Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - Комиссия УФАС, Комиссия Управления) в составе:
Сучков О.Н. - временно исполняющий обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, председатель Комиссии,
Предтеченская Е.Н. - начальник отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член Комиссии;
Кузнецова Ю.Н. - старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "Медпроф" (далее - Заявитель) на положения извещения о проведении запроса котировок в электронной форме "Поставка сигнализаторов звука в целях социального обеспечения граждан в 2024 году", извещение N 0230100000224000093, при участии представителей Заказчика и Заявителя
УСТАНОВИЛА:
25.03.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещена жалоба Заявителя на положения извещения о проведении запроса котировок в электронной форме "Поставка сигнализаторов звука в целях социального обеспечения граждан в 2024 году", извещение N 0230100000224000093 (далее - запрос котировок, закупка), противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба Заявителя подана в надлежащий срок и соответствует требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе.
В жалобе Заявитель указывает на включение в описание объекта закупки требований к товарам, влекущих ограничение количества участников закупок. Под совокупность характеристик, указанных в Описании объекта закупки, подходит товар одного производителя. Кроме того, в Описании объекта закупки Заказчиком указано на необходимость соответствия закупаемых сигнализаторов требованиям ГОСТ Р 70185-2022, который разрабатывался совместно с ООО "Исток Аудио Трейдинг", являющимся производителем сигнализаторов. Данный факт, по мнению Заявителя, так же свидетельствует об описании объекта закупки под продукцию одного производителя.
Заказчиком предоставлены возражения на жалобу, в которых Заказчик указывает, что описание объекта закупки (далее - Техническое задание) составлено в соответствии с потребностью заказчика, а так же конечного получателя товара. С доводами жалобы Заказчик не согласен, считает, что закупка проводится в рамках действующего законодательства.
Заседание Комиссии УФАС проведено посредством видеоконференцсвязи 29.03.2024.
Комиссия УФАС, рассмотрев представленные материалы, заслушав представителей сторон, пришла к следующему выводу.
15.03.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещен документ "Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме от 15.03.2024 N0230100000224000093".
Начальная (максимальная) цена контракта: 6 753 266,68 руб.
Дата и время окончания подачи заявок: |
28.03.2024 в 08:00. |
20.03.2024 и 26.03.2024 в ЕИС размещены документы "Изменение извещения о проведении запроса котировок в электронной форме от 20.03.2024 NИИ1" и "Изменение извещения о проведении запроса котировок в электронной форме от 26.03.2024 NИИ2".
В соответствии со ст.6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии со ст. 7 Закона о контрактной системе открытость и прозрачность информации обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Согласно ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
При формировании технического задания Заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В силу ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными ч. 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
Согласно ч. 3 ст.17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными ч. 1 и ч. 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Исходя из буквального и смыслового толкования нормативных положений ст. 17 Закона о защите конкуренции, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, поскольку перечень запретов, перечисленных в ст. 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим.
В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) основными принципами охраны здоровья являются, в том числе, соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья (ст. 4 Закона об основах охраны здоровья граждан). Медицинская организация обязана обеспечивать применение разрешенных к применению в Российской Федерации медицинских изделий (ст. 79 Закона об основах охраны здоровья граждан). Надлежащая организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 29 Закона об основах охраны здоровья граждан).
Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.
Указанная позиция подтверждена Президиумом Верховного Суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), в соответствии с которым является допустимым указание в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают потребностям заказчика и необходимы ему с учетом специфики использования такого товара (работ, услуг).
Для требуемого Заказчикам товара существует свободный рынок, продукция производителей данных товаров находится в свободной продаже, товар свободно обращается на функционирующем рынке.
Таким образом, участником закупки может выступить любое юридическое, физическое лицо (индивидуальный предприниматель), в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе.
Отсутствие, у какого либо из участников аукциона продукции, отвечающей потребностям Заказчиков, не может свидетельствовать о нарушении требований контрактного законодательства.
Как указывает Заказчик, в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) и постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации осуществляет обеспечение инвалидов и ветеранов техническими средствами реабилитации, к которым относятся и сигнализаторы звука.
Данные средства реабилитации являются изделиями, ежедневно используемыми инвалидами с нарушением слуха. Работа Отделения как Государственного заказчика ориентирована в первую очередь на удовлетворение потребностей инвалидов, а значит, на закупку качественных изделий, которые могут обеспечить компенсацию ограничений жизнедеятельности и необходимый реабилитационный эффект.
Порядок разработки и утверждения национального стандарта определен статьей 24 Федерального закона N 162-ФЗ. В соответствии с указанной статьей и приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.06.2022 N 526-ст "Об утверждении национального стандарта" был утвержден и введен в действие ГОСТ Р 70185-2022.
Частью 3 статьи 24 Федерального закона N 162-ФЗ в том числе предусмотрено, что разработчик национального стандарта проводит публичное обсуждение проекта национального стандарта, срок которого не может быть менее чем шестьдесят дней со дня размещения уведомления о разработке проекта национального стандарта на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Кроме того, разработчик составляет перечень полученных в электронной форме и на бумажном носителе замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний, включая результаты рассмотрения данных замечаний, дорабатывает проект национального стандарта с учетом полученных замечаний.
ООО "Медпроф" имело возможность принять участие в общественном обсуждении при разработке Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 70185-2022 и сделать свои замечания.
Кроме того, в соответствии с письмом ООО "Аурика" (копия письма прилагается), указанная компания (ООО "Медпроф" является дилером ООО "Аурика" и поставляет продукцию данного производителя) принимала участие в разработке ГОСТ Р 70185-2022 и рекомендовала проект указанного стандарта к утверждению, а также подтверждала свою готовность к производству линейки сигнализаторов звука.
Описание объекта закупки Заказчиком составлено на основании ГОСТ Р 70185-2022 и приказа СФР от 01.11.2023 N 2178 "О применении рекомендаций по составлению технических заданий для закупок технических средств реабилитации в территориальных органах СФР", которым были утверждены технические задания на сигнализаторы звука, в том числе цифровые с вибрационной и световой индикацией.
Заказчик отмечает, что рекомендации СФР по составлению описания объекта закупки на обеспечение сигнализаторами звука прошли процедуру согласования с Общероссийской общественной организацией инвалидов "Всероссийское общество глухих", то есть вышеуказанные рекомендации в полной мере отвечают потребностям пользователей с нарушением слуха для их адаптации в бытовой среде.
Комиссией УФАС установлено, что при подготовке к осуществлению закупки Заказчиком были направлены запросы коммерческих предложений на поставку товара в соответствии с Техническим заданием.
Представленные коммерческие предложения содержат информацию о возможности поставки сигнализаторов Пульсар-3 Универсал и "Энеджи.
Требование соответствия сигнализаторов ГОСТ Р 70185-2022 не противоречит требованиям законодательства.
ГОСТ Р 70185-2022 утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 июня 2022 г. N 526-ст.
Правила применения указанного стандарта установлены в ст.26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" и распространяется на сигнализаторы звука световые и вибрационные (далее - сигнализаторы, аппаратура) для людей с инвалидностью по слуху и устанавливает общие технические требования к сигнализаторам и методы их испытаний.
Обязательные требования к качеству сигнализаторов, обеспечивающие реабилитационный эффект, электромагнитную совместимость и безопасность для жизни и здоровья людей, изложены в 5.5.2, 5.4 и разделе 6 ГОСТ Р 70185-2022.
В то же время, Заявителем не представлены документы, подтверждающие нарушение его прав и законных интересов при проведении данной закупки.
Довод Заявителя о том, что технические и функциональные характеристики сигнализаторов, указанные в Техническом задании являются избыточными и не обоснованы потребностями конечного получателя, документально не подтвержден.
Так же документально не подтверждена невозможность для Заявителя приобретения и поставки требуемых для Заказчика сигнализаторов.
Довод жалобы признан необоснованным.
В соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия УФАС провела внеплановую проверку, по результатам которой при проведении закупки нарушения не установлены.
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медпроф" необоснованной.
2. Требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта, установленное Управлением на основании ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе, отменить.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии: |
подпись О.Н. Сучков
подпись Е.Н. Предтеченская
подпись Ю.Н. Кузнецова
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 29 марта 2024 г. N 035/06/33-278/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.04.2024