" - --------, действующего на основании решения N1/2021 от 29.04.2021 года (со сроком действия до 29.04.2026 года);
Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Родильный дом" - -----------, действующей на основании доверенности N535 от 29.03.2024 года (со сроком действия один год) (после перерыва), ----------, действующей на основании доверенности N534 от 29.03.2024 года (со сроком действия один год) (после перерыва);
Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" - ----------, действующей на основании доверенности б/н от 17.05.2023 года (со сроком действия 1 (один) год) (после перерыва),
рассмотрев 29 марта 2024 года в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью --------- "-----" (далее - Заявитель) на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Родильный дом" (далее - Заказчик) и Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении электронного аукциона N 0809500000324000648 на закупку медицинских изделий - облучатель верхнего расположения для фототерапии новорожденных, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (далее - Аукцион) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 22.03.2024 года посредством функционала сайта единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) поступила жалоба от Заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок Заказчика и Уполномоченного учреждения (вх.N1494-ЭП/24 от 25.03.2024 года).
С учетом соблюдения срока и порядка подачи жалобы указанная жалоба принята к рассмотрению.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 26.03.2024 года NЕГ/1132/24 рассмотрение жалобы назначено на 28.03.2024 года в 14 часов 30 минут.
26.03.2024 года на сайте ЕИС в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений Мордовским УФАС России размещена информация о принятии жалобы Заявителя к рассмотрению по существу с указанием даты, времени и места ее рассмотрения, а также возможности использования систем видео-конференц-связи в соответствии с частью 2 статьи 106 Закона о контрактной системе (реестровый номер: 202400109157000116).
28.03.2024 года для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв. В 15 часов 00 минут 29.03.2024 года рассмотрение жалобы продолжилось в прежнем составе Комиссии Мордовского УФАС России.
В процессе рассмотрения указанного дела Заявителем представлено дополнение к ранее поданной жалобе (вх.N1612-ЭП/24 от 29.03.2024 года).
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России установлено следующее.
Извещение N 0809500000324000648 о проведении Аукциона размещено Уполномоченным учреждением по заявке Заказчика на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) 15.03.2024 09:31 (МСК).
Начальная (максимальная) цена контракта: 1 989 960,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 25.03.2024 09:00.
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 25.03.2024.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 27.03.2024.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.03.2024 NИЭА1 по окончании указанного в извещении о проведении электронного аукциона срока подачи заявок 25.03.2024 года (время московское) поступила единственная заявка на участие в электронном аукционе под идентификационным номером: A-166181, которая была признана комиссией по осуществлению закупок соответствующей требованиям извещения о проведении Аукциона.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки, осуществляемой в соответствии с частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно доводу жалобы Заявитель указывает на нарушение Заказчиком и Уполномоченным учреждением требований законодательства о контрактной системе, которое выразилось в нарушении правил описания объекта закупки, а именно в установлении требований к закупаемому товару таким образом, что их совокупности соответствует медицинское изделие единственного производителя - лампа для фототерапии ---- (производитель -----, --------), регистрационное удостоверение на которое прекратило свое действие 08.08.2016 года.
Заказчиком в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 106 Закона о контрактной системе, представлены возражения по жалобе (вх.N1595/24 от 28.03.2024 года).
Уполномоченным учреждением представлены письменные пояснения по жалобе (вх. N1579-ЭП/24 от 28.03.2024 года), согласно которым Заказчиком в составе заявки на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) было приложено информационное письмо ЗАО "------", являющегося эксклюзивным дистрибьютером в России всего неонатального оборудования "--------" о том, что Лампы фототерапии "------" являются уникальным (не имеющим аналогов) неонатальным оборудованием в своем классе, используемым для лечения гипербилирубинемии новорожденных, и обеспечивают быстрый и эффективный результат от проведения процедуры.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Учитывая изложенное при формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
При этом объект закупки должен быть сформирован таким образом, чтобы совокупности характеристик товаров соответствовало как минимум два производителя (Письмо ФАС России от 20.09.2021 года NПИ/79427/21).
В соответствии с извещением о проведении Аукциона объектом закупки является облучатель верхнего расположения для фототерапии новорожденных, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (код позиции каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) - 26.60.13.180-00000021 "Облучатель верхнего расположения для фототерапии новорожденных").
Согласно Правилам использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Постановление Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Поскольку установленный Заказчиком код позиции КТРУ 26.60.13.180-00000021 не имеет характеристик товара, то Заказчик устанавливает в описании объекта закупки характеристики в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что характеристики объекта закупки установлены в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе исходя из потребностей медицинского учреждения.
В своей жалобе и дополнении к ней Заявитель указывает, что совокупности характеристик соответствует медицинское изделие единственного производителя - лампа для фототерапии ---------- (производитель -------, --------) (регистрационное удостоверение --------).
Согласно устным пояснениям и письменным возражениям Заказчика (вх. от 28.03.2024 года N 1595/24), представленным в материалы дела, установленным в описании объекта закупки характеристикам товара соответствует также система фототерапии ----- производителя "------" (---------) (регистрационное удостоверение ----------).
Между тем представленная Заказчиком сравнительная таблица не подтверждает, что система фототерапии -------- производителя "------" (--------) соответствует всей совокупности характеристик, установленных в извещении о проведении Аукциона, например, по характеристике "Вес (с мобильным основанием)" и т.д.
Кроме того, Заказчиком в материалы дела представлены коммерческие предложения по указанному Аукциону, согласно которым к поставке предлагались Лампа для проведения фототерапии ("----------", -----), лампа для проведения фототерапии "-------" (фирма "------", ----------).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) поступила единственная заявка на участие в электронном Аукционе с предложением к поставке облучателя верхнего расположения для фототерапии новорожденных товарного знака -----------.
Заказчиком не представлены документальные доказательства того, что на рынке медицинских изделий существует как минимум два производителя, товары которых соответствуют требованиям, установленным в описании объекта закупки.
Таким образом, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что всем техническим характеристикам, указанным в описании объекта закупки, соответствует лампа для фототерапии -------- (производитель ----------, ------------). Доказательств обратного на заседании Комиссии Мордовского УФАС России не представлено.
На основании вышеизложенного, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что в описании объекта закупки Аукциона Заказчиком установлены характеристики в совокупности характерные лишь одному конкретному производителю.
Согласно части 3 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза. Действие данных требований может быть изменено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации", с учетом требований, установленных правом Евразийского экономического союза.
Согласно части 10 статьи 38 Закона об основах охраны здоровья граждан в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти осуществляет ведение государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, и размещает его на своем официальном сайте в сети "Интернет".
В государственный реестр медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, вносятся следующие сведения: 1) наименование медицинского изделия; 2) дата государственной регистрации медицинского изделия и его регистрационный номер, срок действия регистрационного удостоверения; 3) назначение медицинского изделия, установленное производителем; 4) вид медицинского изделия; 5) класс потенциального риска применения медицинского изделия; 6) код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности; 7) наименование и место нахождения юридического лица - уполномоченного представителя производителя (изготовителя) медицинского изделия или фамилия, имя и (если имеется) отчество, место жительства индивидуального предпринимателя - уполномоченного представителя производителя (изготовителя) медицинского изделия; 8) наименование и место нахождения организации - производителя (изготовителя) медицинского изделия или фамилия, имя и (если имеется) отчество, место жительства индивидуального предпринимателя - производителя (изготовителя) медицинского изделия; 9) адрес места производства или изготовления медицинского изделия; 10) сведения о взаимозаменяемых медицинских изделиях; 11) иные сведения, определяемые Правительством Российской Федерации (часть 11 статьи 38 Закона об основах охраны здоровья граждан).
Согласно данным реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, размещенного на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, срок действия регистрационного удостоверения ФС N--------- на медицинское изделие - лампа для фототерапии -------- (производитель ----------) истек 08.08.2016 года
На основании изложенного Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают положения части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе. Данные нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, довод Заявителя признан обоснованным.
Кроме того согласно одному из доводов жалобы Заявителя Заказчиком неверно сформирована начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК).
Пунктом 2 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу о необходимости передачи материалов настоящего дела в органы внутреннего финансового контроля для их рассмотрения в пределах компетенции.
Руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Мордовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью -------- "------------" на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Родильный дом" при проведении электронного аукциона N 0809500000324000648 на закупку медицинских изделий - облучатель верхнего расположения для фототерапии новорожденных, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия обоснованной.
2. Признать действия Заказчика нарушением части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
5. Передать в органы внутреннего финансового контроля копии необходимых материалов дела для их рассмотрения в пределах компетенции.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 29 марта 2024 г. N 013/06/42-153/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.04.2024